Скрытый текст
Чего конкретно хотят добиться северокорейские руководители своей нынешней яркой кампанией против Южной Кореи? По мнению Андрея Ланькова, профессора Университета Кунмин, всё дело в том, что Сеул, опасаясь американского гнева, не предоставляет Пхеньяну той экономической и финансовой поддержки, которая, собственно, Северной Корее от Южной Кореи и нужна. Поэтому в руководстве КНДР решили, что пора пойти на обострение и наглядно объяснить Мун Чжэ Ину: если Южная Корея не готова раскошеливаться и платить приличные деньги за хорошие отношения с Кореей Северной, то ни этих хороших отношений, ни даже их видимости не будет.
Термин «чучхе» никогда не отличался конкретностью. Трактаты, которые были посвящены его толкованию, оставляют у иностранцев странное впечатление: по сути, они состоят из повторения на разные лады нескольких ключевых фраз, самой важной из которых, пожалуй, является заявление о том, что «человек – хозяин всех вещей».
Однако бессодержательность термина «чучхе» не имеет особого значения. Важно было не его конкретное содержание или отсутствие такового, а сам факт того, что в 1960-е годы Северная Корея официально провозгласила: в КНДР имеется собственный вариант прогрессивной идеологии, который отличается как от советского, так и от китайского вариантов марксизма-ленинизма – и, конечно, превосходит эти варианты.
В 1970-е годы в Северной Корее в качестве синонима слова «чучхе» стали использовать термин «кимирсенизм», а после того, как Ким Чен Ир был официально объявлен преемником своего отца, появился и двойной термин «кимирсенизм-кимчениризм». Впрочем, оба эти термина использовались в печати достаточно редко и, как правило, в закрытых изданиях, предназначенных для партийно-государственной элиты. Термин «кимирсенизм» слишком откровенно противопоставлял северокорейскую официальную идеологию марксизму-ленинизму, что могло создать дополнительные трения в отношениях с социалистическими странами, от помощи которых Пхеньян тогда сильно зависел.
После смерти Ким Ир Сена в 1994 году его сын сохранил за идеями чучхе положение ведущей идеологии страны. В годы его правления упоминания о марксизме-ленинизме почти (но не полностью) исчезли из официальных партийных документов. Ким Чен Ир также заявил о том, что в ходе развития идей чучхе им была создана новая прогрессивная теория, получившая название «сонгун», то есть «теория первенства армии», которая, как считалось, не заменяла идей чучхе, а творчески дополняла их.
Теперь, кажется, настало время и для Ким Чен Ына выступить со своей идеологией – или, по крайней мере, заявить о том, что такая идеология у него имеется. Однако он делает это, по возможности отмежёвываясь от идейного наследства своих предшественников и предков.
Формально северокорейская идеология не предусматривает наследственной передачи власти. Полагается считать, что и Ким Чен Ир, и Ким Чен Ын стали руководителями страны не в силу того, что были рождены в семье Ким, а исключительно в силу присущих им уникальных личных качеств. Тем не менее эта фикция никогда никого не обманывала. Всем было понятно, что Ким Чен Ын, которому момент прихода к власти было всего лишь 28 лет, стал руководителем страны именно в силу своего происхождения.
Понимал это и Ким Чен Ын, который в первые годы своего правления всячески подчёркивал преемственность между своей политикой и традициями, которые были заложены его дедом Ким Ир Сеном – но не отцом Ким Чен Иром. Дело тут в том, что Ким Ир Сен по-прежнему пользуется большой популярностью в народе, который помнит времена его правления как эпоху стабильности и спокойствия. Напротив, с Ким Чен Иром в массовом сознании в первую очередь ассоциируется катастрофический голод 1996–1999 годов. То обстоятельство, что голод этот был отчасти результатом неблагоприятной внешнеполитической ситуации, а отчасти – продуктом политических решений, которые были приняты при Ким Ир Сене, большинством северокорейцев не осознаётся: с их точки зрения Ким Чен Ир является человеком, который, дескать, «развалил» якобы стабильно работавшую кимирсеновскую систему.
В первые годы правления Ким Чен Ын постоянно подчёркивал своё внешнее сходство с дедом – надо признать, что он действительно внешне сильно похож на Ким Ир Сена. Чтобы ещё больше подчеркнуть это сходство, Ким Чен Ын даже носил причёску, которую когда-то любил его дед, и одевался в характерный френч, который на протяжении десятилетий был излюбленной одеждой Ким Ир Сена.
Тем не менее с течением времени ситуация менялась. В частности, медленно, но неуклонно снижалось количество упоминаний Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, содержавшихся в выступлениях Ким Чен Ына на официальных мероприятиях. В новом Уставе ТПК, который был принят на VIII съезде партии в январе 2021 года, была сильно изменена преамбула. Из неё исчезли многочисленные упоминания Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.
То обстоятельство, что Ким Чен Ын не слишком хорошо относится к своему отцу, было, в общем, известно уже давно. В первые же два-три года своего правления Ким Чен Ын удалил с высших постов большинство сановников, которые когда-то были близки с его отцом. Показательно, что Ким Чен Ын вступил в должность немедленно после смерти отца, в то время как Ким Чен Ир некогда отложил формальное вступления в должность на три года, соблюдая таким образом траур по умершем у в 1994 году Ким Ир Сену. Это отчасти и понятно: Ким Чен Ын провёл своё отрочество за границей, в Швейцарии, где он учился в элитной международной школе, практически не общаясь со своим отцом.
Похоже, что Ким Чен Ын наконец пришёл к выводу о том, что настала пора выйти из тени своих предков и начать править страной не в качестве внука и сына, а в качестве идеологически самостоятельной фигуры. Об этом, собственно, и говорит появление термина «кимченынизм».
Ни Ким Ир Сен, ни Ким Чен Ир не решились в итоге назвать официальную идеологию страны в свою честь. Посмотрим, пойдёт ли на этот шаг нынешний северокорейский лидер – очень похоже, что он к этому готов. Впрочем, даже если термин «кимченынизм» и утвердится, скорее всего он будет использоваться вместе с термином «идеи чучхе»
Не ясно, как изменение официальных идеологем повлияет на внутриполитическую стабильность. Подавляющее большинство населения Северной Кореи привыкло к династическому принципу управления и, в общем, не видит в нём ничего необычного или предосудительного. Однако этот принцип предусматривает, что действующий правитель не отрицает свою связь с предками и никак не принижает их, а позиционирует себя лишь как очередное звено в бесконечной цепи, как славного продолжателя дел славных предков. Отказ от этой схемы может нанести некоторый ущерб его легитимности – впрочем, едва ли ущерб этот будет особо велик.