Цитата: АК 7.62 от 26.11.2016 09:06:06То есть вы утверждаете, что христианство (или всё же православие?) может существовать только при определённом соотношении как служителей, так и учреждений на душу населения и при только при поддержке государства? Такая точка зрения на основную религию как минимум странна...
Вот не помню рассказов о том как "власти" запрещали кому в церковь ходить. Выставляя на показ свою набожность конечно карьер строить было как минимум трудно. Особенно в Партии, но как оказалось и там большинство давно и искренне верующие...
Если же смотреть более-менее беспристрастно, то "гонения советов на церковь" закончились практически одновременно с выходом большинства церковников из антисоветской борьбы. То есть в середине 30-х годов. А уж поле войны государство вообще церковь не трогало. Даже антирелигиозная пропаганда была сведена к минимуму и направлена, в основном, именно против сект и вовне страны. Однако церковь (и тогда имевшая в своих руках немалые средства) хоть сколь-нибудь активного восстановления храмов, церквей и пр. не вела. Да и сейчас старается это сделать на государственные деньги (в лучшем случае) или "уйти" от оплаты подрядчику тем или иным способом. Скандалы вокруг подобных случаев, к моему сожалению, регулярны.
Да ладно.... По большому счету гонения на церковь прекратились, когда клюнул жареный петух. А в священнослужителей даже самого высокого ранга успешно кончали еще и в конце 30-х, где уж там "прекратились в середине"....
Цитата: ЦитатаВ результате беспрецедентных по своим масштабам гонений 1930-х годов Церковь в СССР была почти полностью разгромлена. К 1939 году на всей территории страны оставалось лишь около 100 действующих храмов, ни одного монастыря, ни одного церковного учебного заведения и лишь четыре правящих архиерея — митрополит Московский Сергий, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управлявший Новгородской и Псковской епархиями, и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Еще несколько архиереев служили настоятелями храмов. На Украине оставалось лишь 3 процента от дореволюционного числа храмов.
А меняться стала ситуация после 39 года и присоединения известных земель. Религия снова понадобилась, как инструмент.
А с началом ВОВ тем более. Тут несколько причин,
кмк. Религия понадобилась, как духовная опора для населения, как сплачивающий верующих инструмент перед лицом внешней угрозы и первым, кто выступил уже 22 июня был митрополит Сергий...
...Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, обшей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может... Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
К тому же, церковь даже в такой бедной стране, как СССР на тот момент, смогла собирать достаточно серьезные суммы с населения на нужды фронта...
Цитата: ЦитатаВ годы войны Сталин регулярно отвечал на телеграммы религиозных деятелей разных конфессий, рапортовавших ему о пожертвованиях в Фонд обороны. Эти телеграммы широко публиковались в газетах.
Вот тогда и начался некоторый религиозный ренессанс.
Выскажу сугубо имхо...
Сдается мне, что кроме всего выше перечисленного значение имела и личная позиция Сталина. Ведь знаменитые "Братья и сестры..." (С) состоялись только 3 июля. полторы недели ему понадобилось, что бы придти в себя и обратиться к народу. Думаю, он был морально не готов к началу войны и считал, что страна стоит на пороге краха. Я сейчас не о прагматической пользе церкви в такой ситуации, это все я выше перечислил.
Я о том, что все мы становимся немного религиозными, когда решается наша судьба. Помните...
Цитата: ЦитатаВ окопах атеистов не бывает
ну так это был, как раз, тот самый случай, нмв.
К тому же, Сталину на тот момент уже было 62 года, а это возраст далеко не молодого задорного революционера, промышляющего эксами и не сильно задумывающегося о духовной составляющей.
Что касается технической стороны дела, то
Цитата: Цитатауже в 1942 году гонения на Церковь значительно ослабли. По ходатайству митрополита Сергия некоторые архиереи были возвращены из ссылок и назначены на кафедры. Состоялись хиротонии новых архиереев.
Однако переломным моментом в судьбе Церкви стала встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4 сентября 1943 года по инициативе диктатора. В ходе встречи был поставлен целый ряд вопросов: о необходимости созыва Архиерейского Собора для избрания патриарха и Синода, об открытии духовных учебных заведений, об издании церковного журнала, об освобождении архиереев, находившихся в заключении и ссылке (последний вопрос поставил митрополит Алексий). На все вопросы Сталин дал положительный ответ. Московской Патриархии был предоставлен особняк в Чистом переулке, где она располагается и поныне.
ссылка
Ну это позиция церкви 2001 года. Думаю церковь 16 года Сталина диктатором уже не считает.
Ведь она же инструмент государства?