Бывший член секты Аум Синрикё, обвиняемый Такахаси Кацуя, 17 лет скрывавшийся от полиции, взят под стражу 15 июня 2012 года в Токио, в столичном районе Ота (фото предоставлено Jiji Press)
В марте 1995 года произошла зариновая атака в токийском метро. Сразу после этой атаки полиция наконец начала следственные действия принудительного характера в отношении Аум Синрикё (ныне «Алеф» — организация сменила название в 2000 г. —
прим. перев.), и с тех пор общее число обвиняемых, связанных с деяниями этого религиозного объединения, включая его основателя и духовного лидера, составило 192 человека. К сожалению, в разгар проведения принудительных следственных действий второй человек в иерархии секты, хорошо осведомленный об обстоятельствах планирования и подготовки тяжких преступлений, подвергся нападению и был убит. В ряде случаев лидер секты отдавал распоряжения через этого руководителя, поэтому из-за его смерти некоторые обстоятельства так и остались нераскрытыми. Тем не менее, многие другие члены руководства секты подробно рассказали о фактах, связанных со своей собственной деятельностью. Это позволило установить, что представляла из себя секта, а также выявить причастность к преступлениям её основателя. Многое стало понятным.
В Японии журналисту очень сложно брать интервью как у обвиняемых, так и у осуждённых, как у содержащихся в предварительном заключении лиц, так и у отбывающих срок наказания. Даже в случае, если разрешение на свидание получено, его время крайне непродолжительно. При этом приносить на такую встречу камеру или диктофон не допускается даже с согласия обвиняемого или осуждённого. Что же касается приговорённых к смертной казни, сложно не только добиться встречи, но и вести переписку. Не публикуются и материалы следствия, а также судебных процессов. Поэтому для того, чтобы услышать факты непосредственно из уст участников и вникнуть в суть дела, очень важно присутствовать на судебных заседаниях. Я побывала на очень многих.
Почему способные молодые люди шли на преступления и даже убийства по приказу Асахары?
Помимо двух инцидентов с применением зарина, а также убийства выступавшего против секты юриста Сакамото Цуцуми и его семьи, члены Аум Синрикё совершили множество других преступлений. Насчитывается десять одних лишь случаев намеренного лишения жизни людей. Преступные деяния последователей «учения истины Аум» многочисленны и разнообразны. Количество их столь велико, что секту можно обоснованно называть «конвейером преступлений». Это и попытки убийств, и незаконное производство огнестрельного оружия и запрещённых веществ, и сооружение фабрики для массового производства зарина, и изготовление взрывных устройств, не говоря уже о мошенничествах, ограблениях и прочем.
Во многих случаях исполнители совершали тяжкие преступления по прямому указанию лидера секты. В общем и целом учение секты Аум запрещает своим последователям лишать жизни, и даже её руководители, не говоря о рядовых последователях, не могли убивать людей по своей собственной воле. Убийство человека допускалось только по решению «преподобного учителя» — основателя секты Асахары Сёко (настоящее имя Мацумото Тидзуо). В этом случае лишение человека жизни расценивалось как «спасение». Это подтверждают показания, данные в ходе судебных процессов лицами, причастными к преступлениям.
Помимо вскрывшихся фактов и обстоятельств, многих людей интересовали ответы на два вопроса. Во-первых, почему в Аум оказались втянуты так много людей, в том числе благополучная, получившая отличное образование молодёжь? И во-вторых, почему эти люди беспрекословно подчинялись распоряжениям, вплоть до приказов убивать?
Найти объяснение пытался и адвокат, в глазах которого ответы на эти вопросы, пусть и не являясь обстоятельствами, непосредственно связанными с преступными деяниями подсудимых, тем не менее очень важны для правильного понимания сути совершённых преступлений. Поэтому на судебных процессах защита тщательно опрашивала обвиняемых, вызывала для дачи свидетельских показаний их родных, близких, друзей по студенческим временам, учителей, наставников и других лиц, стремясь докопаться до самых корней при выяснении обстоятельств, на фоне которых совершались преступления.
Что касается ответа на первый вопрос, судебные процессы позволили пролить свет на особенности эпохи и социальную обстановку, на фоне которой разворачивалась эта драма, а также на внутренний мир молодёжи, ищущей своего пути и места в жизни.
