Цитата: Тебеньков от 21.05.2021 11:47:14Цитата: Тебеньков от 21.05.2021 12:47:14
Рядом Литва. "Объективные условия" примерно те же. Имелся аналогичный кластер промышленности, ориентированный на весь СССР. Только радиоизмерительный. За прошедшие годы большей частью умер, меньшей переформатировался и развился. На сегодняшний день по производству добавленной стоимости в промышленности на душу населения Литва далеко впереди Беларуси.
Промышленность Литовской ССР:
Скрытый текст
- Энергетика базировалась главным образом на привозном топливе: Каунасская ГЭС (1956), Литовская ГРЭС (1968), Игналинская АЭС (1983). Создавалась нефтеперерабатывающая промышленность («Mažeikių nafta» (1972) в Мажейкяй).
- Машиностроение было представлено приборо-, станко-, судостроением, сельскохозяйственным машиностроением, электротехнической, радиоэлектронной и другими отраслями (крупные центры: Вильнюс, Каунас, Клайпеда).
- Химическая промышленность — производили искусственное волокно (Каунас), минеральные удобрения («ACHEMA» в Йонава (1962)); в Кедайняй, пластмассовые изделия («Plasta» в Вильнюсе) и др. Производство стройматериалов (железобетонные конструкции (Вильнюсский ЖБК), кирпич, шифер и пр.).
- Из отраслей лёгкой промышленности развиты: хлопчатобумажная, шерстяная, обувная (крупные центры: Каунас, Вильнюс, Шяуляй, Клайпеда, Паневежис, Алитус, Биржай, Плунге).
- Были развиты художественные промыслы: изделия из янтаря, керамики, резьба по дереву, тиснение кожи (в том числе «Dovana» и «Daile» в Вильнюсе).
Большая часть из вышеперечисленных промышленных объектов в Литве уже ликвидирована, даже АЭС закрыли и превратились из экспортёра электроэнергии в жалкую попрошайку-импортёра:
ЦитатаЭлектроэнергия в Литве самая дорогая в Балтии.
На прошлой неделе оптовая цена на мегаватт-час выросла на 14% – до 52,30 евро.
...
По сути, Литва получила от СССР уникальный подарок. Страна могла развивать энергоемкое производство, торговать дешевой электроэнергией, сотрудничать с международными атомными организациями.
Вместо этого, однако, Вильнюс согласился на требования Евросоюза и решил закрыть АЭС. В Брюсселе утверждали, что станция угрожает экологии, вспоминали об аварии в Чернобыле. В 2004-м прекратил работу первый энергоблок, в 2009 году — второй. Литва начала не продавать, а покупать энергию. Тарифы для потребителей выросли, а государству пришлось еще и тратится на консервацию закрытой станции.
https://glav.su/foru…age6013602 Крупнейшие заводы электроизмерительных приборов в СССР находились в Литве и они уже полностью уничтожены:
1. ВЗЭТ (Вильнюсский завод электроизмерительной техники) прекратил свое существование в начале 90х. 30 октября 2014 г. начались работы по сносу построек бывшего завода.
2. ВЗРИП (Вильнюсский завод радиоизмерительных приборов) прекратил свое существование в 1993.
https://www.delfi.lt…d=66263264https://regnum.ru/ne…31928.htmlС лазерной промышленностью да, Литве временно повезло (пока туда не влезли по полной китайцы) - сейчас там производят значительную часть пикосекундных лазеров. Но это очень узкоспециализированная ниша. Литовские предприятия, в основном, крошечные, больше похожи на небольшие лаборатории:
ЦитатаСегодня у литовского лазера имеются все черты кластера (сконцентрированной группы взаимосвязанных организаций — Sputnik): примерно из 900 занятых в этой отрасли — 200 ученых, при этом общее количество предприятий — около 25.
...
А сегодня это целая отрасль, которую, благодаря теснейшей связи ученых и производителей, можно назвать Лазерным кластером. По оценкам Министерства образования, его вклад в ВВП страны в 2017 составил порядка 120 млн. евро. Мал золотник, да дорог Что такое 120 млн. - много или мало? Как посмотреть. Если взвешивать чисто экономически – по вкладу в ВВП, то вес этот довольно скромный. Чтоб достичь одного процента, нужно 300 млн. евро. Тогда бы Литва имела долю на мировом рынке в 3%.
https://www.delfi.lt/ru/news/economy/kakie-ceppeliny-gotovyat-v-umnom-lazernom-sektore-litvy.d?id=80619201Всего лишь
900 рабочих занято на 25 предприятиях электронного/лазерного кластера Литвы! В советские времена на предприятиях радиоизмерительной отрасли работали десятки тысяч литовцев. Теперь меньше 1 тысячи.
