Выбор России: текущая политическая ситуация
30,409,310 121,971
 

  Миклухо ( Слушатель )
12 апр 2016 11:18:58

Тред №1083298

новая дискуссия Дискуссия  967







Так можем ли мы, имеем ли право отказаться сегодня от такого дивного моста в будущее страны, как метод Шаталова?
Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
из номера 017 за 11 Марта 2016г.
     Виктор Федорович Шаталов, народный учитель СССР и заслуженный учитель Украины, до сих пор вынужден доказывать, что его новаторская система обучения работает


Сегодня исполняется 75 лет с той поры, как в СССР ввели нормативы ГТО. «Готов к труду и обороне», если кто забыл или не знает. Хотя после подписания в 2014-м президентского указа о возрождении ГТО молодежь о нем хоть краем уха, да слыхала — говорят, теперь при поступлении в вуз этот самый норматив учитывают.

Впрочем, где вуз, а где физкультура? Считается, что либо уж человек спортсмен, либо он все остальное. Но вот однажды... Было это в Уфе, в детской теннисной школе, куда тренером была приглашена москвичка Наталья Рогова, воспитавшая самого Андрея Черкасова. Наталья Леонидовна была уже немолода, нрава крутого, все стремились отдать к ней своих многообещающих чад, все немножко заискивали... Короче, застаю такую картину. Рогова жестко дает подростку понять: либо никаких пропусков, либо — свободен. Тот мямлит что-то про проблемы в школе, про роковые тригонометрические функции. Наталья Леонидовна велит достать тетрадь, с ходу решает уравнение и начинает объяснять олуху так просто и доступно, что невольные свидетели приходят в восторг. «Ка-а-к, Наталья Леонидовна, как это вы все помните?» — «И рада бы забыть, да не получается. Я же училась в донецкой школе № 13 у Виктора Федоровича Шаталова».
Меня тогда этот случай просто потряс. Оказывается, существует способ вложить в человека знания так, чтобы он по-настоящему овладел ими, да еще и получил удовольствие от процесса обучения. Как потрясло через много лет и невольное сегодняшнее знание: Шаталов, которому в конце апреля стукнет 89, народный учитель СССР и заслуженный учитель Украины, педагог, до сих пор вынужден доказывать, что его новаторская система обучения работает! Хотя каждый непредвзятый человек, кто хоть каким-то боком с нею сталкивался, знает и так: этот метод преподавания совершенно гениальный, он позволяет практически из любого двоечника сделать отличника! Но Шаталов, автор нескольких десятков книг, почетный член десятка престижных зарубежных научных обществ — типичный пример того, что нет пророка в своем отечестве. Ни в старом, ни в новом. Да, до распада СССР в Донецке действовала его экспериментальная педагогическая лаборатория, которая финансировалась Академией педагогических наук СССР, но в 1991-м она канула в Лету вслед за той страной...
Шаталов рассказывает в интервью: «Во-первых, мы в моей школе учимся пять дней в неделю, а в четверг у нас второй выходной день. Во-вторых, у нас физкультура каждый день... Пусть узнает об этом министр просвещения, пусть узнает государственная система власти. Я обратился к Путину с письмом, а мне ответил какой-то, извините, деятель о том, что они приняли к сведению. Кто принял к сведению? Я ведь не к тебе обращался, я обратился к Владимиру Владимировичу.
Что вы помните о химии, которой вас учили школе? Кто сумел выучить в школе иностранный язык? А ведь обучению отдано по 7-8 лет. Спросите любого прохожего, он ни английского, ни немецкого, ни французского не знает. Почему? Потому что повторение было заброшено. Давайте просто рассуждать: ребенок в полтора года — молчун, «папа, мама, баба» — он знает несколько слов. А в два с половиной года это болтун, с ним можно свободно побеседовать. Стало быть, ребенок за один год изучил иностранный язык. Потому что этот язык для него иностранный: в Китае он бы говорил по-китайски, в Аргентине — по-испански... А мы десятками лет трудимся. Почему? Потому что нет системы повторения».
Читаю это и думаю: не было бы счастья, может, хоть несчастье нам поможет? Ясно же, что тучные времена, когда наши чиновники от образования не стеснялись говорить публично, что их цель — «воспитать из ребенка просвещенного потребителя», ушли безвозвратно. Что нам, чтобы выжить как государству, сохранить достоинство и суверенитет, нужны не потребители. Нам нужны творцы, умельцы, просвещенные производители — потому что не все на свете, как выясняется, мы можем купить. К счастью.
Так можем ли мы, имеем ли право отказаться сегодня от такого дивного моста в будущее страны, как метод Шаталова?Да, это потребует усилий, затронет интересы определенных групп людей, которые не признают очевидного и при этом считают себя специалистами. Да, для этого нужно иметь мужество министру образования, тем, кто стоит сегодня у власти еще выше. Но все же это даже не крымский мост построить. Тем более, что ГТО мы уже вернули...
  • +0.66 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (89)
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
12 апр 2016 11:48:45