Вовлечение молодёжи, заблудившейся в лихорадке экономики «мыльного пузыря» и предсказаниях конца света
Секта Аум, которая вначале была объединением любителей йоги, стала религиозной организацией в 1987 году. Тогда в Японии била ключом экономика «мыльного пузыря». Котировки акций и цены на землю стремительно росли, лихорадочно суетились жаждущие быстрого обогащения, деньги пачками порхали из рук в руки, — словом, это были необычные времена. С другой стороны, в обществе возникало стремление к «подлинному счастью», «истинному богатству», отрицающему вещизм и финансовые успехи такого рода. Это повлекло за собой бум оккультной «духовности», оторванной от реального мира и научного мировоззрения. Ещё раньше «золотой жилой» для издательских кругов Японии послужили «Пророчества Нострадамуса», предсказывавшие гибель человечества в 1999 году. Они вселяли в людей смутное беспокойство о том, что же случится с человеком к концу века. Это тоже подготовило почву для идей Аум Синрикё.
Такова была обстановка, в которой основатель секты Асахара завлекал интересовавшуюся духовным миром молодежь, проповедуя обретение сверхъестественных способностей, позволяющих решить все проблемы. Более того, предсказав Японии колоссальное бедствие и назвав его «Армагеддоном», Асахара, с одной стороны, возбуждал в людях страх, и вместе с тем провозглашал, что занимается спасением душ тех, кому предстоит погибнуть в этом бедствии. Ключевыми фразами секты Аум, с помощью которых вовлекались люди, стали апеллирующее к психологии личности «освобождение через просветление» и социальный лозунг «спасения человечества».
Возможность не только спастись самому через самосовершенствование, но и спасти людей — это действительно было очень привлекательно для молодёжи, ищущей своего пути и полной сомнений в выборе образа жизни.
Один юноша вечно сомневался, какой работой хочет заниматься в будущем. Он постоянно думал о том, что «не хочет стать обычным клерком», как отец; о том, что ему «противно заурядное существование». Он искал «призвание, которое достойно того, чтобы ему следовать». Искал и не находил. Когда его позвал за собой приятель, который вступил в секту Аум, этот юноша, не доверяя религиям, поначалу хотел уберечь и вытащить своего друга. Именно с этой целью он оказался в одном из заведений этой религиозной организации, где и попал под влияние, услышав речи о «последней битве» и «спасении человечества». Юноша отверг увещевания родителей словами о том, что «Армагеддон нужно остановить» и что он «должен (добившись спасения) вернуть долг родителям, вырастившим его в счастье и благополучии», и с головой ушёл в деятельность секты… Этот человек был приговорён к смертной казни за ту роль, которую он сыграл в убийстве юриста Сакамото и его семьи, а также в зариновой атаке в метро.
Отказ от сомнений как «слабости веры»
Другой молодой человек, изучавший физику в аспирантуре и добившийся незаурядных успехов, вступив в секту Аум, отнюдь не собирался «покидать дом» (выражение, подразумевавшее принесение в дар секте всего своего имущества и полный разрыв отношений с родными, друзьями и обществом ради жизни, всецело посвящённой деятельности секты). Ведь ему предстояло поступить на работу в исследовательское подразделение престижной компании. Но именно в этот момент глава секты заронил в его душу сознание высокой миссии, убедив: «Если мир не спасут такие молодые люди, как ты, то кому же тогда его спасать?» В итоге молодой человек отказался от трудоустройства, порвал связи с родными, с которыми прежде был в прекрасных отношениях, и окунулся в деятельность Аум Синрикё… Шесть лет спустя этот человек стал исполнителем преступления, выпустив зарин в метрополитене. Ему тоже вынесен смертный приговор.
Секта Аум, которую не заботили межчеловеческие связи, казалась подходящим местом и для тех, кто жил с ощущением собственной неприкаянности, не умея налаживать отношения с людьми, и не слишком ладил со своими родителями.
