В этом году модернизированная самоходная противотанковая пушка «Спрут-СДМ1» начнет поступать в Воздушно-десантные войска России. Об этом сообщил в интервью «Интерфаксу» председатель комитета Госдумы по обороне, бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов
. В настоящий момент завершаются государственные испытания самоходки, и совсем скоро она будет принята на вооружение.
Модифицированный вариант самоходной пушки «Спрут-СД» был создан на предприятии концерна «Тракторные заводы». Первый опытный образец был построен в 2015 году. Тогда же он был показан широкой публике на форуме «Армия-2015». «Спрут-СДМ-1» получил новое гусеничное шасси. Существенно усилена система управления огнем. Добавлен крупнокалиберный пулемет для отражения атак с воздуха. А также, что особенно важно в современных условиях, самоходка интегрирована в информационно-управляющую систему тактического звена. При этом, естественно, были сохранены такие важные функции, которые необходимы для военной техники ВДВ как десантирование с самолета, а также плавучесть. Благодаря плавучести самоходка на равных и с той же самой эффективностью используется как оружие морской пехоты.
БМД «Спрут-СДМ1»Хотя, конечно, «Спрут» — это никакая не самоходная пушка, а самый настоящий легкий танк. Потому что «Спрут-СД», обладая прекрасной подвижностью и сбалансированной огневой мощью, способен вести борьбу не только с танками противника, пребывая в относительно статичном положении, но и, с легкостью перемещаясь на поле боя, поражать живую силу, подавлять огневые точки, вести поддержку десанта, действовать непосредственно в боевых порядках БМД при атаке и при обороне. При этом десантники могут перемещаться на броне «Спрута».
Но, несмотря на все признаки легкого танка, такой статус получить он не мог. Потому что заказчиком этой разработки от Министерства обороны было не ГБТУ (Главное бронетанковое управление), а ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление), не имеющее полномочий присваивать создаваемой технике танковых индексов.
«Спрут-СД» создавался в 80-е годы, смело можно сказать, как класс нового оружия. И именно для ВДВ. У него есть предыстория. В конце 70-х годов был разработан легкий плавающий танк «Объект 934». Он также мог десантироваться с тяжелых транспортных самолетов «Антей» и Ил-76, которые могли взять на борт до двух или трех легких танков. И это стало бы серьезным прорывом по части усиления вооружения десантных подразделений. Однако в серию танк не пошел в силу ряда причин. Главная из них — недостаточная мощь пушки калибра 100 мм, которая была способна пробивать на расстоянии 2 километра подкалиберным снарядом лишь броню толщиной в 280 мм. В то время как командованию ВДВ хотелось, чтобы разрабатываемый легкий танк был бы способен вести борьбу с основными боевыми танками противника, имеющими более серьезное бронирование. Поэтому тему закрыли.
В 1980 году к разработке серьезного вооружения для ВДВ при низких весовых характеристиках приступил климовский ЦНИИ Точмаш. При этом был использован задел свернутой разработки — использовано гусеничное шасси от «Объекта 934». С целью повышения огневой мощи выбрали очень серьезную гладкоствольную пушку 2А75 — модификацию 2А46, которая используется в основных боевых танках. Таким образом, «Спрут-СД» приобрел такую же огневую мощь, что и ОБТ.
При этом, разумеется, конструкторам пришлось проявить массу изобретательности, чтобы скрестить пушку с мощной отдачей с легкой машиной весом всего лишь в 18 тонн. Весовая категория ОБТ начинается от 40 тонн и заканчивается на 70 тоннах. Для уменьшения отдачи попробовали установить на ствол дульный тормоз. Однако от этой идеи пришлось отказаться: при стрельбе противотанковыми управляемыми ракетами выброс из дульного тормоза раскаленных пороховых газов мог привести к потере управления ракетой. Помимо этого возникала направленная в стороны и назад дульная волна, которая могла быть опасной для десанта, расположившегося на броне.
Поэтому было решено увеличить откат орудия до 740 мм и ввести в конструкцию механизмы гидропневматической подвески шасси для поглощения импульса отдачи орудия. Получился так называемый «двойной откат» — орудийного ствола и самой самоходки после выстрела.