Материал, имхо, не в тему ветки. Но вот, например, ссылка на критику метода:
http://studopedia.ru…alova.html
Вообще, не вникая в тонкости: если метод не прижился ни у коммунистов, ни  у капиталистов, то может что-то не так в методе? Кстати, положительный эффект так и не смогли воспроизвести для "массовых школ" даже на пике популярности. И с "воспитанием творцов" в методе тоже не заладилось, насколько я понял.
  • +0.29 / 9
  • АУ
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
12 апр 2016 23:52:12

1. Не менее ИМХО -- нет более важного вопроса для России сегодня. Вопрос стоит ребром: или мы выправляем образование, или нас проглотят.
2. Что за помойку Вы откопали? Там же нет ни одного вменяемого довода. А автора выкинули даже из википедии, куда он раньше поспешил записаться.
3. Ложь и методика Шаталова несовместимы. Зато метод активно применяют в Китае.
4. Огромное количество положительных опытов. Например Колтунов Александр 


В 1989 году на первом фестивале физики в г. Черноголовка (Россия) методика преподавания физики с использованием игровых ситуаций на уроках и укрупнения единиц информации (опорных конспектов) была признана лучшей. После переезда в Америку А. Колтунов 6 раз попадает в книгу лучших учителей Америки.
5. Результаты великолепны во всех аспектах. Например:

Цитата"2 сентября 1988 г. у семиклассников была проведена контрольная по 10-й главе (геометрия) сборника М. И. Сканави. Иными словами, вчерашние шестиклассники сдавали конкурсный экзамен по геометрии в высшее учебное заведение. О предстоящей контрольной ни в течение прошлого учебного года, ни весной, ни 1 сентября не было сказано ни единого слова. Работа-экспромт. Работа на выживаемость знаний. По количеству решаемых задач ограничений не было - кто сколько сможет, кто сколько успеет за 45 минут. Результат: больше всех задач решил один из лучших учеников класса - Вова Брага. Пять конкурсных задач решил он за 45 минут. По 4 задачи решили Андрей Волченский, Аня Максимец (помнит ее читатель?) и Наташа Чудненко. Две девочки, когда-то едва-едва успевавшие по математике в начальной школе, стали теперь звездами первой величины! Но, может быть, снизили свои знания Волченский, Брага, Бустеряков и Серых, позволив тем самым приблизиться Ане и Наташе? Чтобы снять подобные сомнения, та же самая контрольная была проведена 6 сентября в X классе другой школы.Писали ее 34 ученика. Результат - ноль! Никто, ни один ученик не смог решить ни одной задачи! Если же быть совершенно точным, то одна девочка составила уравнение, но решить его не смогла. Так на какой же высоте оказались семиклассники в сравнении с десятиклассниками? Контрольную в экспериментальном классе выполняли 25 человек, и решили они все вместе 64 задачи. Какое соотношение отразит различие в подготовке? А впереди у ребят еще 4 года учебы в школе..."



Ответа нет. На 0 делить нельзя. Хотя, если составленное девочкой уравнение посчитать за 1/3, то отношение составит 1 к 250, не в пользу старшеклассников :
(64/25)/((1/3)/34)Улыбающийся

  • +0.76 / 8
  • АУ
 
 
 
  _Sasha__ ( Практикант )
13 апр 2016 05:10:35

Так уж вышло - что я в свое время учился по системе Шаталова - физик у нас был специалистом по этой системе.
Ну что я могу сказать - очень эффективная система. Спору нет.
Вот только (как и школа Ямбурга) - практически не совмещается с всеобщим образованием.
Моя параллель в свое время была поделена на 3 класса - причем поделена четко по успеваемости. 
Так в моем А классе все физику сдали на 4-5, в Б - на 3-4, а в В классе на 2-3. Несмотря на то, что физика у нас была в один день и опорный конспект писался один на все 3 двойных урока. 
Так что увы никакая система - не заменит способностей и желания учится.  
Это первое.
А второе - физик наш был заслуженным учителем, методика одобрена и признана на всех уровнях ОНО.
Вот только он как был, так и остался единственным Шаталовцем в городе. 
Больше никто из многосотенного педагогического коллектива города и области на аналогичный трудовой подвиг оказался не способен.
даже банально - что бы перед  уроком на доске - написать опорный конспект - нужно придти в школу на 30-40 минут раньше. А на это способны "не только лишь все" (с).
 
  • +0.86 / 15
  • АУ
 
 
 
 
  sign ( Практикант )
13 апр 2016 08:30:45

Хм.
А вот это уже интересно.
В связи со всё большим проникновением электронных досок, заготовку можно просто выставить на доске.
И ученикам на их планшеты!
И вообще, на сайт школы!
Полагаю, что нужно начинать изменять.
Интерактивный электронный учебник, с примерами, с решениями, с лекциями выдающихся педагогов.
Любой ученик будет иметь возможность в любое время, в любом месте повторить материал. Или даже изучить глубже, если это ему интересно.
Вот у меня племянница.
Физику с математикой учит по лекциям из сети.
Потому что:
Сейчас готовится к отборочным на чемпионат мира по плаванию.
Учится на 5, но каким трудом! 
Раз сборы, раз соревнования - часто и очень часто, во время учебного года.
И тут, дата последнего ЕГЭ совпадает с уездом на чемпионат мира!!!! Если отберётся, вот будет обидно не поехать. 

