СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ РОССИЙСКОГО ВМФ В ПЕРИОД ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ИГОРЬ ДЕЛАНОЭ
ЗАПИСКА АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ОБСЕРВО
NO17, МАРТ 2018 Г.
Записка Аналитического центра Обсерво, №17, март 2018 г.
www.obsfr.ru 2
ОБСЕРВО AНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИ ФРАНКО-РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ
АВТОР Игорь Деланоэ,
ВВЕДЕНИЕ
С начала 2010-х гг. российский ВМФ, словно забытый после распада СССР,
вернул к себе интерес, оказавшись в центре ряда громких событий, таких как
сирийский кризис и аннексия Крыма в 2014 г. ВМФ, как истинный выразитель
силы и влияния страны, идеально вписался в проект Владимира Путина по вос-
становлению России в качестве великой мировой державы, который прези-
дент начал осуществлять с момента своего прихода к власти в 2000 г. Тем не
менее, только в конце десятилетия после разработки госпрограммы вооруже-
ния на 2011-2020 гг. Москва наконец-то приступила к амбициозной программе
модернизации своих военно-морских сил, состоящих из пяти объединений1.
Первые результаты этой работы стали заметны в 2015 г., когда произошло во-
енное вмешательство России в сирийский конфликт2.
И если тема российского военно-морского флота сегодня не создает тако-
го большого ажиотажа в мировых СМИ, как кибербезопасность, она тем не
менее вновь начинает вызывать интерес у аналитиков и экспертов из Азии,
Европы и Америки, которые в первую очередь анализируют ее с точки зрения
военной угрозы. В США, где еще в начале 2000-х гг. к изучению российско-
го флота относились как к чему-то экзотическому или вызывающему носталь-
гию, при престижном Военно-морском колледже США (Naval War College) был
открыт Институт по изучению российских действий на море (Russia Maritime
Studies Institute)3. Возвращение российских кораблей в различные зоны зем-
ного шара, для точечного развертывания (Индийский океан, Карибское море)
или для постоянного развертывания (Восточное Средиземноморье) привело к
чрезмерной реакции в определенных кругах оборонных ведомств, особенно
в англосаксонском мире4. В конце 2016 г. развертывание авианосной ударной
группы во главе с единственным российским авианосцем «Адмирал Кузнецов»
освещалось с известной долей снисходительности некоторыми наблюдате-
лями и рядом европейских СМИ. Повторное появление российского флага в
морях мирового океана мало кого оставляет равнодушным, порождая ожив-
ленные, а иногда и противоречивые реакции. Различные анализы российско-
го военно-морского присутствия, несмотря на различия в положительных или
отрицательных оценках, все свидетельствуют о качественном росте возмож-
ностей российских военно-морских сил. В то же время реальная оценка «вос-
кресшего» российского ВМФ остается неоднозначной. С одной стороны, видео
запуска ракет «Калибр» произвело впечатляющий эффект. Однако с другой
стороны, в процессе модернизации флота, который сопровождался многочис-
ленными неудачами, проявились его слабые места. Реальное состояние рос-
сийской военно-морской мощи вызывает вопросы. Успехи военно-морского
флота в Сирии говорят о преодолении лишь части проблем, с которыми стал-
кивается российский военно-промышленный комплекс при реализации госу-
дарственных заказов.
С 2014 г. Россия была вынуждена вносить коррективы в свою госпрограмму
вооружения на 2011-2020 гг., адаптируясь к новой геополитической реально-
сти (аннексия Крыма, напряженность в отношениях с евроатлантическим сооб-
ществом), к ситуации в экономике (падение нефтяных цен) и промышленности
(введение санкций). Речь идет об определяющих факторах, задающих вектор
развития программы вооружения на 2018-2027 гг., принятие которой Владимир
Путин подтвердил в начале 2018 г. Между тем развитие ВМФ не входит в спи-
сок ее приоритетных задач.
Срок действия программы вооружения на 2011-2020 гг. подходит к концу.
В этом контексте данное исследование ставит своей целью описать существу-
ющее положение дел в военно-морских силах России. Каковы основные на-
блюдаемые тенденции? Как ВПК адаптируется к санкциям? Каковы возможно-
сти России в мировом океане?
1. КАКИЕ ЗАДАЧИ ПРИЗВАН РЕШАТЬ РОССИЙСКИЙ ФЛОТ?