Вклад лазерного кластера в экономику Литвы и вовсе микроскопический - всего 120-150 млн евро,
0,2% ВВП. Две десятых процента от ВВП Литвы.
А вы тут рассказываете сказки про
"по производству добавленной стоимости в промышленности на душу населения Литва далеко впереди Беларуси"... Для этих 900 рабочих - может быть. Но это лишь 0,03% населения страны.
1. При этом государственный долг Литвы в 2020-м году вырос до рекордного уровня в
47,3% от ВВП и продолжает стремительно расти:
https://take-profit.…lithuania/...
2. Ещё один секрет "литовского чуда" заключается в том, что это типичное государство-паразит на теле Евросоюза, живущее за счёт субсидий и дотаций:
ЦитатаВкладывая в общий бюджет ЕС 320 млн евро в год, Литва получает помощь на сумму свыше 2 млрд евро. Кроме того, из Европейского фонда регионального развития компенсируется около 80% затрат на региональные проекты
https://www.elibrary…d=43076158ЦитатаДеньги закончились: Европе надоело кормить Прибалтику
20.02.2020
В Брюсселе обсуждают бюджет ЕС на 2021-2027 годы. Денег у Евросоюза из-за Brexit и замедления экономик в ряде стран стало меньше. Так что придется урезать финансирование. Субсидий, в частности, скорее всего лишится Прибалтика. Эстония, Латвия, Литва всеми силами пытаются не допустить этого. Но вряд ли им удастся, считают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. Так что придется им или повышать налоги или обращаться за помощью к России.
От этого пострадают в первую очередь страны Прибалтики. Так, Литва, по проекту Хельсинки, должна лишиться 27% поступлений в сравнении с действующей финансовой программой.
Латвия потеряет, по признанию премьер-министра страны Кришьяниса Кариньша, около €1 млрд. Поступления снизятся на 22%.
Более трети ВВП страны формируют еврофонды, заявляла в декабре 2019 года депутат сейма Латвии от оппозиционной фракции «Согласие» Любовь Швецова.
Рост ВВП, по ее словам, обеспечивает только распределение европейских средств внутри страны: деньги осваиваются, а «настоящая, способная к самостоятельному развитию экономика», не создается. Ожидается, что из-за снижения объема поступлений от ЕС будут уменьшены вливания в ряд инфраструктурных проектов и в сельское хозяйство.
https://www.gazeta.r…7111.shtml...
3. А также Литва паразитировала на транзите российских, китайских и белорусских грузов через порт в Клайпеде, который после антибелорусского/антироссийского бело-красно-белого майдана внезапно закончился:
ЦитатаМиллиарды долларов: эксперт оценил потери Литвы при уходе грузов Белоруссии
29.08.2020
Совокупный товаропоток белорусских товаров через порты стран Балтии в прошлом году составил около десяти миллиардов долларов, а его переориентация на порты Ленинградской области ощутимо ударит по балтийским экономикам, считает аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин.
Скрытый текст
"Например, в 2019 году порт Клайпеды (Литва) обслужил 14,1 миллиона тонн белорусских грузов - это 30,5 процентов от всех погрузок порта. Клайпедский терминал насыпных грузов перегрузил 9,8 миллиона тонн удобрений "Беларуськалия". Более десяти миллиардов долларов - это совокупный стоимостной товарооборот (импорт/экспорт) через эти порты", - цитирует РИА Новости Авдонина.
По его данным, в последнее время Белоруссия активно экспортировала в страны Латинской Америки, Африки, а также Азиатско-Тихоокеанского региона – на все направления экспорт возможен только морским транспортом.
По оценке эксперта, в этой ситуации наиболее коротким логистическим плечом для Белоруссии были порты стран Балтии, однако на фоне политической ситуации все может измениться. Кроме того, через эти морские гавани частично идет и экспорт продукции белорусских экономических зон, созданных при участии китайского капитала.
"Ппереориентация грузов может сильно ударить по странам Балтии, и тем самым нивелировать их риторику по политическим темам. Экономика портов для стран Балтии является наиболее важной и актуальной статьей формирования национального ВВП", - считает Авдонин.
Кроме того, подчеркнул эксперт, следует помнить, что через балтийские порты шёл не только экспорт, но и импорт товаров в Белоруссию.
https://lt.sputnikne…89195.htmlЦитатаПроиграла и осталась одна: Литва паникует из-за потери белорусских грузов05.03.2021
Литва может зарабатывать только на "российской угрозе", ведь она лишилась российского и белорусского транзита. Об этом в интервью Sputnik Литва заявил политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров, комментируя доклад ДГБ Литвы, в котором РФ названа основной "угрозой" для республики.