По плаванию - МС. По подводному плаванию ЗМС.
  • +0.54 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Практикант )
13 апр 2016 10:05:30

Безусловно современные информационные технологии - могут снять часть рутинной работы с педагога, работающего по системе Шаталова. 
Но требований к таланту, трудолюбию и времени это увы не уменьшает.

Увы - но это система для талантливых педагогов, работающих со способными детьми.
Ведь написание опорных конспектов - это только вершина айсберга. 
  • +0.83 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  sign ( Практикант )
13 апр 2016 10:25:45

Так то так, но и не так!
Для меня лично, все эти схемы, все эти опорные конспекты - фигня на постном масле.
Но, именно для меня лично, как бывшего ученика, поскольку я по физике и математике (частично по химии), по истории знал уже больше, чем давали на уроках учителя.
С девятого класса, что там бубнит преподаватель, мне часто было фиолетово, я в это время был занят выполнением очередной порции заданий заочников (физика, математика).

Выписывал журналы разные, книги - родители на это денег не жалели.
Племянница у меня примерно в этом режиме живёт. Пусть вынужденно, в отличие от меня, но куда ей деваться!
И ей многажды легче, поскольку есть интернет.

Вот бы было здорово, если бы сообщество учителей заделало сайт, с лучшими сериями лекций, с разными методическими материалами для учителей и прочими полезностями, как для учеников, так для учителей. 
  • +0.49 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
13 апр 2016 10:33:28

Они есть. И бесплатные и платные. Мой "личный консультант по вопросам педагогики" сейчас на работе (на уроках, где ж еще), но по-памяти скажу, что она предпочитает "Современный учительский портал" из бесплатных, а из платных приобретала какие-то "интересные диски" (жутко дорого, имхо) на портале какого-то Тарасова.
  • +0.29 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
13 апр 2016 19:20:46

1. Как сейчас помню, как в нашу школу-новостройку завезли более 300 единиц аппаратуры ТСО. Не было никаких проблем проецировать опорный конспект на экран с графопроектора (кодоскопа). По астрономии я делал именно так, а по математике все опорные сигналы для 4 и 5 класса были выполнены на больших листах ватмана. 


2. В эпоху расцвета советского образования (строго до 1956 года) уровень образования советских учителей был крайне низок, однако реальная, качественная успеваемость учеников по математике (т.е. на "4" и "5") была приблизительно 75%. Учительская профессия была намного более массовая.
Не боги горшки обжигали. Сейчас подобный показатель рухнул в тридцать-семьдесят раз, по разным оценкам. 

3. Нет. Эта система показала прекрасные результаты именно при работе в самых слабых классах. Шаталов брал только такие. Прекрасно работает она и в обычных классах. 

4. Это точно. Шаталов ставил опорные сигналы в иерархии своей системы очень низко. Более чем на 50% методика Шаталова -- обобщение передового опыта учителей 1944-1956 годов. 
  • +0.49 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  Ser ( Специалист )
13 апр 2016 09:30:49

У нас опорный конспект писался в процессе обьяснения темы, никаких "за 40 минут", да и писался он сразу на всю тему, а потом несколько уроков подряд материал пережевывался и закреплялся с решением задач.
Правда, про Шаталова мы и не слышали тогда.

Зы: верно замечено, что в век планшетов и компов вывести на монитор опорный конспект - один клик.
Но вот личность преподавателя, способность обьяснить и заинтересовать - это в планшет запихнуть сложнее.
Опять кадры решают всё? )))
  • +0.64 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
13 апр 2016 10:25:59

Никакие кадры не помогут, если детей отправляют в школу не учиться, а чтобы "с глаз долой". Примерно пятая часть первоклассников к школе не готова. О том, что учеба - труд, детям дома не говорят. Зато родители обожают названивать учителю (как правило вечером, в сугубо личное время) и кто "выплакивать", а кто и "вытряхивать" положительные отметки. Я уже не раз писал на профильной ветке: половина родителей требует, чтобы детей в школе воспитывали, т.к. сами родители "работают", детьми заниматься некогда.
Много писать не буду - в "проблемах образования" целые портянки, написанные со слов опытных учителей, по этому вопросу выкладывал. В общем, никакие "шаталовы" и "макаренки" детям не помогут, если у родителей (то самое поколение 90-х) в головах разруха.
А так да: современные технологии реально помогают учителю. Качественная презентация помогает удерживать внимание, а веселые самодельные видеофизкультминутки (речь идет о начальной школе) сбрасывать "дурную энергию".
  • +0.43 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Практикант )
13 апр 2016 10:31:25

