Появился целый ряд панических сообщений относительно состояния украинских финансов. «… впервые в истории украинская казна полностью пуста. Финансовые обязательства на сумму более чем 10 млрд гривен, которые требуют немедленного обслуживания, погашать нечем.»
AGENT RF Вчера в 23:35 Или: «Саакашвили заявил о неизбежности экономической катастрофы на Украине. По его словам, в 2021 году у украинцев начнутся проблемы с зарплатами и пенсиями.»
Старый кэп I Сегодня в 12:41Данные о доходах и расходах консолидированного бюджета Украины есть за январь – сентябрь. Картина следующая.
Здесь интересна динамика налоговых поступлений, поскольку они приведены помесячно и в какой-то степени отражают состояние украинской экономики. Хорошо видно, что налоговые поступления опасно упали в апреле и мае, в июне и июле восстановились до уровня прошлого года, а в последние месяцы даже очень неплохо его превысили. Превышение на 10% – это очень неплохо, поскольку Укрстат и НБУ утверждают, что инфляция (индекс потребительских цен за 9 месяцев к тому же периоду прошлого года) составляет 2,4%. Впрочем, у меня эта цифра вызывает определенные сомнения. Если ей верить, то украинский бюджет в последние месяцы просто «пухнет» от денег (с учетом инфляции).
Следующий график:
Здесь доходы показан нарастающим итогом с начала года и больший интерес представляют всего доходы (т. е. с учетом неналоговых поступлений, самыми крупными из которых были перечисления прибыли НБУ, Нафтогазом и т. п.).
Тут уже понятно, что, даже если верить в инфляцию 2,4%, положение с доходами к началу октября было довольно тяжелым. Народ любит, чтобы бюджетные расходы росли, а тут они только-только вышли в ноль (с учетом инфляции, если верить в цифры Укрстата и НБУ).
Пока причину серии панических сообщений относительно украинских государственных финансов можно объяснить тем, что бюджет на 2020 г. был слишком оптимистичен, а в связи с пандемией выполнить его не представляется возможным. Относительно прошлого года дела, вроде бы, обстоят не так уж и плохо, но ожидания были чересчур радужные. Мало кто может рассчитывать получить обещанное, а кто-то может даже здорово недополучить. Отсюда и волнения. Следующий график, отражающий расходы бюджета в течение года, проясняет картину.
Тут видно, что в первой половине года украинское правительство еще удерживало расходы в каких-то разумных пределах, а в июле и сентябре, видимо, решило, что самое страшное позади и открыло бюджетное финансирование. Расходы в сентябре месяце превысили уровень прошлого года на 23%, тогда как доходы только на 10%. Нарастающим итогом считая, расходы за 9 месяцев превысили уровень прошлого года на 10%, тогда как доходы всего на 2,8%. Неудивительно, что на казначейском счете гривны закончились и возникли проблемы с финансированием текущих расходов.
Это, конечно, проблема, но проблема, скорее, технического характера: как потратить деньги, которые есть. А деньги, на первый взгляд, есть:
Это данные за 9 месяцев текущего и прошлого года. Если верить в 2,4% инфляции, то рост бюджетных расходов вполне приличный. Понятно, что на ЖКХ на Украине поставили крест и образование там никому не надо, но остальные разделы профинансированы вполне прилично. Конечно, в год тяжелого экономического кризиса хотелось бы более серьезной поддержки из бюджета, но и то, то мы видим – неплохо, учитывая мизерные возможности украинского правительства.
Отдельно отмечу, что расходы на обслуживание долга за 9 месяцев 2020 г. составили 99,8 млрд. грн. или 9,7% расходов консолидированного бюджета и по сравнению с прошлым годом выросли на 7,4%.
Теперь вернусь к инфляции. Почему цифра 2,4% вызывает сомнение? Отдельные виды товаров и услуг подорожали гораздо сильней: алкоголь и табачные изделия – на 9,4%, здравоохранение – на 6,5%, связь – на 7,7%, образование – на 14,1%. А продукты питания – всего на 1,3%, а одежда и обувь подешевели на 5,2%? Такое, конечно, может быть… Но, вот цены производителей тех же продуктов питания по данным тех же Укрстата и НБУ выросли на 6,0%. Инфляционные ожидания по данным исследований НБУ в последние месяцы составляют: у банков и финансовых аналитиков – 5,8-6,5%, у домохозяйств и представителей бизнеса – 7,0-7,5%. Обычно инфляционные ожидания совпадают с текущим уровнем инфляции. Все вместе это заставляет меня подозревать, что реальный уровень инфляции для бюджетных расходов и получателей бюджетных средств не 2,4%, а около 6%. В этом случае проблема с украинским бюджетом будет выглядеть более серьезно, поскольку это означает, что инфляция «съела» значительную часть номинально выросших расходов.
РЕЗЮМЕ. У Украины в области финансов есть ряд проблем:
1. Бюджет на 2020 г. не может быть исполнен, потому что: а) с самого начала был излишне оптимистичен и б) оказался совершенно нереальным в свете разразившейся пандемии, экономического кризиса, сократившихся доходов бюджета.
2. За сократившиеся бюджетные расходы разгорелась ожесточенная борьба, которую президент, правительство, т. е. центральные украинские власти, похоже, проиграли. Об этом говорит, во-первых, стремительный рост, не подкрепленных доходами, расходов, а во-вторых, явный перекос бюджета в сторону расходов по разделу «Экономическая деятельность». Лоббисты, вероятно, региональные лоббисты, очевидно, смогли навязать правительству выгодные для себя решения.
3. В целом скромные возможности украинского бюджета не позволяют ему оказать заметную помощь попавшей в кризис украинской экономике. Если предположения о реальном уровне инфляции верны, то, скорее всего, бюджетные расходы вообще никакой поддержки экономике не оказали, потому что в реальном выражении сократились.