Градус напряжения постоянно растет. В стране создан новый, антицерковный и антироссийский фронт. Создается впечатление, что власти мстят гражданам за нежелание разорвать духовное единство с Московским патриархатом. А еще – решают свои, сугубо политиканские вопросы, прикрываясь лжецерковной завесой. Похоже, Порошенко дает такой «посыл» православным, не желающим участвовать в его политических игрищах с церковью: «не хотели по-хорошему, будет по-плохому»…
* * *
В Житомире активисты запрещенной в России неонацистской организации С-14 провели «акцию устрашения» возле местного кафедрального собора. «Церкви, которые прислуживают стране-агрессору и освящают вражеское оружие будут закрыты. На Украине должна быть украинская церковь!» – заявили они. В различных регионах молодчики действуют по одному и тому же сценарию: по инициативе местных властей и в присутствии полиции срезают замки на входной двери и захватывают храм. Часто с пением гимна Украины. И чаще всего – по ночам. Пришедшие утром на службу прихожане оказываются выброшенными из собственного храма и вынуждены молиться на улице. Так события развивались на Волыни, в Ивано-Франковской и Одесской областях.
Бывает так, что рейдеры застают в храме священника и прихожан и тогда с ними не церемонятся. Так, в селе Гнездичное Тернопольской области при захвате храма сторонниками ПЦУ был избит протоиерей Стефан Балан – он оказался в больнице. Досталось и прихожанам – причем их избивали и оскорбляли не только нанятые молодчики, но и «священники» ПЦУ при полном равнодушии полиции. Но всбесившиеся пэцэушники не успокоились – они заблокировали дом священника, в котором православные жители села продолжали собираться на богослужения.
К слову, участие радикалов в антицерковных акциях совсем не бескорыстное. Опубликованы совсем не скромные по украинским меркам расценки: от 2 (С-14) до 5 («Братство» Корчинского – еще одна запрещенная в РФ структура) тыс. американских долларов за человека. Наверное, поэтому чаще всего в рейдерских захватах храмов участвуют полузабытые правосеки – они обходятся дешевле.
Особенно цинично выглядели силовые акции, совершенные в Прощеное воскресенье. 10 марта несколько сотен радикалов взяли штурмом храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Барановка Житомирской области. Причем прихожанам выкручивали руки, а со священников срывали кресты. Также 10 марта был захвачен храм Архистратига Михаила с. Бережница Черновицко-Буковинской епархии УПЦ МП. Изгнанные прихожане были вынуждены совершить традиционное для Первой недели Великого поста чтение великого покаянного канона св. Андрея Критского на улице.
Аналогичная ситуация – в с. Лобачовка Гороховского района Волынской области, с. Новая Мощаница Здолбуновского района и с. Курозваны Гощанского района Ровенской области.
Т. н. активисты не стесняются проводить свои «акции устрашения» даже в присутствии наблюдателей ОБСЕ, занимающихся мониторингом религиозной ситуации на Украине. Во время такой встречи в епархиальном управлении Житомира несколько свидомитов устроили пикет с оскорбительными для православных палатами под его стенами.
* * *
Православные храмы на Украине все чаще подвергаются осквернению грабителей. Причем многократному, поскольку такие преступления остаются абсолютно безнаказанными. Так, пять раз святотатцы грабили с погромом храм в селе Семеновка Белгород-Днестровского района Одесской области. За одну ночь на 23 января были ограблены три храма Волынской епархии. В течение суток свидомые вандалы дважды наносили оскорбительные надписи на стены Нежинского мужского монастыря. В Запорожье стены храма преподобного Алексия Карпаторусского исписали фашистскими рунами, а потом и подожгли. Всего за одну неделю в этом городе трижды оскверняли православные храмы. Ограблен храм преподобного Симеона Столпника в селе Топчиевка Черниговской области, являющийся памятником архитектуры XIX века. В Кривом роге боевики из С-14 оставили неонацистский «автограф» на подожженной двери и стене старейшего православного храма города. И, наконец, 16 марта в Оболонском благочинии Киевской епархии ограбили и разгромили храм в честь великомученика и Победоносца Георгия.
* * *
15 марта в СБУ в очередной раз на допрос был вызван протоиерей Виктор Земляной, руководитель отдела по вопросам урегулирования межконфессиональных конфликтов при Ровенской епархии, а также настоятель Воскресенского храма г. Острога. Священнику вручено уведомление о подозрении по ч. 1 ст. 161 и ч. 1 ст. 300 Уголовного кодекса Украины: «умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями», а также «ввоз, изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости». Абсурд? Нет – реальность взбесившейся Украины.
