Коллективом российских ученых разработаны и защищены патентами новейшие технологии, в основе которых лежит зондирование высокоэнергетическими частицами ядерных материалов. Каково прикладное значение этого для ОПК, создания новых видов вооружения и военной техники?
Анализ возможностей показывает, что данные технологии, реализованные в виде мобильного ускорителя частиц, позволяют:
- дистанционно обнаруживать и контролировать объекты, содержащие ядерные материалы, в том числе оружие и мобильные энергетические установки (ЯЭУ) военного назначения, в интересах контроля договорных обязательств в области ЯО, его нераспространения и противодействия ядерному терроризму;
- уничтожать воздействием пучков высокоэнергетических частиц ВВТ противника с ЯЭУ, а также его личный состав и объекты инфраструктуры.
Решение задачи активной дистанционной инспекции с помощью сильноточного релятивистского протонного пучка основано на двух факторах: каскадном усилении зондирующей части пучка в контейнерах и делительном усилении каскадного нейтронного поля в процессе формирования отклика при наличии на зондируемом объекте делящихся веществ (урана или плутония).
По факту вопрос применения сильноточного релятивистского протонного пучка впервые переходит из разряда гипотетических в реальную технологическую задачу, связанную с оборонным потенциалом страны. Это стало возможным благодаря уникальной отечественной технологии компактного модульного трехмерного линейного ускорителя на обратной волне, предложенной А. С. Богомоловым.
Активная селекция ядерных материалов является сложной многоплановой и совершенно новой задачей. Появляется возможность, к примеру, дистанционно определить, перевозит ли какое-либо судно такие материалы. При прохождении сильноточного релятивистского пучка через атмосферу в ней за счет нагрева среды в результате ионизационных потерь головной части микроимпульсов образуется канал. В нем основная часть пучка распространяется практически без потерь интенсивности и с минимальными ионизационными потерями энергии, расходуемыми на поддержание канала.
Далее распространение пучка представляет собой межъядерный каскад в плотной атмосфере. При этом направление разлета основной части ливневых частиц лежит в конусе с углом примерно 30°, а радиус пучка с Е0 = 5 ГэВ на палубе зондируемого корабля составит величину около 16 метров. Такой размер радиуса пучка обеспечивает сканирование инспектируемого корабля за один пролет носителя инжектора на высоте 10 километров.
Материалы прошли экспертизу Лос-Аламосской и Брукхэвенской лабораторий США. Цель работы – создание на базе российского самолета «Руслан» мобильного средства контроля над несанкционированной транспортировкой ядерных материалов для предотвращения угрозы государственного ядерного терроризма по схеме, предложенной А. Д. Сахаровым в 1961 году.
С нашей точки зрения, на базе темы «Инспектор» следует создать международную организацию по борьбе с ядерным терроризмом. Ее возглавит Россия, которая в силу идентичности экспериментов по всем направлениям ЯРТ обеспечит их разработку без привлечения бюджетного финансирования.
Это технология двойного назначения, поскольку может быть легко трансформирована в чрезвычайно эффективную программу создания пучкового оружия. Ядерный реактор противника, работающий в стационарном режиме, перейдет к разгону на мгновенных нейтронах при превышении внешним облучением доли «запаздывающих нейтронов». Оценки показывают, что это соотношение может быть достигнуто при токах ускорителя в десятки миллиампер. То есть при меньших токах могут решаться задачи инспекции, при больших – военные. Во втором случае при воздействии всего одного импульса протонов ускорителя мощность реактора увеличится примерно в тысячу раз и за время воздействия в одну миллисекунду он будет взорван. Аналогичное действие может быть оказано на боеголовки ракет и склады с ядерным оружием.Работы по активной дистанционной инспекции ядерных взрывных устройств (ЯВУ) в перевозимых грузах и наличия в них ядерных материалов велись в нашей стране на инициативной основе в течение ряда лет по контракту с США. К настоящему времени решены основные концептуальные системно-теоретические вопросы создания мобильных средств, проведен комплекс демонстрационных экспериментальных работ на базе российских ускорителей протонов.
Повторим, что такой комплекс может быть создан на базе российского самолета «Руслан». При наличии адекватной поддержки государства будут параллельно получены ответы на основные прикладные теоретические и технические вопросы, определяющие ключевые моменты реализации оборонных программ.
В силу этого обстоятельства, как нам представляется, крайне выгодно и важно сформировать и предложить мировому сообществу международную программу борьбы с ядерным терроризмом.
Активная дистанционная инспекция, обеспечивающая пресечение попыток ядерного терроризма и контроль распространения делящихся ядерных материалов, потребует дистанционного облучения контролируемых объектов на земле или на море релятивистскими протонами, источник которых находится, в частности, на самолете.
Что касается безопасности находящихся на инспектируемых объектах людей, то, безусловно, есть угроза их облучения. Но если на контролируемом объекте ядерных материалов нет, то облучение будет минимальным, находящимся в пределах допустимых доз. Если же на объекте будут находиться делящиеся материалы, дозы могут достичь летальных величин. Но их получат террористы.
Конечно, все это необходимо прописать на законодательном уровне. Применение подобного инспекционного средства должно быть строго регламентировано международными или региональными соглашениями, а их разработка вестись под соответствующим контролем. То есть она не может быть чисто национальной, в интересах одной какой-либо страны.
Россия, создавшая основы научно-практических методов обнаружения несанкционированной транспортировки ядерных взрывных устройств и материалов, думается, может выступить с инициативой создания такой международной организации по борьбе с ядерным терроризмом. Наша страна – единственная в мире, которая сможет предоставить суверенным субъектам мирового сообщества полный высокотехнологичный комплекс услуг по предотвращению несанкционированной доставки ядерных взрывных устройств на их территорию. Но для реализации программы потребуется в полной мере задействовать возможности российских авиационного и ракетно-космического научно-промышленных комплексов.
http://scienceport.ru/anlytics/luchom-smerti-po-yadernomu-terrorizmu/Игорь Острецов, Владимир Глушко,
ВПК