Абсолютная власть основателя зиждется на верующих, целиком ушедших в дела секты. Их учили, что приказы просто не могут быть неверными, а тот, кто этого не может осознать, лишь демонстрирует своё непонимание истины, поскольку находится на слишком низкой «духовной ступени». Испытывать сомнения, основанием для которых служат общепринятые взгляды, обычаи, мораль, научные знания, законы, правила и т. п. — словом, иметь иную точку зрения — категорически запрещалось, это трактовалось как «недостаточность преображения» — нехватка истинной веры.
Последователь веры, если у него и возникают сомнения, держит их при себе. Распоряжения отца-основателя не подлежат критическому осмыслению, они должны неизменно восприниматься позитивно. Так формируется идеальный последователь веры, который не думает своей головой и служит лишь «руками и ногами» своего духовного лидера.
Из пятерых исполнителей зариновой атаки в метро четверо были впервые привлечены к убийству людей. Они были врачами и учёными. Они прекрасно знали, насколько ядовит зарин. Но, несмотря на это, ни один из них не отказался и не дрогнул, принимая отведённую ему роль.
Йога, ЛСД, лишение сна и другие приёмы подчинения сознания
Секта Аум позаимствовала из йоги практику аскетизма. Некоторые члены секты испытывали неординарные ощущения: видели свет во время выполнения упражнений, ощущали, как их тело наполняет энергия и так далее. Получая опыт, подобный тому, через который проходят практикующие йогу или буддийские монахи, последователи секты Аум считали и называли мистическим опытом явления, для которых существует психологическое объяснение. Но у них этот опыт считался восхождением на новый духовный уровень и объяснялся воздействием энергии, исходящей от основателя.
Такого рода опыт оказывал очень мощное воздействие на членов секты. С его помощью в их голову закладывали убеждение в том, что они не смогут жить, если отдалятся от лидера секты. Некоторые из этих людей причастны к целому ряду жестоких и тяжких преступлений. Войдя во вкус, для более быстрого и массового предоставления последователям такого «мистического опыта» секта Аум стала использовать запрещённые стимуляторы, ЛСД и другие незаконные вещества. Эти снадобья подпольно изготовлялись членами секты и подносились последователям как часть ритуала.
Более того, культ поддерживал в своих членах страх оказаться в аду после смерти. На ад последователя обрекал выход из секты или предательство её интересов. Среди членов секты были и те, кто, единожды решившись порвать с ней, впоследствии вернулись, не в силах побороть этот страх.
Помимо этого, последователям, которые проживали в принадлежащих секте домах и общежитиях, постоянно поручали массу обязанностей, чтобы свести к минимуму продолжительность сна. При этом их изолировали от информации из внешнего мира, иначе говоря, в отношении членов секты использовали разнообразные методы подавления и контроля сознания.
Культ, который превратил молодых людей в преступников, заслуживших смерть
Желание стать лучше. Желание помочь людям. Желание сделать этот мир лучше… Секта Аум Синрикё вовлекала в свои ряды молодежь, используя в своих целях все эти устремления. Сначала эти молодые люди были не более чем жертвами, попавшими в сети никчёмного религиозного культа. Но затем они превратились в преступников, идущих на насилие в отношении других людей ради своей религиозной группы. На мой взгляд, этот процесс не является чем-то присущим лишь данной секте, это общая черта самых разных культов (в том числе и ныне действующей группировки, именующей себя «Исламское государство»).
После ареста, находясь под следствием, слушая голоса родных и близких жертв своих деяний на судебных процессах, немало членов секты, будучи освобождены от пелены контроля сознания, обрели свой прежний разум, прозрели и глубоко раскаялись в содеянном. Но при определении меры вины на суде факт контроля сознания не принимается во внимание, и эти люди получили суровые приговоры. В случае утверждения приговора, вынесенного судом на процессе против Такахаси, начнётся этап исполнения казней. У меня очень мрачно на душе оттого, что из-за секты Аум будет прервано ещё несколько человеческих жизней.
Фотография к заголовку: Подозреваемый Сёко Асахара (настоящее имя Мацумото Тидзуо), принадлежащий к религиозной секте Аум Синрикё, 6 июня 1995 года возвращается с дознания в полицейское управление
(фотография предоставлена Jiji Press).
(Статья на японском языке опубликована 22 июня 2015 г.)