Протоиерей Виктор Земляной: «У меня нет страха, на все воля Божия. Мы никогда не остановимся на этой дороге. Это тем людям, которые это делают, надо бояться в первую очередь гнева Божиего»
В местные отделения полиции стали вызывать священников Ивано-Франковской епархии УПЦ. Но это пока еще не допросы, а т.н. беседы. Такую же «беседу», но уже в СБУ провели со священниками Хустской епархии, отказавшимися переходить в ПЦУ. Но только «беседами» и даже допросами силовое давление на каноническую Церковь не ограничивается. СБУ провела обыск у писателя Олега Слепынина, автора статей с критикой как самого томоса, так и вообще ПЦУ. Продолжает находиться под арестом в СИЗО г. Херсона режиссер-документалист Олег Саган...
* * *
Однако православные на Украине демонстрируют не просто стойкость в верности канонической Церкви, но и ненасильственное сопротивление антицерковной политике властей. Методы такого сопротивления отработаны тысячелетиями существования Церкви Христовой. Это – Крестные ходы и молитвенные стояния.
30 января многочисленный Крестный ход с лозунгами «Мы – УПЦ» и «Прекратите захваты храмов» прошел по улицам г. Затавное Черновицкой области. 4 февраля духовенство, наместники четырех монастырей и миряне Могилев-Подольской епархии пришли Крестным ходом к зданию Мурованокуриловецкой районной государственной администрации. Так верующие выразили протест против вмешательства в дела религиозных общин УПЦ, против давления на сельсоветы, предвзятого отношения к госслужащим, остающимся верными УПЦ, и личной пропаганды ПЦУ председателем райгосадминистрации по фамилии Ладан. 4 февраля состоялось молитвенное стояние под стенами Здолбуновской районной государственной администрации – его провели духовенство и верующие Ровенской епархии УПЦ.
Православные буковинцы во главе с архиепископом Банченским Лонгином молитвенным стоянием возле здания Глыбокской районной государственной администрации выразили свой протест незаконному вмешательству представителей власти на местах в дела религиозных общин. 12 марта 20 священников и полтысячи мирян молитвенным стоянием возле районной государственной администрации г. Дубровица Ровненской области выразили протест в связи с нарушением своих конституционных прав. В Луцке на молитвенное стояние возле Волынской областной государственной администрации пришло несколько тысяч человек. Председатель этой облгосадминистрации Савченко его проигнорировал, но рассказал о своих эмоциях во время расширенного заседания коллегии управления культуры по вопросам религий и национальностей: «Страшно, что их было гораздо больше, чем посетителей фестиваля повстанческой (бандеровской. –
Ред.) песни, который проходил в прошлом году на Театральной площади в Луцке»… Хочется спросить: а что вы хотели после своих неприкрытых нападок на права верующих?
Но не только у зданий органов власти проходят молитвенные стояния. В Черновицкой области религиозная община с. Васлововцы Заставновского района проводит непрерывное молитвенное стояние в своем храме, начиная с 27 января. Круглосуточно люди возносят молитву о мире на Украине, в их родном селе и сохранении православной веры на Буковине. В воскресенье стояние останавливается для совершения Божественной литургии. Такой опыт православного сопротивления стал известен за пределами не только Буковины и Украины – в Евросоюзе. В село приехали журналисты одного из испанских изданий. Прихожане еще двух приходов Черновицко-Буковинской епархии 10 февраля присоединились к непрерывному молитвенному стоянию своих братьев и сестер из села Васлововцы. Это Успенский храм с. Товтры Заставновского района и Успенский храм с. Михальча Сторожинецкого района. С 1 февраля продолжается молитвенное стояние перед закрытым после нападения взбесившихся пэцэушников Свято-Троицким храмом пгт Богородчаны Ивано-Франковской области.
Но, конечно же, самыми масштабными Крестными ходами заявили о себе гонимые верные канонической Церкви в День Торжества Православия, который отмечается в первое воскресенье Великого поста. В этом году – 17 марта.
В Киево-Печерской лавре Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил чин Торжества Православия и Божественную литургию. В храме присутствовали представители посольств православных государств, а также абсолютный чемпион мира по боксу Александр Усик. По окончании богослужения состоялся традиционный Крестный ход к Дальним пещерам.
В Запорожье и Ровно тысячи горожан прошли Крестными ходами по улицам своих городов. Завершилось эти молитвенные шествия чином Торжества Православия, который совершили под открытым небом. В Чернигове традиционный Крестный ход продолжался 8 часов, за это время богомольцы прошли более 30 км, молясь перед всеми храмами города.
Крестный ход в Одессе
Более 10 тысяч православных одесситов приняли участие в городском Крестном ходе вокруг Спасо-Преображенского кафедрального собора. Шествие возглавили святыни всех городских храмов. Многочисленные Крестные ходы 17 марта прошли и во всех районных центрах Одесской области. «Крестный ход – это как воинский строй, только духовный, во время шествия которого происходит невидимая борьба с духами зла» – таков комментарий Одесской епархии.