Россия – континентальная держава, но при этом еще с эпохи Петра Великого
она стремилась к созданию военного флота. Со времен царствования Рома-
новых до наших дней менялись цели и задачи, которые ставились перед ним.
Однако явно прослеживались и неизменные требования, такие как: защита бе-
реговой линии и необходимость поддерживать статус великой державы среди
других великих морских наций.
1.1. ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ КАК СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ ВМФ
После принятия обновленной военной доктрины в 2014 г., стратегии наци-
ональной безопасности в 2015 г. и концепции внешней политики в 2016 г., в
июле 2017 г. Россия приняла и новую военно-морскую доктрину5. Менее чем за
четыре года произошло обновление всех основных стратегических программ-
ных документов Российской Федерации. Изучение этих документов помогает
определить, что Российская Федерация считает своими интересами и какие
средства она намерена мобилизовать, чтобы защищать и продвигать их. Кон-
цепция внешней политики Российской Федерации6, в частности, говорит о том,
что Москва продолжает считать постсоветское пространство сферой сосре-
доточения своих жизненно важных интересов7. С точки зрения российского
руководства прибрежные регионы, из которых в наибольшей степени исходит
потенциальная угроза, главным образом расположены на дуге, простираю-
щейся от арктической зоны до Черного моря. Эта угроза в основном связана
с деятельностью военно-морских сил НАТО в арктических водах, Балтийском и
Черноморском бассейнах. Береговые войска, относящиеся к Северному, Бал-
тийскому и Черноморскому флотам, в целях повышения эффективности управ-
ления и большей автономности переходят на организационную структуру ар-
мейских корпусов8.
Исходя из вышеизложенного, российские военно-морские силы сегодня
призваны выполнять пять видов задач:
• Обеспечение ядерного сдерживания. Эта задача реализуется стратеги-
ческими атомными подводными лодками Северного и Тихоокеанского флотов:
ПЛАРБ проекта 667БДР «Кальмар» Тихоокеанского флота и проекта 667БДРМ
«Дельфин» Северного флота, а также новой ПЛАРБ проекта 955 «Борей».
Стратегические подводные силы Северного и Тихоокеанского флотов со-
ставляют костяк российского флота. У этих двух военно-морских объедине-
ний также еще с советских времен имеется наибольшее количество морских
подразделений, которые до сих пор позволяют им выполнять миссии морской
дипломатии в мировом океане9. Балтийский и Черноморский флот, как и Ка-
спийская флотилия расположены в закрытых морях, которые контролируются
странами НАТО (Дания в Балтике и Турция в Черном море). Таким образом, де-
ятельность Северного и Тихоокеанского флотов направлена не только на бло-
кирование подходов к российской территории, но и на поддержку присутствия
России в Средиземноморье и в мировом океане (за исключением Каспийской
флотилии). Все вышесказанное отражает принципиально оборонительную по-
зицию российского военно-морского флота. Задачей флота является расши-
рение линий наземной и противовоздушной обороны на морях для обеспече-
ния защиты территории Российской Федерации.
