Власти обещают увеличить число бедныхhttp://www.fontanka.ru/2016/05/10/144/Правительство РФ хочет восстановить рост экономики за счет сокращения доходов населения, прогнозируя рост числа бедных. "Сэкономленные деньги российские компании с удовольствием вывезут за границу", - считают экономисты.Минэкономразвития обещает еще больше снизить реальные зарплаты и доходы населения в 2016 – 2017 годах с обещанием последующей «компенсации» в течение двух последующих лет. Это, как верят в министерстве, поможет российским компаниям высвободить деньги для инвестиционных вложений, что в конечном счете приведет к восстановлению роста ВВП. "Фонтанке" не удалось найти экспертов, положительно отозвавшихся о таком плане.6 мая сводный департамент макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития опубликовал
доклад «Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (
http://economy.gov.r…o/20160506).
Реальные располагаемые доходы населения, которые учитывают инфляцию, налоги и обязательные платежи, согласно целевому прогнозу Минэкономразвития (к которому будет стремиться ведомство) в 2016–2017 годах упадут на 3,1%. Похожим образом должна будет снизиться реальная заработная плата (ее покупательская способность) — на 1,7% в 2016–2017 годах. А согласно другому, консервативному сценарию ведомства, только в 2016 году снижение реальной зарплаты может составить 3,9%, а располагаемых доходов — 5%.
В 2018–2019 годах Минэкономразвития обещает населению «компенсационный рост» реальных заработных плат. За два года они должны вырасти на 5,1%. Данная «компенсация», впрочем, выглядит весьма сомнительно, если учесть, что в 2015 году реальные зарплаты сократились на 9,3% (и это без учета Крыма, где номинальная зарплата даже сейчас составляет 23 тыс. рублей; по России — 34 тыс. рублей). Точно такое же возмещение предлагается в случае с реальными располагаемыми доходами — после падения на 3,1% ожидается рост на 3,7%. При том что в 2015 году они упали на 4,3%.
Доля бедного населения (с доходом ниже 9452 рублей в месяц) увеличится с 13,1% в 2015 году до 13,7% к концу 2017 года, а в 2018 году достигнет 13,9%. «По мере восстановления роста денежных доходов населения уровень бедности будет постепенно снижаться. Однако с учетом увеличения стоимости потребительской корзины в 2018 году эта тенденция приостановится. В 2019 году доля бедного населения снизится до 13,1%», — говорится в документе.
Вопреки заверениям чиновников, которые ранее обещали сохранить объем социальных обязательств государства, реальный размер пенсий будет сокращаться. В прогнозе это сокращение названо «повышением уровня материального обеспечения пенсинеров», но цифры говорят об обратном. Во-первых, пенсии в 2016 году были проиндексированы лишь на 4% (при инфляции в 2015 году 12,9%). Во-вторых, от индексации теперь освобождены работающие пенсионеры. В-третьих, в 2016 – 2019 годах номинальная пенсия вырастет всего на 15%, при том что инфляция в этот период в лучшем случае должна составить 19% (по целевому же прогнозу ведомства), а с учетом 2015 года — не менее 31,9%.
По мысли правительственных экономистов, ограничение расходов российских компаний на оплату труда позволит им «перераспределить ресурсы в сторону инвестиционных расходов». В ведомстве ожидают «повышения инвестиционной активности частного капитала» и «опережающего роста инвестиций в инновационные секторы». Этому должно способствовать также смягчение кредитных условий (снижение ключевой ставки ЦБ) и замедление инфляции до 4% в 2017 году (в 2016 году ожидается 7%). Рост цен будет ограничен как раз падением потребительской активности, которое углубится в результате сокращения доходов населения.
«Прирост инвестиций будет [выражен] развитием транспортной инфраструктуры, более масштабной технологической модернизацией, развитием машиностроения и инвестированием в отрасли, направленные на развитие человеческого капитала», — пишут прогнозисты ведомства.
Рост капитальных вложений будет стимулироваться, говорится в документе, в том числе деньгами Фонда национального благосостояния – размер которого на 1 апреля составляет $73 млрд. Деньги фонда расходуются в основном на помощь крупным государственным компаниям в обмен на их акции. В 2015 году, например, фонд покупал ценные бумаги компаний «Ямал СПГ» («Газпром»), РЖД, «Атомэнергопром» (Росатом), Запсибнефтехим («Сибур»), а также размещал депозиты в ВТБ и Газпромбанке.