Вывести - 1 клик. А разработать, а объяснить и разжевать? А проконтролировать и добиться усвоения?
Например, годовая 5-ка по физике требовала выполнения следующий критериев - все опорные конспекты должны быть написаны на 5, все 6 контрольных работ должны быть написаны на 5 и итоговый физический диктант на 160 формул - должен был быть написан на 5 (5 - это 0 ошибок, а диктант идет с магнитофона - никаких "подождите, я не услышал"). Но поскольку с одного раза такие жесткие критерии выполнить не может практически никто - то желающие повысить свою оценку приходили в субботу утром на досдачи/пересдачи. Диктант я в свое время написал с 3-й попытки только. Но я ладно за год может 5-6 раз по субботам досдавал/пересдавал. А В класс каждую субботу сидел чуть ли не в полном составе - что бы 3-ку заработать (для 3-ки кстати такие же критерии были - все опорники, контрольные и диктант не меньше чем на 3).
Вообщем - требовательная к педагогам и ученикам система. Что бы реально ее эффективно использовать нужно что бы в ПедВУЗах конкурс был 3-5 человек на место, а не как последние 40 лет.
  • +0.43 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Dobryаk ( Профессионал )
13 апр 2016 11:42:35
Сообщение удалено
Dobryаk
13 апр 2016 15:46:25
Отредактировано: Dobryаk - 13 апр 2016 15:46:25

  • +0.39
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
13 апр 2016 11:17:22

Спасибо, что честно оценили. Дело в том, что система Шаталова эффективна в любом случае, но эффективность возрастает многократно, когда по ней ведётся сразу несколько предметов. Впрочем предоставим слово самому Шаталову В.Ф.
 (отрывок из книги В.Ф.Шаталова "Эксперимент продолжается.") :

.
Цитата: Цитата.... необходимо особо подчеркнуть следующее: никогда еще работа на новой методической основе ни в одной из школ Донецка (No 6, 5, 13, 136) не велась только по одному учебному предмету. Работа только по одному предмету оживляет интерес ребят, повышает результативность их учебного труда, делает дружескими отношения между школьниками. Но может ли кардинально изменить их ученическую судьбу успех только по географии, или по природоведению, или по химии, если по всем остальным школьным курсам будет провал за провалом и присутствие на других уроках для них мука и тяжкая повинность?



Особенно важно, чтобы одним из этих предметов была математика. 

Цитата: _Sasha_ от 13.04.2016 00:10:35


Цитата: ЦитатаВот только (как и школа Ямбурга) - практически не совмещается с всеобщим образованием.


 
Серьёзных попыток претворить систему в жизнь, скорее всего, просто не было. История вопроса очень кратко выглядит приблизительно так.
"3 ноября 1972 года произошли два одинаково значимых для судьбы педагога события, способных уронить или вознести. В министерстве подписан приказ о прекращении эксперимента в Донецке. Соловейчик "выстреливает" очерком "Метод Шаталова" в "Комсомолке". Стоило газете запоздать на пару дней - приказ пришел бы в Донецк и уже ничего нельзя было бы изменить. Статья вызвала небывалый резонанс и вынудила чиновников отменить свой вердикт. Началось паломничество учителей со всех концов Союза в Донецк для перенимания опыта. Звезда Шаталова засияла."

1978 год.

.........."все всесоюзные телеканалы и периодика сообщили о награждении Брежнева орденом Победы. Новость застала Виктора Федоровича в Виннице, где в местном пединституте он читал лекции. Из аудитории поступила записка: "Как вы относитесь к вручению ордена Победы Леониду Ильичу?" Шаталов мог уйти от ответа, но с привычной откровенностью выдал: "Как участник войны, я знаю, что орденом Победы награждают только высший командный состав за высокие заслуги на основных участках фронта. Брежнев же был всего лишь начальником политотдела небольшого соединения. Поэтому не знаю, за что ему вручили орден". Стенограмма лекции ушла в КГБ. На шаталовской экспериментальной лаборатории поставили крест, изъяли из типографий наборы методических пособий, запретили чтение лекций, запретили выезжать за границу..."




Ренессанс пришёлся на 1986 год. Популярность Шаталова снова возросла, его показывали по телевидению, газеты и журналы охотно писали о нём и его методике. Шаталов получил лабораторию. Казалось, что ещё немного и власть обратит внимание на передовой метод. Горбачёв присвоил ему звание Народного учителя. Вскоре и Горбачёв был не у дел, и ВЕЛИКАЯ держава распалась. Лаборатория, оказавшаяся в другом государстве была закрыта.

Цитата: _Sasha_ от 13.04.2016 00:10:35
Цитата: ЦитатаМоя параллель в свое время была поделена на 3 класса - причем поделена четко по успеваемости. 
Так в моем А классе все физику сдали на 4-5, в Б - на 3-4, а в В классе на 2-3. Несмотря на то, что физика у нас была в один день и опорный конспект писался один на все 3 двойных урока. 
Так что увы никакая система - не заменит способностей и желания учится.