1.2. ГОСПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ НА 2011-2020 ГГ.: НЕОДНОЗНАЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ФЛОТА
Основная цель госпрограммы вооружения на 2011-2020 гг. заключалась в том,
чтобы положить конец процессам развала ВМФ, которые происходили начи-
ная с 1991 г. С этой целью почти 25% из 570 млрд евро, предусмотренных бюд-
жетом на 2011-2020 гг.10 были выделены для флота, этому традиционному «бед-
ному родственнику» советских и российских оружейных программ. Масштаб
ассигнований свидетельствовал о сильной политической воле к возвращению
в морское пространство, но также говорил о неотложности ситуации, с которой
столкнулся Кремль. На момент распада СССР у России оказалось 52 ПЛАРБ из
шести различных классов, распределенных между 31-й дивизией Северного
флота, базирующейся в Гаджиево (Мурманская область), и 25-й дивизией Тихо-
океанского флота, расположенной в Вилючинске (Камчатский край). К 2010 г.,
незадолго перед принятием программы вооружения на 2011-2020 гг., остава-
лось всего девять ПЛАРБ, что свидетельствовало о серьезном сужении во-
енно-морских стратегических возможностей. Поэтому приоритетное внимание
было уделено обновлению подводной морской компоненты стратегических
ядерных сил с вводом в действие восьми новых ПЛАРБ проекта 955 «Борей»
и принятием на вооружение новой межконтинентальной баллистической ра-
кеты «Булава». Эта ракета была официально принята на вооружение ВМФ, но
ее испытания все еще продолжаются11. Учитывая накопленные задержки в по-
стройке подводных лодок на судостроительном предприятии «Севмаш» (г. Се-
веродвинск), которое отвечает за строительство ПЛАРБ, к 2020 г. в ВМФ Рос-
сии не будет поставлено восемь новых подводных лодок этого типа. ВМФ уже
получил три таких подводных лодки12, а оставшиеся пять должны будут быть
поставлены к началу 2020-х гг., прежде чем прекратится эксплуатация ПЛАРБ
класса «Дельфин», срок службы которых планируется до 2030 г.13 В то же вре-
мя Россия проводит модернизацию субмарин проекта 667БДРМ «Дельфин»,
для того чтобы их можно было оснастить межконтинентальными баллистиче-
скими ракетами «Синева» и продолжить их дальнейшую эксплуатацию на про-
тяжении 2020-х гг. С другой стороны, сохранение надежной оперативно-стра-
тегической позиции в Тихом океане становится все более проблематичным,
поскольку три подводные лодки ПЛАРБ проекта 667БДР устарели. К тому же
сегодня у России есть только две новые ПЛАРБ проекта «Борей», оснащенные
стратегическими ракетами, надежность которых под вопросом.
Программа вооружения на 2011-2020 гг. также включала закладку и стро-
ительство семи новых ПЛАРК проекта 885 «Ясень», однако сроки реализа-
ции этих планов затянулись даже больше, чем для ПЛАРБ проекта «Борей».
Единственной введенной в строй атомной субмариной является К-560 «Се-
веродвинск», остальные подлодки будут поставлены лишь в первой поло-
вине 2020-х гг. В то же время обновление парка классических подводных
лодок Черноморского флота было произведено успешно. Шесть ДЭПЛ
проекта 0636.3 было поставлено в период с 2014 по 2016 гг. «Адмиралтейскими
верфями» (г. Санкт-Петербург). Летом 2017 г. «Адмиралтейские верфи» присту-
пили к строительству новой партии из шести ДЭПЛ для Тихоокеанского флота.
Это именно те подводные лодки, с которых был произведен пуск ракет «Кали-
бр» в рамках сирийской операции. Критическое отставание от графика есть
только по ДЭПЛ проекта 677, часть из которых должна была быть оснащена
воздухонезависимыми энергетическими установками.
Что касается надводных сил, ВПК столкнулся с трудностями при выполнении
государственных заказов. Из восьми фрегатов проекта 22350, запланирован-
ных согласно программе 2011-2020 гг., только пять были заложены. Головной
фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» после
многочисленных задержек может быть передан флоту в 2018 г.14 В дополнение
к техническим проблемам, возникающим в связи с внедрением систем воору-
жений и с накопленными задержками со стороны производителей оборудова-
ния (например, Алмаз-Антей и его зенитный ракетный комплекс «Полимент-Ре-
дут»), программа постройки фрегатов данного проекта была сильно затронута
разрывом военно-технического сотрудничества между Москвой и Киевом, по-
следовавшим после кризиса 2014 г.15 Подобная ситуация сложилась с фрега-
тами проекта 11356M: шесть кораблей этого типа должны быть поставлены в
соответствии с программой 2011-2020 гг., однако на настоящий момент только
три фрегата были приняты в строй. Что касается пополнения Тихоокеанского
флота, то в июле 2017 г. был введен в строй корвет с управляемым ракетным
оружием «Совершенный». Это первое новое боевое надводное судно, приня-
тое в состав Тихоокеанского флота после исчезновения СССР16. Значительные
задержки ввода новых кораблей связаны с нерегулярностью финансирования,
нецелевым использованием средств и срывами сроков со стороны субподряд-
чиков при поставке деталей и оборудования. Для некоторых судостроитель-
ных предприятий исполнение государственных контрактов может быть очень
проблематичным, поскольку их реализация может сопровождаться значитель-
ными отсрочками платежей, что приводит к недостатку оборотных средств. Это
подталкивает производителей отдавать предпочтения заказам частного секто-
ра, которые, безусловно, являются менее прибыльными, но финансирование
которых обычно лучше обеспечивается17.
