В продолжение истории про ракету SRAM и её тяжкую судьбинушку.
Спасибо тви Стивена Шварца
@AtomicAnalyst
Итак:
15 сентября 1980 года на АБ Гранд Форкс, шт. Сев. Дакота, на запаркованном B-52 во время тренировки полыхнул двигатель номер 5 под левым крылом. Как водится, беда не приходит одна - бомбер был забит ядерным оружием по пробку, иначе говоря, имел в бомбоотсеке 8 SRAMов на роторном подвесе и, как будто этого было мало, ещё и четыре упомянутых ранее камрадом DMAN B28-х, в неустановленной конфигурации, т.е. от 70 Кт до 1.45Мт.
Этой ночью имел место юго-западный ветер со скоростью 55 км/ч. По счастью, бомбер стоял точно по ветру, что помогло избежать факта касания огнём фюзеляжа. Если бы нос самолета бы бы повернут на запад, огонь спалил бы весь экипаж в момент покидания борта и плюс наверняка прошелся бы по содержимому бомбоотсека - вот так оно выглядело в жизни - на переднем плане SRAMы, а далее, подвес с 4 В28.
Огонь полыхал 3 часа, пока насквозь гражданский пожарный инспектор базы не поднялся на борт и не перекрыл подачу топлива (не понятно только, почему это не было сделано пилотами в самом начале, до их попытки сибаса побыстрее).
Причиной пожара, как потом определила комиссия USAF, стала недотянутая гайка на топливопроводе.
В 1988 тогдашний директор Ливерморской лаборатории Роджер Бацель на слушаниях в сенате сообщил, что в случае подрыва ВВ всех ЯБП, плутоний первых ступеней покрыл бы тонким слоем ок. 60 кв. миль в Сев. Дакоте и Миннесоте соответственно, что сделало бы эту местность непригодной для обитания на следующие несколько тысяч лет.О чём Бацель тактично умолчал, так это о том, что конструктивный косяк, как оказалось, имевшийся у В28, мог привести к тому, что в результате длительного воздействия огня на корпус бомбы на него бы замкнулись сигнальные линии от одного из взрывателей со всеми вытекающими, то-есть, с полноценным ядерным взрывом, из-за чего, весь городок Гранд Форкс с его 60 тысячами населения и преимущественно одноэтажной застройкой, перестал бы существовать, а учитывая наземный характер взрыва, окружающим базу населенным пунктам тоже поплохело бы неслабо.В 1984 году, по итогам урока Гранд Форкс-80, бомбы В28 попали под программу устранения недостатков, которая, однако, просуществовала лишь год и почила в бозе из-за недостатка финансирования. В 1991 году, все В28 списали в скрап.Но и это ещё не всё. В 1990 году, директора всех ядерных лабораторий США додолбили наконец Дика Чёйни и тот распорядился убрать SRAMы с бомберов на БД в силу их чрезвычайной нестабильности при воздействии огня. Видимо, "конструктивные недостатки" были не только у В28.И это тоже не все.
Позже всплыл момент, когда ех-МР, служивший на базе во время инцидента, дал показания, что ему было приказано вернуть на борт заправщика КС-135, стоявшего неподалеку от полыхавшего бомбера, команду танкера, дружно сдриснувшую за ограду базы, когда пожар только начался.
Причём, начальством МР сказано было следующее - "Иди и верни летунов на танкер, а не пойдут - расстреляй их КЕМ".
Такие дела, да...
Мотострелковая правда — это организация, координация и взаимодействие.