 
 Шаталов резко отрицательно относился, относится и никогда не согласится с селекцией  детей по способностям. Его методика позволяет научить абсолютно всех и в этом нет преувеличения. (2-3% медицинских случаев не в счёт)

Цитата: _Sasha_ от 13.04.2016 00:10:35
Цитата: ЦитатаА второе - физик наш был заслуженным учителем, методика одобрена и признана на всех уровнях ОНО.
Вот только он как был, так и остался единственным Шаталовцем в городе. 
Больше никто из многосотенного педагогического коллектива города и области на аналогичный трудовой подвиг оказался не способен.
даже банально - что бы перед  уроком на доске - написать опорный конспект - нужно придти в школу на 30-40 минут раньше. А на это способны "не только лишь все" (с).


Могу лишь подтвердить, что нагрузка на учителя действительно возрастает в период становления, но государство могло бы адекватно оценивать настоящий труд. Скажем, платить на 30% больше при тридцатикратном повышении качества образования. Всё это легко решаемо.
  • +0.91 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
13 апр 2016 11:49:10

При всем уважении к Шаталову - ну не подходит его метод к массовому использованию. Понимаете, если в СССР с 78 по 86 год (9 лет!) не пошло, то это означает наличие нерешенных проблем в методике. И это в реалиях того времени.
А насчет "абсолютно всех"... Если у ребенка 2 поколения предков с асоциальным образом жизни, отсутствует дома место для занятий, он не приучен к самостоятельной работе (это даже в нормальных семьях часто встречается - дети не делают "домашку" до возвращения родителей с работы") и таких четверть класса - никакой Шаталов не поможет. Тут, скорее, Макаренко нужен.
И все-таки ветка для разговора не та - тут не политика, а ПРР выходят ((
  • +0.48 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
13 апр 2016 19:29:37

Алексей, Вы что-то путаете. Именно с 78 по 85 год методика Шаталова была под запретом. Чиновники распространяли о нём всяческие небылицы. 
  • +0.10 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
13 апр 2016 23:32:08

Да, есть такое...
Но метод его все-таки не является панацеей. Повторяться не буду, но изменение исходных условий для работы в связи с изменением системы ценностей в обществе отрицать сложно. 
Вот тут кратко о "+" и "-":
http://pedsovet.su/publ/188-1-0-5541
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
14 апр 2016 00:00:06

Никогда не возьму на себя смелость объявлять что-то панацеей. Говорю просто, что масштабно его и не пробовали. Пробовали энтузиасты, которым обычно вставляли палки в колёса. Если же России необходимо хорошее образование, то глупо не пробовать. Естественно кое-что необходимо будет менять. Но это очень длинный разговор. 
.
.
Вам снова не повезло. Материал никудышный. Один только пример:

Цитата: ЦитатаСоратниками и последователями Шаталова стали известные своими методиками педагоги Давыдов и  Амонашвили.

Академики Давыдов и Амонашвили никогда не были последователями Шаталова. Они самодостаточны без этого. 
  • +0.56 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Практикант )
14 апр 2016 00:42:53

Миклухо а знаете почему энтузиастам вставляли палки в колеса? Потому что у любой среднего учителя при одной мысли о применении методики Шаталова возникает острый приступ паники - а ведь некоторые из них очень даже заучи и директора. 
Ведь как я уже писал выше - опорные конспекты - это только вершина айсберга. А например спортивное воспитание? Наш физик был нашим классным руководителем и каждое воскресенье сопровождалось (в зависимости от погоды и времени года) спортивным мероприятием - спортзал, лесной поход, лыжный поход. Каждое воскресенье. Каждое. В 9 утра. Разбились на команды - волейбол, гандбол, футбол, баскетбол, для особо страждущих еще и большой теннис после всего этого. А для нас пацанов еще и вишенка на торте - возможность погонять на скейте по пустой школе. 
Многие на такое способны? Особенно женщины? коих у нас 80-90% в школе? Нет у вас случайно статистики - сколько среди энтузиастов Шаталова было мужчин, а сколько женщин?
По совокупности наш физик в неделю проводил в школе 60-70 физических (не академических) часов, 7 дней в неделю.
Именно поэтому методика и не получила широкого применения - поскольку, (что бы там не писал сам Шаталов) - де факто предназначена для талантливых учителей-энтузиастов по призванию (преимущественно мужского пола).
А что касается элементов системы Шаталова и их высокого КПД - так я ж разве с вами спорю? Я и сам в бытность преподавания - элементы системы Шаталова применял. Могу лично подтвердить их высокую эффективность. Но... 
Когда я преподавал - уже в богатых ВУЗах стали появляться проекторы. Поэтому я приходил на лекции с личным ноутбуком, подключался к проектору - и поверпоинт - не самая плохая замена опорного конспекта. Однако, проектор был, а из всей кафедры информатики - использовал его я один. Почему то. 
Странно, не правда ли?
И кстати - палки в колеса я тоже ощущал в полной мере. Поэтому кафедра меня таки выжила через пару лет. Впрочем, справедливости ради, я к тому времени уже и не особо сопротивлялся - ибо к тому времени уже из сисадмина переквалифицировался в программисты, сменил работу и дорос до начальника отдела ИТ - поэтому совмещать работу и преподавание уже было практически невозможно.
  • +0.44 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
14 апр 2016 11:19:02