Положение усугубляется планами Центробанка эмитировать («напечатать») 3 трлн рублей для покрытия дефицита бюджета, который в 2016 году составляет почти 3,5 трлн. И хотя представители ЦБ опровергают «распространенное мнение» о том, что печатный станок разгонит инфляцию, их уверенность в удержании возможного роста цен все же выглядит сомнительно, если открыть
отчет Научного исследовательского университета ВШЭ, выпущенный в марте.
«Эмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета если и приведет к некоторому оживлению экономики в краткосрочной перспективе, то ценой резкого возрастания риска макроэкономической дестабилизации, и через 1 – 1,5 года выльется в существенное повышение инфляции, рост оттока капитала, ослабление рубля и возобновление рецессии», — говорится в нем.
По расчетам сотрудников ВШЭ, ежегодная эмиссия 2,5–3 трлн рублей, которые будут вливаться в экономику через бюджетные расходы (по которым никто не платит рыночного процента), приведет к сворачиванию кредитования коммерческих банков в Банке России. Начало этого процесса можно наблюдать уже по итогам 2015 года: размер кредитования снизился с 9,5 трлн до 5 трлн к 1 февраля 2016 года (в прошлом году ЦБ также эмитировал деньги). Чем больше в экономике «дешевых», нерыночных денег, тем менее выгодно банкам брать деньги в ЦБ под проценты. Кроме того, пишут исследователи, слишком велик риск, что «широко применяемое ручное управление [увеличения денежной массы] либо не сможет определить безопасные масштабы эмиссии, либо превысит эти объемы по причине политической выгоды или сильного лобби».
Ограничение зарплат и пенсий лишь один из возможных вариантов, который обсуждается в правительстве, заявил
пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на встрече с журналистами.
«Это одно из предложений, продолжаются поиски точек роста российской экономики. Тема, скажем так, оптимизации бюджетных расходов постоянно находится на повестке дня, постоянно обсуждается, и тема, скажем так, оптимизации расходов госаппарата. Эти поиски ведутся, пока говорить о четко выраженной позиции, наверное, не приходится», — заявил Песков.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин сообщил агентству РИА «Новости», что зарплаты в частном секторе находятся «вне компетенции Минэкономразвития». При этом он допустил сокращение зарплат в бюджетном секторе, заметив, что депутаты Госдумы, скорее всего, не одобрят это предложение.
Идея снижения доходов населения для стимулирования экономического роста кажется весьма сомнительной
бывшему министру экономики России в 1992–1993 годах Андрею Нечаеву. Как рассказал он «Фонтанке», именно потребительский спрос в последние годы был основным драйвером роста. «Доходы и так падают в последние два года. Предложение еще больше их ограничить приведет к дальнейшему падению потребительского спроса. В результате не очень понятно, за счет чего должен будет вырасти ВВП или другие макроэкономические показатели роста», — сказал Нечаев.
Тезис о высвобождении у российских компаний денег за счет ограничения зарплат также кажется бывшему министру слабым, поскольку их финансовое положение определяется гораздо большим количеством факторов, среди которых есть и неблагоприятные. «Дорогие кредиты, сократившийся спрос, не позволяющий им расширять производство и сбыт. Кроме того, высвобождение денег за счет ограничения роста зарплат должен привести к росту прибыли компаний. Однако в последние годы они научились сокращать объем налогооблагаемой прибыли, так что эффект роста если и будет, то скромным», — считает эксперт.
В более резком тоне высказался
глава Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Еще в средние века было установлено, что грабеж населения к развитию экономики не ведет. Чтобы экономика росла, население, наоборот, должно богатеть. То, что мы дожили до того, что в Минэкономразвития сидят люди, которые этого не понимают, говорит о деградации школьного и университетского экономического образования», — сказал Делягин.
По его словам, бывают случаи, когда рост ВВП действительно сопровождается падением доходов. Но, чтобы это падение обернулось инвестициями, необходимо, чтобы кто-то эти высвобождающиеся деньги вручную перераспределял, как это было в период сталинской социалистической индустриализации в 1930-е годы, когда страна усиленно наращивала промышленный потенциал.
«В нашем же случае корпорации ограбят нас с вами, а потом посмотрят, куда бы наши деньги вложить, и скажут: "Господа, у нас опять очень плохой инвестиционный климат. Население бедное, государство денег не дает. Поэтому мы выведем деньги за границу". Так что предложение Минэкономразвития простимулирует в лучшем случае бегство капитала. А поскольку я уверен, что некоторые люди в правительстве работают в интересах западных стран, это может быть осознанным политическим действием, направленным на организацию февральской революции, только не 1917-го, а 2018 года», — считает Делягин.
Отредактировано: vltvlt - 18 май 2016 00:18:34