Строительство более малотоннажных судов, таких как малые ракетные ко-
рабли проекта 21631 или скоростных катеров ( «Раптор» или «Грачонок»), было
более успешным. Темпы строительства этих кораблей стабильны: приблизи-
тельно один год на один скоростной катер типа «Грачонок» и чуть более трех
лет на малый ракетный корабль проекта 21631, которые оснащены ракетами
«Калибр». Здесь российскому ВПК, в принципе, удалось совместить качество,
количество и сроки. Программа на 2011-2020 гг. также включает в себя стро-
ительство новой модели тральщика проекта 12700, который оснащается под-
водными беспилотниками французского производства, разведывательных ко-
раблей (судов связи) проекта 18280 и вспомогательных судов (опытных судов
проекта 11982 и судов тылового обеспечения проекта 23120). Наконец, для Ар-
ктической зоны «Адмиралтейские верфи» строят два универсальных патруль-
ных корабля ледового класса проекта 23550 водоизмещением до 7000 тонн18.
Также идет строительство нового типа российских атомных ледоколов типа
ЛК-60Я проекта 22220. Три первых корабля данного типа «Арктика», «Сибирь»
и «Урал» находятся на разных этапах строительства на Балтийском заводе (г.
Санкт-Петербург).
На скромный с точки зрения количества заказанных единиц военно-морской
раздел программы вооружения на 2011-2020 гг. также отрицательно повлияли
последствия недофинансирования ВПК и вооруженных сил в 1990-х и в начале
2000-х гг. Ситуация еще более осложнилась после введения евроатлантиче-
ским сообществом санкций против России.
1.3. КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЮТ САНКЦИИ НА ВМФ?
Санкции повлияли на реализацию программы вооружения на 2011-2020 гг., за-
ставив Москву с большей или меньшей степенью успеха скорректировать свои
планы. В основном были затронуты два аспекта: финансирование программы
и ее промышленная реализация. Российские банки, кредитующие оборонные
предприятия, попавшие под санкции, сами становятся объектами санкций. Это
привело к тому, что некоторые кредитные учреждения попросту отказались
работать с министерством обороны: например, Альфа-Банк, один из ведущих
российских частных банков19. В качестве ответной меры министерство финан-
сов России приняло решение о создании опорного банка для осуществления
операций по государственному оборонному заказу и крупным государствен-
ным контрактам20.
Для промышленности разрыв сотрудничества в области обороны с укра-
инскими и европейскими компаниями привел к более или менее серьезным
задержкам в поставке ряда компонентов. Так, украинское предприятие «Зо-
ря-Машпроект» (г. Николаев) прекратило поставки газовых турбин для рос-
сийских фрегатов проекта 22350 и 11356M – самых важных надводных боевых
кораблей, запланированных по программе вооружения 2011-2020 гг. России
пришлось организовывать производство турбин на своей территории, для это-
го было выбрано НПО «Сатурн» (г. Рыбинск)21. Немецкая компания MTU прекра-
тила поставки в Россию дизельных турбин, которыми оснащаются малые ракет-
ные корабли проекта 21631 и скоростные катера «Грачонок». В обоих случаях
Москва обратилась к Пекину для поставки турбин на замену. По иронии судьбы
ими оказались произведенные по лицензии в Китае немецкие турбины Deutz.
Если для скоростных катеров такое решение сработало – произошла лишь по-
теря средней скорости на полузла, с ракетными кораблями все оказалось го-
раздо сложнее: проблемы возникли во время испытаний первого же корабля,
оснащенного китайскими турбинами22.
Наконец, последний пакет американских санкций, принятый летом 2017 г. в
качестве наказания за реальное или предполагаемое вмешательство России в
президентские выборы в США 2016 г., затрагивает, например, ОКБ «Новатор»,
разработчика ракет «Калибр». По мнению некоторых наблюдателей, подобный
выбор объекта для санкций в первую очередь отражает стремление Вашингто-
на по крайней мере сохранить, а по возможности и расширить тот технологиче-
ский разрыв, который в настоящее время отделяет российский ВПК от запад-
ной оборонной промышленности23.