Сначала по выделенному. Статистики, конечно же, нет, но оценить могу. В общей массе женщин было около 60%, а среди более успешных уже преобладали мужчины. 
Ничего странного нет. Чуть выше я писал о 300 единиц ТСО, начиная от 2 видеомагнитофонов (1984 год !!!)7 лингафонных кабинетов (один из которых поставил самолично в кабинет физики) и заканчивая 40 простейшими фильмоскопами. На 90% (не меньше) техника пылилась на полках годами. 


Теперь о двух моментах. Сначала об учителях. Что греха таить средний уровень основной массы крайне низок. Чтобы это понять не обязательно повторять мордовские (и не только) эксперименты. Достаточно взглянуть на результаты ЕГЭ, где (забудем о нормах сталинского периода) результат 50% и выше показывают только 5-6% выпускников. (математика)
В годы расцвета образования намного больше половины учителей не имели высшего образования. Все они непрерывно повышали квалификацию в рамках школьного, кустового* или районного методобъединения. Все понимали важность этой учёбы, ведь липовые оценки тогда не ставили. Я думаю, что искоренение процентомании побудит и нынешних учителей к самообразованию.


О внедрении шаталовской методики в массовую школу. Прежде всего:

Цитата: ЦитатаВласть должна понять: нельзя переводить в следующий класс неразвитого, не вооружённого необходимыми инструментами для дальнейшего движения вперёд, с атрофированными мозговыми "мышцами" человека. Тем самым ученику НАВЕЧНО закрывается шлагбаум к его потенциальному потолку.
  • +0.45 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Практикант )
14 апр 2016 11:37:05

По выделенному. 
Ну вот мы и стали подбираться к сути - то есть обычному среднестатистическому учителю - которой закончил ПедВУЗ (по комсомольскому призыву, потому что конкурс самый низкий, потому что другого ВУЗа в регионе не было- нужное подчеркнуть) - ему все эти эффективные методики, технические средства (фильмоскопы, проекторы, интерактивные доски) - до одного, я извиняюсь, места. 
Следовательно, надо что то в консерватории менять - ни одна методика, какой бы она успешной и эффективной не была - образование не спасет.
По Шаталовской методике - правильно ли я понял ваш последний абзац - что ученика не усвоившего материал текущего класса - переводить в следующий нельзя и необходимо оставлять на следующий год для полного усвоения материала?
  • +0.26 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
14 апр 2016 12:10:30

Вот что интересно, если я в целом при разговоре об образовании на стороне Миклухо, конечно кроме оценки ЕГЭ, то в данном конкретном споре мне ближе ваша позиция.
Кстати у Миклухо есть одно предложение которое если его чуть изменить и из
В годы расцвета образования намного больше половины учителей не имели высшего образования. 
превратить
В годы расцвета наивысшей потребности в образовании, намного больше половины учителей не имели высшего образования.
то его позиция резко сближается с Вашей. 
После того как человека научили читать и писать, вопрос как учить, хоть и крайне важен однако вторичен, сперва понять для чего учить, чему учить, в чем потребность....
А ТСО, ну что ТСО, запустил преподаватель учебный фильм и пошёл в учительскую, если это становится моделью поведения, то назвать его учителем у меня язык не поворачивается, так техник-оператор ТСО.
Методики же, любые, в первую очередь подразумевают чтобы  обучающий по ним жил ими, и был если не Шатолов/Зонков/Патерсон..... (нужное вставить, подчеркнуть) то хотя бы человеком готовым вкладывать частицы своей жизни в именно эти методики, но опять же сперва встают вопросы для чего, ради чего.....
  • -0.14 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ниа ( Практикант )
14 апр 2016 12:42:37

Извините, что вмешиваюсь в ваш разговор... 
Эти технические средства быстро перегревались и ломались.До того нагревались, что руку можно было до волдырей обжечь.  Для них (приборов) требовалось затемнение и отдельный кабинет математики, который  не занимал бы (при нехватке кабинетов) другие учителя. Выносить,  заносить,   устанавливать эти приборы после каждого набега "чужого" класса та еще  морока... 
Метод Шаталова хорош для физики. Очень хорош. Но составлять опорные конспекты - это большой труд , нудный и кропотливый. Хорошо, когда у физика 20 часов и все они в параллельных классах (скажем в 6-х). Один опорный конспект на 4 класса. А в малокомплектных школах у физика эти же  20 часов в четырех разных классах 6, 7, 8 и 9 и нужно сразу четыре опорных конспекта составить. Опорный конспект предполагает выделение  главных, опорных зацепок , которые нужно запомнить ученику... а учителю  выделить и вычленить нужное из огромного материала по теме.. вот в этом выделении и кроется  самое трудное для учителя...  краткость, как говорят, сестра таланта... вот и опорный конспект - своеобразное произведение искусства... и не каждому дано его создать. Шаталов так преподносит ученикам знания по своему  предмету и они соответствуют его темпераменту, знаниям, и т.д. .... трудолюбию наконец. И последователи у него найдутся, лишь бы метод был на слуху. Есть другие методики преподавания... выбор есть...  и без опорных конспектов учащиеся усваивают материал...
А Шаталов, конечно, великий труженик... и гений... ПСЛМ. Таких учителей и их методики преподавания  упоминать бы  надо поболе, чем А. Навального ... их "продукт"  как бы не заметен, но последствия некачественного (качественного) в судьбах страны  отражаются с годами
  • +0.42 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
14 апр 2016 15:39:47