Скрытый текст
По его словам, Литва активно зашевелилась именно по той причине, что Минк перенаправляет свои транспортные потоки из прибалитйских портов в порты Ленинградской области.
"Соответственно, Прибалтика теряет огромные деньги на этом и уже не остается возможностей как-то иначе зарабатывать, кроме как политическими такими декларациями. Мне кажется, причина последних реплик - реакция Белоруссии на вмешательство Литвы, прямое непосредственно вмешательство Литвы во внутренние дела Белоруссии, которое привело фактически к разрыву экономических отношений с Литвой", - сказал он.
По словам Шатрова, Белоруссия поддерживала прибалтийские порты, которые сильно пострадали после ухода российского транзита.
"Сейчас это все в течение ближайших месяцев это прекратится, и по-моему в прибалтийских столицах паника по этому поводу", - добавил эксперт.
Он отметил, что Литва ввязалась в "холодную политическую войну" с Белоруссией. "Я думаю, что в данном случае Литва просто проиграла в этой истории. Слишком маленькая Литва для того, чтобы вести собственные геополитические игры, а рассчитывать на европейских партнеров сейчас не приходится. Сейчас каждый сам за себя. В данном случае Литва осталась одна", - заключил он.
В последнее время Россия наращивает активность своих портов на Балтике. Как отмечал экс-министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский, российская сторона, которая раньше пользовалась транзитом через балтийские порты, вот уже десять лет строит собственные порты и развивает их.
https://lt.sputnikne…06623.html_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Промышленность Латвийской ССР (перечислены лишь некоторые заводы):
Скрытый текст
1. VEF (Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ»). Завод «ВЭФ» был ведущим в СССР производителем АТС, телефонных коммутаторов, телефонных аппаратов, радиостанций, радиоприёмников, и другой продукции.
Во времена СССР завод ВЭФ, который специализировался на электронике, был одним из крупнейших предприятий этого рода.
К концу 80-х годов стал легендой советской промышленности, на нем было занято более 20.000 человек. В 1999 году завод был приватизирован и реорганизован. ВЭФ был разделён на 6 небольших фирм, большинства из которых уже не существует.
..
2. Radiotehnika RRR («Радиотехника»). Латвийский производитель радиоаппаратуры и акустических систем «Радиотехника» стал крупнейшим производителем аудиотехники в Советском Союзе, на нее приходилось 35 % выпускавшейся продукции.
Самый успешный период для завода был в конце восьмидесятых годов, когда в производственном объединение "Radiotehnika" работало более 16.000 человек.
Получая валютную выручку, предприятие могло претендовать на финансирование закупок оборудования за рубежом. Таким образом Ленёв получил 2 млн долларов на гальванику из ФРГ. А купленные затем за валюту 8 термопластавтоматов японской фирмы «Ниссей» для производства точных и декоративных пластмассовых деталей надолго обеспечили «Радиотехнике» лидерство в качестве и дизайне изделий.
..
3. Alfa (ПО «Альфа») — советское производственное объединение, созданное в 1971 году на базе Рижского завода полупроводниковых приборов и Рижского НИИ микроприборов. В 1960-е «Альфа» стояла у истоков микроэлектронной промышленности в СССР — там производились первые интегральные схемы.
На пике развития на производственном объединении работало более 10.000 человек (1980–е). На этом заводе, в частности, производились микросхемы для баллистических и крылатых ракет. После развала СССР основные корпуса завода были проданы норвежской компании «Linstow-Varner», которая в 2001 году открыла там торговый центр.
..
4. Straume («Страуме») — советское предприятие (производственное объединение) по выпуску электробытовой техники и игрушек, в том числе автоматических и роботизированных.
В 1983 году на «Страуме» было произведено около 100 тысяч единиц продукции, из которых особую известность приобрели миксеры, кофемолки, мясорубки, утюги (из электробытовых приборов), кухонные комбайны, посудомоечные машины. В конце 1980-х годов завод начал выпускать микроволновки.
..
5. Kimiskas skiedras rupnica («Завод химического волокна»)
Завод химического волокна был построен в Даугавпилсе в начале 60-х годов прошлого века и впоследствии дал название целому району города — «Поселку химиков». В его лучшие годы на производстве трудилось более 5.000 человек, предприятие было одним из самых крупных в Латвийской ССР. Окончательный крах уникального завода, когда-то снабжавшего своей продукцией весь СССР, произошел в конце 90-х. В то время был взят кредит под фантастические проценты, который довел предприятие до банкротства. Окончательная гибель промышленного гиганта произошла, когда завод был продан за один лат сингапурцам . Весной 1999 года ЗХВ остановился, а сингапурцы исчезли в неизвестном направлении.
..
