К концу 2016 года политические отношения Минска и Москвы достигли рекордного похолодания. Причем ни в Москве, ни в Минске не видят перспектив и путей их улучшения. Обе стороны остались при своих обидах и не идут на компромиссы. В декабре Россия так и не согласилась ни на один белорусский вариант разрешения «нефтегазового кризиса», перенеся переговоры о поставках углеводородов на 2017 год. Минское руководство, в свою очередь, арестовало трех российских журналистов на своей территории, а президент страны Александр Лукашенко демонстративно проигнорировал саммиты ОДКБ и ЕАЭС, где Москва играет лидирующую роль.
Скрытый текст
Кремль требует от своего союзника «больше лояльности за те же деньги». Белорусский лидер между тем демонстрирует Кремлю: появились «красные линии», которые ему не стоит переходить, иначе кризис станет полноценным и острым.
Для Лукашенко, видимо, опасения испортить отношения с Россией уже неактуальны. Они уже испорчены, и потому белорусский лидер ощущает большую свободу маневра. Маневрирует он в сторону Запада, с которым на протяжении всего 2016 года Лукашенко успешно восстанавливал когда-то разрушенные отношения. При этом часть западных политиков все внимательнее относятся к Белоруссии как к мосту в Россию и рассчитывают через работу с Минском воздействовать на Москву.
Зима близко
«Идеологических расхождений между странами нет, но Россия ждет, что Белоруссия начнет выполнять ранее взятые обязательства по продаже интересных ей промышленных объектов. Это, как правило, доходные активы, — рассуждает эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. — Белорусская власть на приватизацию прибыльных активов однозначно не пойдет, так как расценивает приватизацию как утрату власти, что поставит ее в более уязвимую позицию».
Белоруссия требует снизить цены и увеличить поступление энергоресурсов, что необходимо для поддержания ее экономической модели. Поэтому в 2017 году стоит ждать, что позиция Минска на переговорах с Россией будет только ужесточаться.
Впрочем, по мнению собеседника «Газеты.Ru», несмотря на остроту конфликтов в экономической сфере, белорусская сторона продолжит заверять российскую сторону в любви и верности, а также проявлять жесты доброй воли — подобно выносу российского флага на Паралимпиаде или объявлению совместного траура по трагедиям в России.
Этот сценарий можно назвать наиболее вероятным. Владимир Путин и Александр Лукашенко продолжат здороваться, серьезных политических подвижек не произойдет, а в экономике все межгосударственные трения будут сводиться к «конфликтам хозяйствующих субъектов».
В экономическом плане продолжится использование нефтегазовых аргументов, а спорные вопросы останутся в подвешенном состоянии. Уже известно, что за этот год Белоруссия получит сокращенные объемы нефти, 18 млн тонн вместо обещанных 24 млн тонн. В следующем году, вероятно, будет то же самое.
Не станет лучше ситуация с доступом белорусской продукции на российский рынок. Создание единой службы сельхознадзора Союзного государства уже отложено на неопределенный срок, так что претензии российских проверяющих органов к белорусским продуктам наверняка сохранятся. Официальный Минск в ответ может пойти на угрозы: заявить об отказе от создания новой военной базы России на территории Белоруссии, а также от переориентации белорусского транзита на порты северо-запада России.
Дотаций и новых кредитов от Москвы Минск не получит, а потому будет продолжать обустраивать сотрудничество с ЕС. Тут следует ожидать подписания с Брюсселем договоров о сотрудничестве между Белоруссией и ЕС. Сохранится только риторика белорусского руководства о «братских народах России и Беларуси».
«Гибридные» слухи
Смена власти в Минске — один из самых обсуждаемых экспертным сообществом Белоруссии сценариев. Вот декабрьские заголовки крупных белорусских СМИ: «Есть ли у Москвы силовой сценарий для Беларуси?», «В России принято решение об отстранении Лукашенко от власти», «Дни Лукашенко сочтены».
Опасения, что Белоруссия может стать следующим полем «гибридной войны», в белорусском обществе появились с 2014 года. Достаточно вспомнить, как быстро была изменена военная доктрина Белоруссии, куда включили понятие «гибридная война».
Своего апогея обсуждение «гибридного» сценария в Белоруссии достигло к концу 2016 года. На этот раз все началось с данных о том, что в 2017 году Министерство обороны России планирует отправить в Белоруссию и вывезти обратно 4162 вагона с войсками и военными грузами. Эту цифру белорусские журналисты нашли в документации конкурсных торгов по воинским грузовым перевозкам в прямом международном железнодорожном сообщении для нужд Минобороны РФ. Новость шокировала белорусскую общественность, так как в 2015 и 2016 годах такого рода перевозки составили всего 125 и 50 вагонов соответственно.
С этого и началась активная полемика относительно того, осуществит ли Россия в отношении Белоруссии силовой сценарий, если Минск продолжит заигрывать с Западом. Позднее ее подогрели как аресты пророссийски настроенных публицистов, так и отставки руководства администрации президента и перестановки в генштабе Белоруссии.
Как заявил 28 декабря координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко, недавно спецслужбы показали Лукашенко документы, которые подтверждают существование в Кремле плана по отстранению главы Белоруссии от власти. Вот и началась зачистка в высших эшелонах. По этим данным, на саммит ЕАЭС Лукашенко не поехал по той же причине — чтобы не жать руку Путину.
Как интеллигентные люди
Очень многое в 2017 году будет зависеть от того, как станут развиваться события внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС), амбициозного интеграционного проекта Кремля на постсоветском пространстве. Иными словами — самая значимая за 25 лет попытка восстановить единое экономическое пространство на территории бывшего СССР.
За два года существования этого союза никаких проблем у России (как лидера этого объединения) не возникало только с Арменией и Киргизией. С Казахстаном трения возникают, но пока не критичные. С Белоруссией, однако, проблемы возникают постоянно, причем чаще всего — в формате скандала.
Последний такой скандал мы видели совсем недавно — 26 декабря, когда Лукашенко демонстративно не явился на саммит ЕАЭС в Санкт-Петербург и, соответственно, не стал подписывать Таможенный кодекс — ключевой для экономического союза документ.
Между тем региональные интеграционные площадки дают Александру Лукашенко шанс восстановить отношения с Москвой. Для этого достаточно будет прекратить саботировать инициативы ЕАЭС и заняться реализацией декларируемых целей союза: построением единого экономического пространства, зоны свободной торговли, свободного перемещения людей, гармонизации национальных законодательств.
«Я думаю, что проблемы, которые были в этом году, сохранятся и в году следующем. Я не жду легкого года. Но все будет иначе, если наши чиновники будут жестче отстаивать национальные интересы Белоруссии. В ситуации с сельхозпродукцией, по газу, да много о чем есть нужда разговаривать с Россией», — заявил «Газете.Ru» зампредседателя оппозиционной Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич.
По его мнению, Минску нужно «жестко говорить» о своих интересах и «в конечном итоге находить точки соприкосновения». «Надо объяснять, что если мы строим Союзное государство, декларируем, что мы братские народы, то надо и вести себя соответствующим образом, а не мелочиться из-за разных вещей», — добавил он.
В свою очередь депутат парламента Белоруссии Алена Анисим считает, что главное для отношений между Минском и Москвой в 2017 году — это культура диалога. «Я исхожу из желаемого развития событий. Думаю, что пришло время, чтобы отношения Беларуси и России развивались цивилизованно и взаимоуважительно, без нагнетания отрицательных эмоций», — заявила собеседница «Газеты.Ru».
«Я считаю, что задавать тон в отношениях между нашими странами должны люди интеллигентные и культурные. Тогда и все вопросы будут решаться на взаимовыгодной основе», — считает Анисим.