Цитата: kisur
Да именно. Я почему заострил внимание на этих ускорителях. Маршевые движки челнока не могут обеспечить достаточную тягу, следовательно их нельзя назвать полноценными движками первой ступени
Цитата(скорее, а ещё мы используем двигатель челнока на старте).
ЦитатаНо согласитесь, это не есть правильно. Зачем тратить ресурс элемента, если он не позволяет в полной мере выполнить функцию. Возможно они тупо решили задачу, что надо чтоб движки использовались и всё, а то что их практически полностью надо менять не суть важно.
ЦитатаЕсли мы стремимся к многократному применению элемента, то использование его возможностей не должно переваливать за 80% от максимального (в высоко нагруженных конструкциях) ежели мы хотим их долго использовать то вообще не более 60
Цитата Современные материалы и решения в двигателях работают на критических значениях устойчивости, думаю на 95-97 %, а самое неприятное, что повторное выведение на такой режим снижает ресурс кратно.
Цитата: DMAN от 15.07.2013 10:44:29
Идеи 50-60 годов в ракетной технике и сейчас не устарели, до сих пор основу нашей космонавтики составляют прямые
потомки Р-7, а она полетела в 1957 году.
ЦитатаНичего принципиально нового ни в двигателях,
Цитата ни в топливе с тех пор не
придумано, а это основа.
Цитата Если есть на ветке специалист который мог бы посчитать какой необходим запас топлива
на приземление на пример отработавшей первой ступени РН Протон-М, и как это повлияет на изменение её полезной
нагрузки, был бы очень признателен.
Цитата: НАлЕ от 15.07.2013 20:10:36
Протон - потомок Р-7?
Зенит тоже?
Сравните сначала характеристики движков, а уж потом говаорите.
А то тут можно придумать? Законы химии не отменишь: кислород+керосин, кислород+водород, АТ+НДМГ, что еще можете предложить для старта с поверхности Земли?
Затраты топлива будут неприемлемыми. Грубо говоря, надо найти с какой скоростью ступень шмякается сейчас и тогда с помощью товарища Циолковского можно оценить сколько надо топлива для того, чтобы ее погасить. Для "минус первого" приближения вполне сойдет.
Цитата: DMAN от 15.07.2013 22:06:00
По пунктам:
- Протон это УР-500, первый полет 1965 год. Как я и говорил 50-60 годы.
Цитата Зенит - да попозже.
Цитата- Кардинального улучшения характеристик ЖРД не произошло.
Цитата- Например - Фтор + водород
Цитата вот я и говорю - кардинальных изменений нет. идут небольшие эволюционные улучшения.
ЦитатаПМСМ после освоения двигателей с замкнутым циклом и кислородно-водородных двигателей ничего вроде и не видно.
Цитата- Я с вами согласен - в земных условиях идея возвращения первой ступени с помощью маршевых ЖРД достаточно бредовая.
ЦитатаВопрос был не в том, что прогресса в ракетно-космической отрасли нет, а в том, что достигнутый прогресс все же не позволяет
отменить решение принятое в 50-60 годы прошлого века: возвращение отработавшей первой ступени на землю с помощью
маршевых ЖРД самой ступени по критерию стоимость/эффективность не выгодно. Необходим дополнительный не маленький
запас топлива, необходима дополнительная тяга двигателей что бы это топливо поднять, необходимы дополнительные
объемы баков, растет вес самой ступени, падает полезная нагрузка. Все это не окупается. В земных условиях решение
очевидно:
- парашют + возможно тормозные РД мягкой посадки на последнем метре;
- крылья + возможно ВРД.
Цитата: НАлЕ от 15.07.2013 20:00:23
Чаще всего их называют двигателями 2-й ступени, что тоже не совсем правильно, так они работают и на участке первой ступени, и на участке второй, как центральный блок "семерки", как и водородники Энергии (только они не спасались вообще, но там зато был другой бонус).
А ускорители Шаттла амеры таки спасали.
Цитата
Это Вы о чем?
Цитата
Тоже непонятно.
ЦитатаУ меня на горизонте ни одного прочниста по РД. Возможно у вас есть. Так вот поинтересуйтесь, смогут движки 1 ступени отработать (450+150) с последующим остыванием, лёжкой и повторный вывод на этот цикл и так раза три-четыре. Если это подтвердится, тогда имеет смысл заморачиваться о снижении ПН (за счет доп топлива + тормозная парашютная система) и проработка схемы типа
Для этого есть нагрузчики и прочнисты, одни должны определить нагрузки для многоразового применеия, а другие посчитать прочность под эти нагрузки. А сколько там процентов пойдет в запас прочности я бы не стал так сходу говорить.
Да бросьте Вы. Современные одноразовые движки зачастую в разы перекрывают заданный им ресурс.
Цитата: НАлЕ от 15.07.2013 20:10:36
А то тут можно придумать? Законы химии не отменишь: кислород+керосин, кислород+водород, АТ+НДМГ, что еще можете предложить для старта с поверхности Земли?
Цитата: kisur от 16.07.2013 07:07:45
Так вот. Если маршевые шатла не достаточны для первого этапа, какого икса их использовать? Ресурс жечь ради показухи, вот у нас двигатели "многоразовые"? Это разве приводит к желаемой экономии?
Спасали говорите и как, их потом повторно использовали?
Ну это я к тому, что зачем мучать элемент если от него пользы как от козла молока (в качестве первой ступени)
...
Цитата: kisur от 16.07.2013 07:07:45
Так вот. Если маршевые шатла не достаточны для первого этапа, какого икса их использовать?
Цитата Ресурс жечь ради показухи, вот у нас двигатели "многоразовые"? Это разве приводит к желаемой экономии?
ЦитатаСпасали говорите и как, их потом повторно использовали?
ЦитатаНу это я к тому, что зачем мучать элемент если от него пользы как от козла молока (в качестве первой ступени)
ЦитатаЯ к тому, что каждому элементу своё время и место работы
ЦитатаУ меня на горизонте ни одного прочниста по РД. Возможно у вас есть. Так вот поинтересуйтесь, смогут движки 1 ступени отработать (450+150) с последующим остыванием, лёжкой и повторный вывод на этот цикл и так раза три-четыре.
ЦитатаЕсли это подтвердится, тогда имеет смысл заморачиваться о снижении ПН (за счет доп топлива + тормозная парашютная система) и проработка схемы типа
Старт
Отделение, снижаем тягу и работаем до высоты включения парашютов с одновременным частичным гашением скорости падения
Мягкое приземление, поиск по ГЛОНАСС
ЦитатаПодобрали деришпомбелем и на завод для диагностики
Цитата: mr_ttt от 16.07.2013 10:04:14
Были одно время разговоры про шугообразное криогенное топливо, достаточно серьезное новшество. Как то ничем не кончилось. И не опровергли и не реализовали.
Цитата: НАлЕ от 16.07.2013 19:49:54
А зачем на семерке и всяких прочих Союзах поступают также?
Зачем точно так же сделано было на Энергии?
Цитата
Еще раз, они работают на обоих ступенях, точно также, как и водородники Энергии, точно также, как и двигатель центрального блокасемерки Союзов. Без них пришлось бы ставить еще ускоритель, а на Энергию и Союз подвешивать пятую боковушку, что привело бы к увеличению стартового веса.
Цитата
Это вопрос не к прочнистам. Вопрос то ведь не только в прочности, это комплексная задача. Давайте спросим у Перегрева, он как раз двигателист.
Цитата
Площадь района падения представляет собой эллипс с полуосями в пару-тройку десятков километров, где гарантия, что попадет на ровную площадку?
ЦитатаМы про восточный? По зомбику вещали про 300 дней в году. Для авиации нужна ВПП. Груз крупногбаритный и упасть может как получится. Термобалластируемый могет зависнуть там , где надо.
А если погода нелетная? Для дирижбанделей это более критично, чем для традиционной авиации, а и та не всегда летает.
Цитата: kisur от 16.07.2013 20:35:44
Стоп. Мы говорим про энергетику через элемент в единицу времени.
ЦитатаБуран, из описания, юзал свои движки со второго этапа (я на видеозаписи это видел), шатл их включает сразу.
ЦитатаСравнение союза и шатла не корректно.
ЦитатаЕщё раз повторюсь то попаболь конкретного конструктора (я бы нарисовал диаграмму нагруженности, т.е. потребление/выделение энергии, побил по секторам и начал думать как компоновать)
Цитатаподдерживаю. До ув. перегрева я "достучаться" не могу, но если он сможет выделить время и привнести некоторые комментарии, буду очень признателен (думаю и читатели ветки тоже)
ЦитатаНу так топливо дожигаем и система стабилизации должна работать.
ЦитатаМы про восточный? По зомбику вещали про 300 дней в году.
ЦитатаДля авиации нужна ВПП. Груз крупногбаритный и упасть может как получится. Термобалластируемый могет зависнуть там , где надо.
Цитата тому же эти типы ЛА могут решать кучу других задач по транспортированию секций моста или блоков АЭС или готовых заводов.
ЦитатаЗЫ про шарикоподшипники. Полная сфера ИМХО избыточна. А что если насечку нанести? Как минимум 2 кандидатских. Первая по минимальной площади контакта. Вторая по форме бороздок в зависимости от типа смазки и условий работы. А если еще карбидовые покрытия присобачить, методом ионного напыления (в частности для РПД), то ваще что-то футуристическое нарисовывается.
Цитата: DMAN от 15.07.2013 22:06:00
По пунктам:
- Протон это УР-500, первый полет 1965 год. Как я и говорил 50-60 годы. Зенит - да попозже.
- Кардинального улучшения характеристик ЖРД не произошло.
- Например - Фтор + водород вот я и говорю - кардинальных изменений нет. идут небольшие эволюционные улучшения.
ПМСМ после освоения двигателей с замкнутым циклом и кислородно-водородных двигателей ничего вроде и не видно.
- Я с вами согласен - в земных условиях идея возвращения первой ступени с помощью маршевых ЖРД достаточно бредовая.
Вопрос был не в том, что прогресса в ракетно-космической отрасли нет, а в том, что достигнутый прогресс все же не позволяет
отменить решение принятое в 50-60 годы прошлого века: возвращение отработавшей первой ступени на землю с помощью
маршевых ЖРД самой ступени по критерию стоимость/эффективность не выгодно. Необходим дополнительный не маленький
запас топлива, необходима дополнительная тяга двигателей что бы это топливо поднять, необходимы дополнительные
объемы баков, растет вес самой ступени, падает полезная нагрузка. Все это не окупается. В земных условиях решение
очевидно:
- парашют + возможно тормозные РД мягкой посадки на последнем метре;
- крылья + возможно ВРД.
Цитата: НАлЕ от 17.07.2013 00:08:47
На Буране небыло маршевых движков. Маршевые "водородники" оставались на центральном блоке (вместе с ним и погибали).
Цитата
Абсолютно корректно. Так называемая полутороступенчатая схема, один в один: движки второй ступени начинают работать еще с Земли (с начала работы 1-й ступени).
Вы когда-нибудь, хотя бы на уровне студента -дипломника , проектировали ракету (уже не говоря о проектировании ракетного комплекса ) ?
Тоже поддерживаю. Но я знаю, что он скажет (но, конечно-же, без вариаций на "свободную" тему)
Цитата
Чё? Законы баллистики отменяем? Или задумаемся на тему управляемого полета ОЧ 1-й ступени? Будем городить "собственную" СУ для этой самой ОЧ-1 ?
А районы падения находятся в другом, отличном от места старта, месте. Такова "се ля ва"..
И ветер ему не помешает?
Цитата: Alexandr_A от 17.07.2013 00:14:27
Прогресс есть. Как пример цитата из годового отчета НПО Энергомаш за 2012 г
http://www.npoenergo…12%20.docx
Предприятием ведутся перспективные работы по совершенствованию ЖРД, в частности:
- разработка технических предложений по двигателю РД175 с тягой в пустоте 1000тс для перспективной РН «Энергия»;
- разработка ЖРД многоразового использования по темам «МРКС-1» и «Двигатель 2015».
- разработка принципиально нового модифицированного ракетного горючего с улучшенной реологией на основе полимерной присадки для повышения энергетических характеристик кислородно-керосиновых ЖРД и тяговооруженности ракет-носителей;
- отработка лазерного зажигательного устройства для несамовоспламеняющихся компонентов топлива в камерах сгорания и газогенераторах ЖРД по теме «Факел-Развитие»;
- адаптация двигателя 15Д285 для первой ступени изделия по теме «Сармат»;
- проведение научно- исследовательских работ по обоснованию возможности производства и использования ацетама в ракетной технике;
- разработка двигателя РД193 для перспективной РН "Союз 2.1в";
-разработка и подтверждение мероприятий, направленных на снижение себестоимости и повышения надежности двигателя РД191;
-разработка мероприятий, направленных на модернизацию и обеспечение безаварийного функционирования двигателей 11Д511, 11Д512, 14Д21, 14Д22, 14Д14 (14Д14М), РД171М, РН типа «Союз», «Протон», «Зенит» по теме «Факел»;
-проектные работы по использованию метана в качестве горючего в ЖРД по теме «МРКС-1»;
-исследование в обеспечение создания научно-технического задела по перспективным ракетным двигателям для изделий ракетно-космической техники (НИР «Двигатель»).
Цитата: DMAN от 17.07.2013 09:03:13
Информация для размышления: двигатель F-1 первой ступени
РН Saturn-5. Начало эксплуатации 1967 год (46 лет назад). Тяга в расчете на одну камеру сгорания в вакууме 790 тс.
Назовите какой либо иной ЖРД, созданный после него, который хотя бы близко приблизился к этой величине.
Цитата: mr_ttt от 17.07.2013 10:52:14
Так и нужды в таком ЖРД не было. После Аполло и нагрузок таких нет.
Возникнет нужда - и мощнее сделают.
Цитата: DMAN от 17.07.2013 09:03:13
И что приведенная вами цитата доказывает? Это пока еще перспективные разработки, а не серия. И прогресс в этом случае
дает улучшения характеристик в проценты, а не разы. Потверждается моя мысль: в области развития ЖРД в последние 30-40
лет никаких кардинальных улучшений нет и наверно не будет. Информация для размышления: двигатель F-1 первой ступени
РН Saturn-5. Начало эксплуатации 1967 год (46 лет назад). Тяга в расчете на одну камеру сгорания в вакууме 790 тс.
Назовите какой либо иной ЖРД, созданный после него, который хотя бы близко приблизился к этой величине.
Цитата: Alexandr_A от 17.07.2013 11:15:24
Кардинальных изменений в разы не будет и слава богу, значит законы физики за последнее время не изменились. А прогресс как обычно в таких случаях, упершись в проблему пошел в обход. Смотрите на схему Ангары, МРКС, так выглядит оптимизация под серийность и удешевление стоимости вывода, в перспективе в разы. А если сравнивать с такой дорогой мегахренью как сатурн 5, так уже давно в разы произошло. Это была почти такая же дурь как шаттлы, стоимостью 2 триллиона тех еще баксов и всего на 133 полета. Система настолько тупая, что даже несмотря на эти деньги, программа спейсшатл страдала от недостаточного финансирования, чему доказательством огромное число погибших астронавтов.
По ЯЭДУ примерно так - повышает эффективность полетов в разы. Разработка идет по плану, деньги по федеральной программе выделяются.
Цитата: DMAN от 17.07.2013 11:41:13
- опасность радиоактивного заражения при аварийном пуске (на память приходит недавний запуск Протон-М);
Цитата: DMAN от 17.07.2013 11:41:13
По пунктам:
1. Когда Ангара, МРКС или что либо другое сможет реально вывести на орбиту полезную нагрузку, как у Saturnа-5,
тогда и посчитаем сколько это действительно стоит. А пока утверждения про удешевление стоимости вывода в разы,
скажем мягко - необоснованны.
ЦитатаПо использованию ЯРД в первых ступенях перспективных РН есть два соображения:
Цитата- опасность радиоактивного заражения при аварийном пуске (на память приходит недавний запуск Протон-М);