С
чувством огромного удовлетворения большим интересом следил за развернувшейся дискуссией по инерциальным СУ.
Посмею сделать несколько заметок
на её полях.
1. Таки, это не последняя "механика". Тот же Трайдент-2 делался несколько позже и там, к тому же, АИРС не было. Ребята весомо, грубо зримо использовали старый добрый кардан. Только сделали его четырехрамочным, что обеспечило неограниченные углы прокачки, уравнявшись в этом с плавающей гиростабилизированной платформой.
2. И что значит "механика"? В том смысле, что СУ построенные на ныне модных БИНСы и МЭМС-технологиях - это уже не "механика"?
Я, конечно же не знаю достоверно, на базе чего построена инерциальная часть Ярсов/Булавей, но как-то когда-то слышал грамотных и посвященных людей , которые говорили о том, что на боевых ракетах никто не собирается отказываться от "старых добрых" гироскопов, основанных на "механике".
3. Почему не "взлетело"? Трудно сказать, то-ли потому что с МХ не все так радужно получилось (почему его так легко и с радостью быстро пустили в
размен расход). То-ли наоборот, этот самый АИРС и был одной из причин, что МХ ужел в мир иной, а древний ржавый Минитмен продолжает нести БД. То-ли подкузьмила его (АИРС) четвертая рамка на "классике". Не знаю. "Прелестей" у "поплавка" было много. И вес меньше, и неограниченная прокачка (но тут четвертая рамка помножила это преимущество на ноль), и отсутствие необходимости оптической связи с для СПр, и постоянная готовность к "мгновенному старту" (те самые 30 секунд, но о них позже
) ... Говорят, что недостатком была только его цена. Но пусть даже один прибор стоил один миллион полновесных
советских рублей долларов. На фоне стоимости всего комплекса - это мвозможно и не такие уж заоблачные деньги.
4. Тут кто-то упомянул небезызвестный НИИ ПМ, то бишь, "фирму Кузнецова". Вот они советским "поплавком" как раз и занимались (возможно, что и кто-то ещё, но то мне не ведомо). Почему у нас не "взлетел"? Не знаю. Может и "взлетел", но этого мне уже никто не скажет. В 88-м году прибор был практически готов для проведения так называемых ЭНИ (экспериментальных натурных испытаний), но уже полыхала перестройка и и не до этого стало...
5. Теперь о тех самых 30 секундах готовности. Разумеется, речь идет о готовности ракеты и всего ракетного комплекса обеспечить пуск в течение этих самых 30-ти секунд с момента поступления команды на ПУ. Сколько там нужно ККП, чтобы из "холодного" режима выйти в "рабочий", то мне неведомо. Подозреваю, что
несколько минут порядка минуты, если ускоренно раскручивать, как это было реализовано на 15А18-без-М и 15А35. Но уже на 18М и 60-й был введен "горячий режим". То есть гироскопы крутились постоянно в течение всего периода несения БД. На 60-й была правда реализована возможность перехода в "холодный" режим с быстрым возвращением в "горячий" при необходимости. На 18М предусматривался "огрячий" на все 15 лет несения БД. Потом жизнь заставила в целях экономии ресурса ККП тоже реализовать схему, подобную реализованной на 60-й... Говорят, не так просто это было. Помнится, Перегрев на эту тему тоже немного говорил.
6. О точности. Я не спец в теории гироскопов (да и в их практике тоже), но таки наши МБР уже с 80-го года (если не раньше), на "чистой" инерциалке с трехстепенными гиростабилизированными платформами, без всяких
Ураганов ГЛОНАССов, астро- и радиокоррекций обеспечивали точность стрельбы в пределах "нескольких сотен метров". Причем:
- несколько сотен - это не КВО, а предельное отклонение (Да, 2,7"сигма", не 100%) ;
- в эти "несколько сотен" сходит не только "точность гироскопов", но все остальные составляющие ( точность определения координат точки старта и цели, точность модели Земли, точность алгоритмов СУ, разброс параметров атмосферы при полете ББ, разбросы параметров самого ББ и так далее, тому подобное и проч. ...
5. Ещё о боеготовности. Уже давно готовность МБР к пуску (я о ШПУ-шных) определяется именно временем , необходимым для ОТП (окончания точного приведения) и никак не наддувами, запиткой двигателей и прочими ракетными заморочками. И без разницы это хоть для РДТТ, хоть для ЖРД.
АТО - Антинародная Террористическая Операция