Цитата: DeC от 09.01.2021 18:13:49Фундаментальные перспективы
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Программу фундаментальных научных исследований до 2030 года. Они являются базой для развития науки и технологий согласно Стратегии научно-технологического развития, а сам документ – неотъемлемая ее часть.
ПФНИ разработана Российской академией наук с привлечением министерств и ведущих научных институтов. Координатором программы выступает РАН. Это лишний раз подчеркивает ее ведущую роль в развитии фундаментальных исследований. Исполнители – помимо Академии, все ключевые министерства и ведомства, а также правительственные научно-образовательные подведы (МГУ, Курчатовский институт и пр.).
Цель – получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, природы, необходимых для устойчивого научно-технологического, социально-экономического и культурного развития страны, укрепления ее национальной безопасности и обеспечения научного лидерства в определении мировой научной повестки на долгосрочный период.
Формулировка акцентирует внимание на приоритет (ж) Стратегии НТР: «Обеспечение возможности эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применения методов гуманитарных и социальных наук». Вследствие этого данный приоритет в итоге получает свое истинное звучание – как меж- и трансдисциплинарный, с акцентом в системной реакции на большие вызовы с использованием привносимых ими большими возможностями. Ранее этот приоритет в основном трактовался как «резервация» для общественно-гуманитарных наук, теперь же он, по сути, становится ключевым в научно-технологическом развитии.
Задачи можно сформулировать по нескольким векторам:
- эффективное управление для эффективных исследований;
- условия для свободного научного творчества;
- справедливая и честная конкуренция за поддержку;
- ответственность исполнителей за результат и технологический трансфер;
- распознавание больших вызовов и формирование системной реакции на них;
- работа в интересах обороны и безопасности (здесь реализован функционал РАН для ОПК);
- повышение статуса отечественной науки и привлечение иностранных партнеров;
- распространение научных знаний и популяризация науки.
Направления реализации ПФНИ сконцентрированы на системный анализ и целеполагание развития страны; формирования ресурсной базы для прорывных результатов, в том числе в рамках мегасайенс; развитие системы поддержки науки; интеграция в форме развития различных вариантов коллабораций (здесь и сотрудничество с реальным сектором экономики, и взаимодействие наука-образование; и международное измерение).
В Программу входит 6 подпрограмм:
1. Аналитические и прогнозные исследования, направленные на выявление больших вызовов и совершенствование системы стратегического планирования, обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства РФ;
2. Фундаментальные и поисковые научные исследования (далее – ФПНИ);
3. ФПНИ, проводимые на крупных научных установках и объектах класса «мегасайенс»;
4. ФПНИ по направлениям Стратегии НТР;
5. Инициативные фундаментальные и поисковые научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной и научно-технической и инновационной деятельности;
6. ФПНИ в интересах обороны страны и безопасности государства (секретная).
Основной источник прямого финансирования ПФНИ – госпрограмма «Научно-технологическое развитие». А также – «непрограммное направление расходов «обеспечение деятельности отдельных ФОИВ». Это означает явное «собирание» всех средств на фундаментальную и поисковую науку, которая стартовала с аналитической консолидации бюджетных расходов, предпринятой в рамках госпрограммы НТР. Теперь сделан еще один шаг если не к выделению отдельных строк бюджетной классификации на науку, то как минимум – к «окрашиванию» части из расходов. Общий объём финансирования до 2030 года – более 2,1 трлн руб., без учета секретной подпрограммы 6.
Срок реализации Программы фундаментальных научных исследований –
2021-2030 гг. ПФНИ
синхронизирована по своим срокам с нацпроектами, хотя сама Стратегия НТР охватывает период до 2035 года. При этом ПФНИ четко синхронизирована с госпрограммой «Научно-технологическое развитие РФ» (
она тоже часть СНТР и действует до 2030 г.), а также Планом реализации второго этапа СНТР.
Целевые индикаторы Программы ожидаемы и традиционны:
количественный и качественный состав исследователей, привлечение молодежи, научные публикации, коллаборации. Эти показатели четко сопряжены со Стратегией НТР и госпрограммой «Научно-технологическое развитие».
Первые три целевые индикатора обозначены в виде процента вклада ПФНИ в достижение целей нацпроекта «Наука и университеты», а также госпрограммы НТР. Это лишний раз подчеркивает сопряжение всех доктринальных документов научно-образовательной сферы.
Руководство ПФНИ стандартно –
координационный совет как высший орган и координатор с широкими полномочиями.РАН с помощью Программы получает подтверждение своей ключевой роли в научном развитии страны. В качестве первого принципа реализации ПФНИ указано
«обеспечение Российской академией наук координации фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых в рамках Программы с целью непрерывности получения и освоения научных знаний».Особенно стоит отметить указанное
использование единых подходов и инструментов реализации ПФНИ, в частности –
«современной цифровой инфраструктуры обмена научно-технической информацией с учетом интеграции имеющихся и планируемых к созданию информационных систем, используемых для осуществления мониторинга, планирования научных исследований и представления отчетности».
Научно-технологический прорыв четко сопряжен с цифровизацией. Из этого следуют два вывода:1. Российской академии наук предстоит форсированная цифровизация. Это становится фактически последним крупным «экзаменом» на эффективность.
2. В рамках цифрового управления
идет формирование единых платформ с бесшовным переходом, а в идеале – формирование комплексных информационных систем. Очевидно, что
для науки необходима разработка и внедрение функционала «одного окна», то есть единой точки предоставления данных для мониторинга, подачи заявок на гранты, а также формирования планов и отчетов.
По обоим этим векторам работы добавляет уверенности тот факт, что
курирующий вице-премьер Дмитрий Чернышенко отвечает как за науку с высшим образованием, так и за цифру. В синергии усилий РАН, Правительства и Минобрнауки масштабная и эффективная цифровизации науки представляется вполне достижимой.
Важной частью ПФНИ является
План ее реализации, который
содержит детализацию в разрезе областей наук и перспективных направлений исследований. Основой для создания Плана является оценка Академией наук реализации ПФНИ РФ на 2013-2020 гг., а также ПФНИ государственных академий наук на 2013-2020 гг.
Предусмотрено обновление Плана не реже 1 раза в 5 лет. Направления фундаментальных и прикладных научных исследований по верхним уровням иерархии достаточно четко соотносятся с новой номенклатурой научных специальностей. Это однозначно повысит эффективность мониторинга и оценки.
План реализации (содержащий направления научных исследований) в рамках Детализированного плана
будет разбиваться через ожидаемые результаты и целевые показатели в их взаимосвязи с участниками, исполнителями, сроками и объемами финансирования. Детализированный план должен обновляться не реже 1 раза в 3 года, поскольку финансы рассчитываются именно на три года, что связано с бюджетным циклом.
ИтогПФНИ предполагает рубрикацию и приоритизацию научных исследований, а также подчеркивает ключевую роль РАН в развитии российской науки. Все ключевые документы по научно-технологическому прорыву:
Стратегия и госпрограмма НТР, а также ПФНИ и нацпроекта «Наука и университеты» - формируют единую смысловую матрицу. А все вместе они являются научным фундаментом для реализации других нацпроектов.
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия