01 февраля 2021, 08:38:20 мне вдруг захотелось совершенно отвлеченно порассуждать на экономическую тему. Как будто что-то почувствовал. А 2 февраля Зеленский ввел в действие решение СНБО о применении персональных экономических и других санкций: прекращено эфирное вещание каналов «112», ZiK и NewsOne.
По моему мнению, это решение – не частный эпизод в череде внутриполитических украинских разборок, а проявление серьезного кризиса.
Предпосылки для нынешнего кризиса я вижу следующие:
- Крах украинского машиностроения в 2020 году.
- Крах украинской энергетики зимой 2020-21 гг.
- Катастрофическое подорожание коммунальных услуг в 2020 г. и перспектива их дальнейшего подорожания.
- Итоги местных выборов в октябре 2020 г.; что там произошло до сих пор непонятно, но что-то произошло точно.
Обычно я избегаю эпитетов «крах» или «катастрофа», но -18,5% в производстве промышленной продукции по отраслям машиностроения (ОКВЭД 26-30) – это крах. В 2015 и 2015 г., напомню было -20,6% и -14,8%соответственно. Учитывая, что часть падения в 2014-15 гг. относится к территории ЛДНР, снижение производства в 2020 г. – беспрецедентно. Неспособность восстановить производство электроэнергии и вынужденное обращение к импорту из России и Белоруссии – это крах. Украинцы долго терпели «рыночные» цены на коммунальные услуги, но этой зимой. Похоже, терпению наступил предел.
Видимо, все вместе это подтолкнуло ряд политически влиятельных групп к поиску принципиальных альтернатив курсу, который проводится уже семь лет. Уверен, что это не только об ОПЗЖ, группах Медведчука и Бойко-Левочкина. Скорее всего, на эту тему стали задумываться кто-то из «Слуг народа», кто-то из их спонсоров и спонсоров других фракций.
По моим представлениям гипотетический поворот в экономической политике мог начаться со снятия блокады Донбасса. Речь не идет о восстановлении положения до ее введения. Это уже невозможно. Но возможно, в рамках некоей особой экономической зоны, возобновление грузового транспортного сообщения. Это уже стало бы спасением для украинской энергетики и украинского машиностроения. Это же позволило бы отчасти сдержать рост тарифов. Т. е. достаточно частное решение – снятие блокады Донбасса – стало бы ответом сразу на три из четырех вызовов, с которыми столкнулась украинская власть в 2020 г.
Все бы ничего, но даже частичное снятие блокады Донбасса вызвало бы лавину событий. Оно потребовало бы реальное прекращение боевых действий и разведение сторон; демилитаризацию (обоюдную) Донбасса. Украинская армия в нынешнем виде перестала бы быть нужна и встал бы вопрос о ее сокращении. Но тогда встал бы и вопрос о безопасности украинского государства и оказалось бы, что единственный, кто может ее гарантировать – Россия. А это неизбежно завело бы Украину гораздо дальше простого выполнения Минских соглашений.
Понятно, что все это угрожало интересам могущественнейших политических сил как внутри Украины, таки вне ее. С этой точки зрения закрытие каналов Медведчука мне кажется понятным. Задача состояла не в том, чтобы выкинуть Медведчука из политического пространства – сомнительно, что этого можно добиться такими средствами. Задача состояла в том, чтобы не допустить сделки между наименее стойкими фракциями нынешней украинской власти и ОПЗЖ. Эта задача, по-моему, решена. Медведчук изолирован. Бойко-Левочкин сами по себе весят мало. Колеблющимся группам из состава «Слуги народу» не с кем вести переговоры, не через кого искать контакты на Востоке. Большая часть «Слуг» вместе с Зеленским встала на позиции Порошенко и его «Европейской солидарности».
Должен признаться, что такой оборот меня радует. Были у меня опасения, что Украина начнет нащупывать возможности для смены курса и это заставит Россию вести себя как-то более тактично. Опасения, похоже, не оправдались. Украина еще минимум полгода будет продолжать нынешнюю политику. А политика эта становится не просто вредной, она становится просто самоубийственной.
Я с удовольствием посмотрю, как нынешние украинские власти рассорятся с Китаем, своим крупнейшим торговым партнером; как посыплется энергетика и будет расти импорт электроэнергии из Белоруссии и России; как начнут сокращаться военные расходы (а куда они денутся?); как начнет разбегаться украинская армия; как нынешние оппозиционные настроения начнут радикализироваться и в восточных регионах Украины приобретать антиукраинский и пророссийский (без кавычек) характер. Ослабление ВСУ и радикализация настроений на украинской части Донбасса, на мой взгляд, открывает путь к «крымскому» решению.
Отредактировано: Boris Bakhterev - 05 фев 2021 15:57:50