Непосредственным поводом для передачи УВЗ в "Ростех" стало тяжелое финансовое состояние предприятия. "Нужно провести оздоровление, там достаточно большие долги,— заявил господин Чемезов.— Они образовались из-за того, что появилась компания "УВЗ-Логистик", которая сама себе покупала вагоны, поскольку ОАО РЖД (точнее, железнодорожные операторы, ОАО РЖД вагонами напрямую практически не владеет.—
"Ъ") их не покупало в течение двух-трех лет подряд. Это было сделано для того, чтобы не останавливать производство". Господин Чемезов вчера уточнил, что основной долг можно будет погасить путем продажи "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ).
Но, по данным "Ъ", правительство хочет тщательного отбора потенциальных покупателей, а вариант, лоббируемый руководством УВЗ (продажа УВЗЛ за 3 млрд руб. с переписыванием долга 23 млрд руб.), Белый дом не устраивает.
Финансовое положение гражданского дивизиона УВЗ не вызывало вопросов до 2014 года, когда доходность вагонов упала из-за их профицита. Весь 2015 год вагоностроители простояли, поскольку основные покупатели — Первая грузовая компания Владимира Лисина и Федеральная грузовая компания ОАО РЖД — свернули закупки. Продажа вагонов кэптивному оператору УВЗЛ была возможна только в ограниченном объеме: из-за высокого долга (25 млрд руб. самому УВЗ и около 60 млрд руб.— лизингодателям) банки перестали ее фондировать. УВЗ своевременно исполнял гособоронзаказ (поставки танков Т-72Б3 и Т-90, самоходных артиллерийских установок "Мста-С") и успешно вел разработки новой военной техники (танк Т-14 "Армата" и самоходная артиллерийская установка "Коалиция"), утверждает источник "Ъ" в Минобороны. "Но, когда долгов под несколько десятков миллиардов, рассчитывать на спасение в виде заказа Минобороны не приходится — рентабельность по нашим контрактам составляет 3-5%",— отмечает собеседник "Ъ".
Выбираться из ямы спрос на вагоны начал только в этом году. Выход нормативных актов по поддержке покупателей инновационного подвижного состава (в мае) и вагоностроителей (в июле) загрузил УВЗ заказами во второй половине года. К осени холдинг договорился и с металлургами, поднявшими за первое полугодие цену на вагонный металлопрокат на 70% и на броню на 13-22%: до конца года действует формула цены на металл. На 2017 год холдинг запланировал поставку 14,5 тыс. вагонов, что на 45% выше плана на 2016 год.
Сергей Чемезов не уточнил, будет ли отправлен в отставку гендиректор корпорации Олег Сиенко. Но ряд топ-менеджеров предприятий ОПК и высокопоставленный сотрудник аппарата правительства сообщили "Ъ", что вопрос о замене главы УВЗ "практически решен", кадровые перестановки произойдут в первом квартале 2017 года. Источники "Ъ" говорят, что сейчас ведется отбор потенциальных кандидатов, но в качестве наиболее вероятного сменщика господина Сиенко называется заместитель главы Минпромторга Александр Потапов, курирующий ОПК. Топ-менеджеры в отрасли характеризуют его как "системного человека" и "антикризисного управленца", способного разобраться с проблемами УВЗ. По словам собеседника "Ъ", близкого к администрации президента, вхождение УВЗ в "Ростех" будет сопровождаться и изменениями в его совете директоров: совет покинет помощник президента по кадровым вопросам Евгений Школов, который являлся его председателем с 2011 года.
Основная проблема УВЗ, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, в том, что, имея возможность стать первым производителем инновационных вагонов (модели появились в 2009 году), компания не переключилась на них полностью, а продолжила выпуск и типовых вагонов. Если бы в 2012-2013 годах УВЗ сосредоточился на производстве инновагонов, уже к середине 2014 года он стал бы лидером в их производстве, ставки аренды у парка УВЗЛ были бы выше примерно на 200 руб. в сутки, а дополнительная выручка за 2013-2015 годы превысила бы 5 млрд руб. Еще одна проблема УВЗ: сильное отставание от основного конкурента — ОВК Александра Несиса — по числу сервисных центров.
Подробнее:
http://kommersant.ru/doc/3182867