6. RER («Рижский электромашиностроительный завод») - крупнейший производитель электрооборудования для электричек и подъёмников в СССР, одно из крупнейших машиностроительных предприятий Латвийской ССР, известно так же выпуском массовых стиральных машин "Рига".
В 60-80-е годы было разработано около 10 новых видов комплектов электрооборудования электропоездов, несколько видов электрооборудования для пассажирских вагонов. Были созданы специальные конструкторские бюро с опытными производствами, что позволило постоянно разрабатывать и внедрять новые уникальные изделия. Многие изделия были разработаны и освоены впервые в стране. Производство стиральных машин было доведено до 600000 шт в год. Модели машин и центрифуг непрерывно сменялись.
Электрооборудование для продукции вагоностроительного завода производилось по соседству — на Рижском электромашиностроительном заводе (РЭЗ). Именно здесь началось первое в СССР производство стиральных машин — в общей сложности их было выпущено 12 миллионов. А трудились на РЭЗ более 8.000 человек — на некоторых участках в три смены.
..
7. RVR («Рижский вагоностроительный завод») - завод в Риге, одно из крупнейших машиностроительных предприятий на территории Латвийской ССР.
Завод в разное время производил трамваи РВЗ-6, электропоезда ЭР1, ЭР2, ЭР7, ЭР9, ЭР22, ЭР25, ЭР31.
Завод также выпускал холодильники «Сарма», «Визма» и «Лига», предназначавшиеся для служебных помещений пассажирских поездов, но ставшие удобными и в быту. Объём выпуска достигал 60 000 холодильников в год.
Почти пятьдесят лет РВЗ был единственным в СССР и крупнейшим с Европе производителем пригородных электричек и дизельных поездов, выпуская до 600 вагонов в год. Всего за это время было выпущено 20 347 вагонов электричек, 1934 дизельных и 7744 трамвайных вагона. На пике производства на РВЗ работало более 6.000 тысяч человек.
..
8. Sarkana zvaigzne («Рижский мотозавод») - бывшее предприятие в городе Риге, Латвия, крупнейший производитель мопедов в Советском Союзе, в 1990 году выпустивший 174 169 единиц техники
В начале 1980-х годов производство на предприятии «Саркана звайгзне» было налажено на довольно высоком уровне, было выпущено 208400 мопедов разных версий и модификаций («Рига-13», «Рига-22», а также различные спортивные модели мопедов и мотоциклов). Завод специализировался в том числе на запасных частях для мокиков и мопедов, а также для сельхозтехники. С 1984 года предприятие расширило зону экспорта, и его продукция получила «пропуск» в государства с дружественными режимами, такие как Куба, Вьетнам и др.
..
9. RAF («Рижская автобусная фабрика») - бывший завод в Латвии по производству микроавтобусов, один из двух подобных заводов наряду с Ульяновским автомобильным заводом. Крупнейший производитель машин скорой помощи в СССР.
Производственных мощностей завода в Риге было недостаточно для обеспечения огромной страны новыми микроавтобусами, поэтому 25 июля 1969 года в городе Елгаве началось строительство нового автозавода, оснащённого самым современным на тот момент оборудованием и рассчитанного на производство 25 000 автомобилей в год.
Годовой выпуск РАФ-977 на старой территории завода в Риге составлял около 5 тыс. машин в год, а серийные РАФ-2203 делали на новом заводе в Елгаве по 15–18 тыс. На RAF работали более 4.000 человек.
Статьи про тотальную деиндустриализацию Латвии после развала СССР и выбора прозападного/русофобского вектора
развития деградации:
https://www.kommersant.ru/doc/345742https://eadaily.com/…rializaciihttps://www.rubaltic…ionalisty/https://www.nasha.lv…augavpilsahttps://glav.su/foru…age6022104Только на перечисленных крупнейших
9 латвийских заводах в 80-е годы работали более
90 тысяч человек. По большей части это были высококвалифицированные и высокооплачиваемые специалисты в электротехнике, радиотехнике, микроэлектронике и т.д.
...
Сейчас практически все латвийские промышленные предприятия уничтожены, разграблены, разрушены, либо сведены до уровня сдачи в аренду бывших цехов, где охранниками, рекламщиками и бухгалтерами "работают" 50-100 человек вместо былых коллективов по 16-20 тысяч рабочих.
Такое же будущее ожидает и все Белорусские промышленные предприятия, если до власти в Минске дорвётся кучка прозападных змагаров с нацистскими бело-красно-белыми флагами и литовскими гербами "пагоня".
P.S. Модератору: спрятал под спойлер более 50% поста.
Отредактировано: User78 - 07 мар 2022 00:19:07
X
21 май 2021 16:16
Предупреждение от модератора Хан:
Потрудитесь, пожалуйста, большую часть вашего поста спрятать в спойлеры.