Новое -- хорошо забытое старое.
Каким образом низкоквалифицированные учителя пятидесятых обучали очень успешно?
Ответ прост: было готовые поурочные разработки. Не с помоек интернета, а высочайшего качества. Это выход для 90% учителей.
А как же творчество?
Ответ опять прост: надо сначала вырасти из коротких штанишек
  • +0.41 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
14 апр 2016 15:24:50

Кроме себя, никого не смог вспомнить. Да и сам применял только тогда, когда одновременно вёл математику, природоведение, историю и географию в одном и том же классе.
Вопрос не понял.

Менять надо по умолчанию.

Как раз по шаталовской методике можно переводить. Перечень пробелов в ведомостях это позволяет. 
Не совсем правильно, точнее однобоко. Я категорически против оставления на 2 год 10-15%% учеников, что допускалось шестьдесят лет назад. Необходимо уменьшить эту величину на порядок. Надо вернуть "оставление на осень" и ввести дополнительное сопровождение кандидатов на второгодничество (тьюторство). Это даже дешевле, чем второгодничество. 
  • +0.34 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
14 апр 2016 12:39:14

Может потому что ученики (и их родители) не видят особой потребности  в математике?
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
14 апр 2016 15:33:07

Подобные речи ведут только те родители, дети которых не подружились с математикой. Они же понимают, что отставание по математике на несколько классов непреодолимо. Без математики трудно сформировать "понятийное мышление".
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации. (ц. Л. Ясюкова)


Они берут валютные кредиты, а потом перекрывают улицы.
  • +0.58 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  kapella ( Слушатель )
14 апр 2016 15:41:27

Смотря кто, если взяли валютные кредиты ВТБ, Газпром Роснефть, с эффективными менеджерами, то их спасают, а простой народ да, спасать нельзя.
  • -0.20 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Асгл ( Практикант )
14 апр 2016 15:43:41
Сообщение удалено

14 апр 2016 16:46:25

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  kapella ( Слушатель )
14 апр 2016 15:48:03

Что не так то, вы что 2008 год забыли, а так да, и у нас и везде действует правило, банки спасать можно, вкладчиков нет.
  • -0.22 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Асгл ( Практикант )
14 апр 2016 15:49:13
Сообщение удалено

14 апр 2016 17:01:25

  • +0.02
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  kapella
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sign
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  kapella
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Igor_FF ( Практикант )
14 апр 2016 15:45:07

ВТБ, Газпром, Роснефть объективно нуждаются в валюте так как участвуют в международной экономический деятельности. Те же граждане, которые берут валютные кредиты просто хитрожопые дебилы.
  • +0.40 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  kapella ( Слушатель )
14 апр 2016 15:51:03

А по мне те компании которые спасали в 2008 такие же хитрожопые дебилы как и простые граждане. Они взяли кредиты под залог своих акций, цена акций рухнула и они нарвались на марджинколл. Так все было, я ничего не упустил?
  • -0.36 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Igor_FF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  kapella
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  kapella
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Igor_FF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  kapella
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Igor_FF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Igor_FF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Igor_FF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Igor_FF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ser
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  kapella
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  kapella
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  kapella
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  kapella
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
14 апр 2016 15:48:03

Нда.... "в бутылку" с полоборота и .... 100% мимо.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  rat1111
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Igor_FF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Практикант )
13 апр 2016 12:21:55

Ну скажем так:
Во-первых. Не зависимо от того, что реально думал Шаталов - открыто призывать к селекции по успеваемости во времена всеобщего равенства и  всеобщего образования - он не мог.
Во-Вторых. Я вполне допускаю, что лично Шаталов мог обучить по своей методике 98% школьников, за исключением действительно клинических случаев. Но... Учителей у нас в стране ЕМНИП около миллиона, а Шаталов - один. Поэтому утверждать, что методика Шаталова эффективна в случае ее широкого применения средним (а не выдающимися) педагогом в обычной средней школе (а не образцово показательной пилотной) без возможности отсева - оснований, прямо скажем, нет. А те редкие и единичные случаи ее применения (в том числе и мой) говорят скорее об обратном.


