Цитата: Советчик от 26.05.2019 14:02:30Борис, а какие, с Вашей точки зрения, существуют социальные группы на укре? Ну такие чтобы быть значимыми для внутренней политики...
Я это вижу примерно следующим образом.
Первое, что приходит в голову – деление по родному языку. В принципе, социологические опросы выявляют разницу между русскоговорящими и укромовными. Первые озабочены ущемлением русского языка и войной в Донбассе, вторые почти безразличны к этому. Однако в политическом плане такая группа как «русские/ русскоязычные» бессильна. Они составляют около 10-15% и сосредоточены в Донбассе («Мариупольская» и «Северодонецка» области), остальные – на «Востоке» (Днепропетровская, Запорожская Харьковская области), где большинства уже не составляют. Это, практически, весь электорат Бойко.
Остальное население Украины с этой (языковой) точки зрения практически однородно. Да, есть разница между Галицией (Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская области), «Югом» (Одесская, Николаевская, Херсонская области) и все остальной Украиной, но различия между ними не принимают политического характера. «Юг» предпочел бы говорить на русском языке, но его спасает практическое двуязычие и на баррикады он ради русского языка не полезет.
Второй критерий, который позволяет выявить специфические группы населения – это принадлежность к финансово-промышленным / олигархическим группам и их клиентелам.
К примеру, в Днепропетровске, фактически, сосредоточен весь нынешний горно-металлургический комплекс Украины. С политической и социальной точки зрения это десятки тысяч работников предприятий горнодобывающей, угольной, металлургической промышленности, смежных отраслей машиностроения. Вместе с членами их семей, работниками обслуживающих их секторов (торговля, ЖКХ, местное образование, здравоохранение) и членами их семей это уже сотни тысяч избирателей, сосредоточенных в Днепропетровской, Запорожской и отчасти в Харьковской областях. Эти регионы – оплот того, что осталось от пресловутого «Днепропетровского» клана. В политическом плане это регионы, которые могли выступить на стороне Киева против Донецка или на стороне Донецка против Киева. Сейчас, это регион, массово проголосовавший за Зеленского, а в остальном разделивший голоса между Вилкулом и Бойко. Так получилось, потому что этот регион – не только ГМК Коломойского и др., но и металлургия и энергетика Ахметова – это уже другая ФПГ и другая клиентела. Несколько особняком стоит Харьков со своим многоотраслевым машиностроением. Его публичным представителем выступает Кернес.
Еще одна многочисленная социальная группа – «новые» «агроолигахи» и их клиентелы. Это работники, занятые в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, и отраслях, связанных с экспортом сельскохозяйственной продукции, т. е. в оптовой и розничной торговле, транспорте, в складском хозяйстве. У этой группы людей экономические интересы несколько иные, чем у «металлургов» «Востока». На последних выборах большая их часть проголосовала за Зеленского, а симпатии меньшинства разделились, вероятно, в соответствии с «языковым» критерием: на большей части Украины (в «Центре») второе место заняла Тимошенко, на «Юге» – Бойко.
Третья многочисленная группа – группа «государственных» ФПГ. Это те, кто работают или «кормятся» в госкомпаниях («Нафтогаз», «Укроборонэкспорт» и т. п.) и государственных органах власти (ВСУ, МВД, СБУ, прокуратура, суды, прикормленные радикалы и др.). Поведение этой группы будет зависеть от состояния государственных финансов и доли бюджетных расходов, направляемых в их интересах. К этой же группе можно причислить многочисленных бюджетников, относящихся к здравоохранению, образованию и др.
Четвертая группа – жители западных областей, которые уже практически интегрировались в ЕС в рамках приграничного сотрудничества. Они либо просто работают там вахтовым методом, либо работают здесь, но на производствах, полностью замкнутых на экономику ЕС. Поскольку у них источник доходов «не здесь», то и требования к Украинскому государству уже совершенно другие. В принципе, им достаточно культа Бандеры и «безвиза».
=======================
Мозаика получается пестрой и весьма причудливой. Пока все это удерживается вместе унитарным государством. Пока с государственными финансами все хорошо, украинскому государству удается маневрировать между интересами разных ФПГ (и их клиентел, т. е. интересами групп избирателей), сглаживать региональные различия и компенсировать потери от антироссийской политики. Социальное равновесие сохраняется. Пока.
Положение может измениться в результате дефолта, мирового экономического кризиса, потери управления в ходе нынешней смены власти. Тогда вылезут все внутриукраинские противоречия и дисбалансы. Нынешняя централизованная пропагандистская машина рассыплется. Все перечисленные выше группы начнут действовать, полагаясь исключительно на свои инстинкты и интересы.
Это мой взгляд «извне». Возможно, совершенно ошибочный. Хотелось бы узнать, как это видится «изнутри».