Президенту Российской Федерации
ПУТИНУ В. В.
Уважаемый Владимир Владимирович,
Отвечая 20 июля с.г. в Калининграде на вопрос о повышении пенсионного возраста, Вы отметили необходимость оперировать конкретными вещами и реальными профессиональными прогнозами и подчеркнули, что окончательного решения по вопросу сегодня нет. Вы также указали на необходимость выслушать все мнения, все точки зрения по поводу повышения пенсионного возраста и посмотреть за дискуссией.
Конфедерация труда России, — общероссийское объединение профсоюзов, представляющее работников в секторах морского транспорта, гражданской авиации, общественного транспорта, автомобилестроения, пищевой промышленности, других производственных секторах, в секторах здравоохранения, культуры, среднего и высшего образования, — полностью разделяет подход о необходимости профессионального обсуждения данного вопроса и недопустимости подмены его популистскими звонкими фразами.
Вы абсолютно правильно отметили, что в ближайшие десять лет демографического кризиса, формирующего за собой необходимость поспешных решений, не существует. По прогнозам Росстата, соотношение между работающими и неработающими людьми не изменится и к 2037 году (доля лиц работоспособного возраста в 2018 году составит 55%, в 2036 году — 54%) .
Число лиц работоспособного возраста ввиду старения населения, конечно, будет снижаться, но снижение закончится в 2024 году, и затем число лиц работоспособного возраста вновь начнет возрастать. В целом в 2019—2035 годах, по данным Росстата, снижение составит 2,76 млн. человек.
При этом только в следующем году ввиду резкого повышения пенсионного возраста на рынок дополнительно выйдет 1,85 млн. человек, а к 2035 году — 16,7 млн. человек. Данный расчет сделан с учетом числа неработающих инвалидов и лиц, выходящих на пенсию досрочно ввиду работы на вредном производстве.
Таким образом, реформа приведет к росту безработицы на уровне, составляющем 13,9 млн. человек.
Заявления профильных работников правительства о том, что половина пенсионеров продолжают работу и сегодня, в связи с чем безработица будет меньше, свидетельствует о непонимании ими содержания проблемы, так как соответствующее число рабочих мест не получит молодежь и лица среднего возраста, поскольку продолжение трудовой деятельности пожилыми людьми общего числа рабочих мест на рынке труда не увеличивает.
Заявления Минэкономразвития о создании трехсот тысяч рабочих мест ежегодно даже наполовину не перекрывают запланированный рост безработицы, а, кроме того, не соответствуют тренду последних десяти лет — с 2009 года число рабочих мест в России, по данным Росстата, сократилось на 4,8 млн., причем сокращение происходило как в кризисные годы, так и в годы подъема .
Следует отметить, что сокращение числа рабочих мест связано не только с переводом трудовых отношений «в тень», но и с автоматизацией в индустрии, сельском хозяйстве и сфере услуг, и является объективной данностью во всех развитых странах мира.
В таких объективных условиях предложенное повышение пенсионного возраста приведет исключительно к переизбытку рабочей силы на рынке труда, росту безработицы, сокращению реальных зарплат и отчислений в Пенсионный фонд и местные бюджеты, снижению рождаемости и ускоренному старению населения. Прямым результатом станет снижение темпов роста экономики (ввиду отсутствия внутреннего спроса) и усиление демографического кризиса.
При этом пенсионная система, бесспорно, заходит в тупик, так как на 5 пенсионеров приходится 6 отчисляющих в фонд взносы работников.
Из 81 млн. лиц работоспособного возраста регулярные отчисления в ПФР совершает только 43,5 млн. человек. Порядка 30 млн. человек взносы не осуществляют, но речь идет не о самозанятых, а о российских трудящихся, создающих реальную прибавочную стоимость, однако лишенных права на легальный стабильный труд.
В «черном» и «сером» сегменте экономики вынуждены трудиться 25% транспортных рабочих, 42% сельхозрабочих, 62% строителей и 75% работников торговли.
Вину за это несут не работники, а бизнес, воспринимающий любые налоги и взносы как недополученную прибыль и демонстрирующий абсолютную безответственность по отношению к работникам и стране. Правительственные мероприятия прошлых лет, — начиная с принятия по инициативе тогдашнего главы правительства Михаила Касьянова нового Трудового кодекса, ограничившего права работников, и заканчивая снижением страховых взносов в 2011 году, — привели не к легализации труда, а к его закабалению, переводу в «тень», и стали фундаментом современного кризиса Пенсионного фонда.
В случае принятия закона о повышении пенсионного возраста, люди, выращивающие урожай, строящие дома, перевозящие грузы, то есть настоящие труженики, получат пенсию только в 68 и 70 лет, поскольку у них отнят еще и официальный стаж.
Мы считаем, что основой стабильной, надёжной ситуации в экономике, социальной сфере и пенсионной системе может быть только легализация занятости и расширение трудовых прав работников.
В связи с изложенным, уважаемый Владимир Владимирович, Конфедерация труда России полагает крайне важным:
— обратить внимание на то, что при возникновении дефицита в 2,7 млн. рабочих мест на рынке труда дополнительно выталкивается 16,5 млн. человек, и разница между этими двумя цифрами означает безработицу и ничего более;
— безработица может быть меньше только в силу ускоренного создания рабочих мест, но было бы уместно учитывать данный фактор лишь в случае его практического подтверждения, то есть по итогам каждого календарного года, если планы Минэкономразвития будут практически подтверждаться Росстатом;
— оперативным решением, стабилизирующим положение ПФР, могло бы стать введение плоской шкалы пенсионных отчислений или сокращение регрессии (вместо 22% и 10% ввести, например, 22% и 16%);
— единственным решением, позволяющим обеспечить устойчивость Пенсионного фонда, является уменьшение доли неофициальной занятости. Росстат оценивает теневой фонд оплаты труда в 10,5 трлн. руб., то есть выпадающие доходы ПФР составляют 2,3 трлн. руб. В качестве первого шага к уменьшению неофициальной занятости предлагается лишить налоговых льгот, права на участие в господрядах и госзаказах компании, использующие неофициальный труд, поскольку они фактически уклоняются от налогов.
Концептуально мы считаем, что основой стабильной, надёжной ситуации в экономике, социальной сфере и пенсионной системе, должно быть не повышение возраста выхода на пенсию, как это предлагает Правительство, а легализация занятости и расширение трудовых прав работников и их представительных организаций (профсоюзов). Только восстановление паритета между работниками и бизнесом может создать основу для стабильного развития экономики, увеличения бюджета и обеспечения вышедших на заслуженный отдых работников достойными пенсиями.
С уважением,
Президент Конфедерации труда России, Б. Е. КРАВЧЕНКО
Член Совета при Президенте РФ по развитию
гражданского общества и правам человека
Вице-президент Конфедерации труда России, О. В. ШЕИН
Депутат Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Председатель Исполнительного комитета Конфедерации труда России, И. В. КОВАЛЬЧУК
Член Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений
Генеральный секретарь Конфедерации труда России С. А. КОВАЛЕВ
Комментарий автора:
Интерактивная карта протестов против повышения пенсионного возраста. Ищите ваш город на карте, по ссылке вы найдете информацию о готовящихся СОГЛАСОВАННЫХ митингах протеста в вашем городе.
http://www.ktr.su/co…hp?ID=5999https://aftershock.news/?q=node/667384