З.ы. А вот тут, дабы не оффтопить совсем уж злостно - хотелось обозначить некий дискурс, который прямо касается выбора России.
Эффективна ли система Шаталова для всеобщего образования - вопрос неоднозначный. Однако можно, с высокой долей вероятности утверждать, что она эффективна для элитарного образования.
А следующим номером возникает вопрос - не нужно ли России вернуться к системе с выделенным элитарным образованием?

Ведь если посмотреть правде в глаза - никаких выдающихся достижений за советским образованием после введения всеобщего Брежневым - особо и нет. А все дифирамбы о великом советском образованиии и его достижениях - базируются на успехах царского образования и Сталинского периода. А образование при Сталине (особенно высшее) было далеко не всеобщим.
  • +0.62 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  ДедМиши ( Специалист )
13 апр 2016 12:53:40


Оно конечно было всеобщим и равным. Но.
Во первых в те времена в 9й класс с плохой успеваемостью не брали, и путь был в ПТУ или техникум.
И второе, наверное так было не везде, но в столице была в 70е стройная система разных олимпиад-районных, городских, и третий экспериментальный, например физико-математический совместно город и Физтех. По результатам приглашали в спецшколы и спецклассы, их в Москве было и есть немало. В моём курсе в 57й школе набрали целых два  9х спецкласса( физ. и мат.), а позже и биoлоги появились. В этих классах были исключительно лауреаты победители и призеры городских и вузовских олимпиад.
Так что равное, но как бы не совсем. Самое что ни на есть брежневское время.
  • +0.70 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Практикант )
13 апр 2016 13:28:33

Как и любая полумера - эта система обладала крайне невысокой эффективностью. Ни два, ни полтора. 
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Dobryаk ( Профессионал )
13 апр 2016 13:51:43

Полезно в прожекты закладывать понимание, что и сегодня в России 70% школ и около 40% учащихся из сельской местности и поселков,  где не более одной школы.
  • +0.46 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
13 апр 2016 23:18:10

Читаем у Шаталова:
"Сегодня, кажется, в угоду веяниям в сокращении программ досокращались уже до того, что далее сокращать уже нечего, а знания школьников продолжают снижаться год от года. И вот предлагается новая панацея: разделить школьные предметы по интересам, склонностям и возможностям. Не ладится с математикой - занимайся историей. Вроде бы историкам логическое мышление ни к чему. Не складывается дело с грамматикой - занимайся химией. Вроде бы безграмотные химики немедленно совершат революционный переворот в области полимеров и сельскохозяйственных удобрений. Так ли важно, будет он в отчетах писать "удобрение" или "удабрение", лишь бы ветвистая пшеница урожаи давала....
... Так неужели и сегодня еще мы не сможем до конца понять, что уровень общей культуры человека определяется одним из непреложных факторов образованностью. Выражаясь языком математики, глубина и обширность знаний условие не всегда достаточное, но обязательное. И чем раньше мы прекратим разговоры о дифференцированном образовании, о принципе "природо-безобразности", о насильственном определении детей в классы с "равными интеллектуальными задатками", тем большую и заслуживающую того часть нашего внимания и наших усилий мы обратим к поиску путей реализации всеобщего среднего образования в самом широком и высокотребовательном понимании этого понятия. "




Лет 15 назад довелось мне, неоднократно, быть участником конференций Соросовских учителей. Попасть в этот "клуб" было совсем не просто.
Может мне так "повезло", но каждый второй, с кем я там общался, применял элементы системы Шаталова в своей работе и отдавал себе отчёт в высоком КПД методики. 
  • +0.76 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Практикант )
14 апр 2016 00:55:06

Да никакого везения - применение элементов системы Шаталова, связанных с использованием дополнительных визуальных элементов, а так же структурного изложения и представления материала - это всего лишь педагогическое разнообразие. Обеспеченное к тому же на порядок более качественным информационным обеспечением.
Многие ли из встреченных вами "элементов системы Шаталова" использовали спортивное воспитание?


З.Ы. А приведенное вами утверждение относительно всеобщности образования - это либо демагогия и мимикрия, либо искреннее заблуждение. 
Да еще и неприкрытое лукавство. 
Лично мой пример доказывает ровно обратное. Да сама по себе методика Шаталова эффективна - и наш параллельный В класс был по физике на голову выше, чем любой другой класс любой другой школы. Но. До А класса им все равно было как пешком до луны.

Что касается насильственного отделения - то конечно нет, никакого насильственного отделения. Просто на дистанции 5-11 класс - ученики с "недостаточными интеллектуальными задатками" отсеиваются вполне добровольно. 

Вопрос, что будет - когда отсеиваться будет некуда? то бишь система Шаталова станет всеобщей? 
  • +0.35 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  bushd ( Практикант )
13 апр 2016 09:23:56

  Телегу вперед лошади не ставят. Вначале суверенитет потом образование. А в ресурсной колонии образование не нужно или крайне мало.
  • +0.40 / 10
  • АУ