"Кто виноват" и "что делать" - вопросы, которые волнуют не только русское общество. Две статьи из Иносми на тему:
Разваливающаяся Япония ("Asahi Shimbun", Япония)
Что ждет Японию в будущем? Вопрос касается самых разных аспектов. Одним из вариантов ответа на этот сложный вопрос может быть: «Есть две новости: хорошая и плохая. С какой начать?» Итак, начнем с плохой новости.
Она касается того, что Япония вошла в процесс распада как национальное государство.
Под национальным государством понимается образование, имеющее границы, регулярную армию и государственный аппарат, с населением, делящим единый язык, религию, образ жизни, традиции и культуру, а также чувство принадлежности к этому государству. Если выразиться проще, то это образование имеет в качестве первой причины существования своего правительства защиту населения от насилия и эксплуатации, а также обеспечение существования. Другими словами такая политическая единица является эгоцентричной и не имеет никакого интереса по отношению к другим государствам, за исключением самой себя, даже если их захватывают, колонизируют или там наступает голод.
Прототип такой политической системы национальных государств был заложен Вестфальским договором (1648 год) и являлся основой международной политики на протяжении последующих 400 лет. Сейчас медленно, но верно эта система вступает в фазу распада. Короче говоря, правительства стран уходят с позиций эгоцентризма и начинают расставлять приоритеты не в пользу интересов своего народа, а в пользу других вещей.
Под «другими вещами» здесь имеются в виду глобальные корпорации. Даже если такие корпорации были основаны на территории Японии японцами, они уже давным-давно превратились в «предприятия без гражданства» с многонациональным составом акционеров, управленцев и сотрудников, не ограничивающих свои производственные базы только пределами Японии. Общепринятым фактом (для начала в СМИ) является то, что без этих корпораций Япония не может конкурировать на международной арене.
Сообщается, что компания Toyota останавливает линию внутреннего производства объемом в 3 миллиона единиц, которая до этого всегда находилась под защитой. Причина в том, что в условиях международной конкуренции компания перестанет проходить по себестоимости, если будет ориентироваться на сохранение рабочих мест, поддержание региональной экономики и выплату налогов в государственную казну. С точки зрения иностранного акционера, поведение менеджеров, которые ориентируются на трудоустройство граждан определенной страны, сбивают широту выбора до определенного района, выплачивают налоги в казну определенного государства (и это страна с довольно высокими ставками), выглядит «крайне странно». Управление в акционерной компании заключается в том, чтобы нанять рабочих с наивысшими способностями при минимальной зарплатной ставке, найти страну с приемлемыми экологическими нормами для строительства инфраструктуры и низкими налогами, под этим и подразумевается оптимизация бизнеса для инвесторов. Такая логика совершенна правильна...
СсылкаНе зная истории собственной страны, японцы теряют себя ("Toyo Keizai ", Япония)
Каким образом японец становится японцем? Что станет с теми, кто не осознает ответа на этот вопрос в результате глобализации? Проблема глобализации сегодня, в XXI веке, касается не только появления глобально ориентированных людей, которые могут говорить на международном языке (английском). Японцы должны прежде всего иметь четкую позицию в сфере самоидентификации, на основе чего они могут действовать на международной арене.
Однако, как это ни печально, люди, рожденные в японской семье, воспитанные и получившие образование в Японии, не становятся до конца японцами. Журналист, воспитавший свою дочь в США и Китае, отталкиваясь от своего опыта, задается вопросом, что значит быть японцем.
Японцы, которые растут, не зная истории собственной страны
Когда я начал заниматься этим вопросом, мне стали периодически присылать письма студенты, проходящие стажировку в США. Содержание всех писем примерно одинаковое: впервые уехав из Японии, они начинают понимать, что ничего не знают о своей стране.
Мы подразумеваем, что японцы должны находиться в Японии, поэтому никто не задается подобными вопросами. Однако если японец уезжает из своей страны и начинает жить в другой культуре, то это само собой разумеющееся условие перестает действовать.
Ниже я привожу полученное совсем недавно письмо от студента, который только начал свою стажировку в Бостоне.
«До того как мне исполнилось 20 лет, я всегда занимался бейсболом. Позапрошлым летом во время тренировки мяч попал мне в глаз, и по этой причине бейсбол пришлось оставить, а все свое рвение переключить на стажировку. Прошло всего два месяца с тех пор, как я приехал сюда, но я гораздо сильнее чувствую Японию, чем если бы я находился в своей стране.
После того как я приехал в Америку, у меня появилось желание изучать свою страну. Я подумал, что хотел бы рассказывать иностранцам на английском языке об истории и современном положении Японии, объяснять им и хорошие, и плохие стороны, которые есть у моей страны. Все потому что у нас у всех (включая и меня) ошибочное представление о Японии.
Когда я перешел к реализации своей идеи, то понял, что и сам практически ничего не знаю о Японии. Сейчас я всерьез задумываюсь над тем, как справиться с этой проблемой, соотношу исторические события и современность страны».
Самая серьезная причина того, что Япония сбилась с пути
У меня есть друг- американец, живущий в Японии, по имени Кен Джозеф. Этот человек является внуком учителя-американца, который приехал в Японию еще по зову генерала МакАртура, который после войны объявил, что «для спасения пострадавших во время войны японцев необходимы добровольцы». Мой друг вырос в Японии, сейчас он вступил в отряд волонтеров и занимается помощью пострадавшим в районе стихийного бедствия.
При этом он все время повторяет, что «японцы теряют сами себя». Это происходит главным образом из-за того, что «сейчас Япония сбилась с пути», добавляет он. Другими словами, он имеет в виду, что все японцы попросту заблудились...
Ссылка