В 1984 году уже были готовы опытные образцы самоходки, которые успешно прошли стрельбовые испытания на полигоне 38-го НИИ. Однако это было окончание не ОКР, а НИР. ОКР «Объект 952″ стартовала в 1985 году. В ней приняли участие ОКБ-9 Уралмашзавода, ЦКБ ПО „Красногорский завод им. С.А. Зверева“, ЦКБ „Пеленг“ (Минск), ВНИИ „Сигнал“ (Ковров), КБ Приборостроения (Тула), Волгоградский тракторный завод, НИМИ (Москва). Московскому агрегатному заводу „Универсал“» в 1986 году выдали задание на подготовку серийного производства самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД». ВДВ стали с нетерпением ждать появления столь необходимого вооружения.
И тут происходят какие-то совершенно непонятные, абсолютно чудовищные события. Всё намертво останавливается на целых 20 лет. Серийное производство начинается лишь в 2005 году. Тогда же самоходка и принимается на вооружение.
Понятно, что замораживанию проекта способствовала и перестройка, и разруха 90-х годов. Но что-то же из военной техники в этот период и разрабатывалось, и производилось. И куда более высокотехнологические вещи, как, например,
ОТРК «Искандер». Видимо, Министерство обороны решило, что для ВДВ вполне достаточно и БМД. И расставило приоритеты таким образом, что «Спрут-СД» был засунут в самый долгий ящик.
В новом тысячелетии «Спрут-СД» до 2010 года производился на Волгоградском тракторном заводе.
По огневой мощи он не уступает отечественным ОБТ
Т-72 и
Т-90. И при этом используются те же самые боеприпасы — от осколочно-фугасных и тандемных кумулятивных до подкалиберных, противотанковых ракет и управляемых реактивных снарядов семейства «Краснополь», дальность которых больше 20 километров. Бронепробиваемость у наиболее мощных боеприпасов достигает 770 мм под динамической защитой брони. Короче, все как и у «взрослых», то есть у ОБТ.
И при этом имеется автомат заряжания пушки, чего нет в таких лучших иностранных ОБТ как американский
«Абрамс», немецкий
«Леопард-2», израильская
«Меркава», японский «Тип 50». С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм.
Правда, по части управления вооружением «Спрут-СД» остался в далеких 80-х годах.
Вполне понятно, что снижение веса танка до 18 тонн достигнуто за счет уменьшения его бронированности, а также использования алюминия. Так что по защищенности он не превышает показателей БМД. Фронтальная броня способна противостоять пулям калибра 12,7 мм, боковая — 7,62 мм и снарядным осколкам.
При создании новой модификации Министерство обороны руководствовалось уже не только тактико-техническими, но и экономическими критериями, стремясь снизить стоимость разработки и производства новой машины, повысить ее главные характеристики и частично пожертвовать второстепенными. Прежде всего, этот принцип отразился на выборе шасси, которое позаимствовано у боевой машины десанта БМД-4М. Шасси налажено в серийном производстве, что сказывается на цене. Также это решение повышает степень унификации техники ВДВ. Правда, при этом незначительно снизилась мощность двигателя (500 л.с. против 510 л.с.) и, как следствие, скоростные и силовые качества. На шоссе новая самоходка развивает те же самые 70 км/ч, но на плаву 7 км/ч против 9 км/ч. Проигрыш незначительный при существенной экономической эффективности модернизации.
Одно же из главных свойств — эффективность ведения огня — возросло значительно. Новая система управления огнем имеет комбинированные прицелы с телевизионным и тепловизионным каналами, позволяющими применять вооружение в любое время суток. Также предусматривается автомат сопровождения целей, повышающий общие боевые характеристики. Бортовой компьютер с большой точностью просчитывает траекторию полета снаряда с учетом целого ряда внутренних и внешних параметров. Есть возможность работать со снарядами, имеющими программируемые взрыватели дистанционного подрыва в заданной точке траектории.
И, наконец, за счет использования современной электроники и связной аппаратуры самоходка интегрируется в единую систему управления тактического звена, что позволяет экипажу передавать данные о различных целях другим машинам, а также получать целеуказание и другую информацию. Более того, эта система имеет возможность пользоваться данными, получаемыми от беспилотных летательных аппаратов и радиолокационных станций. Такая возможность была недавно продемонстрирована на полигоне Струги Красные в Псковской области во время «показательных выступлений» группы «Спрутов-СДМ1» для руководящего состава артиллерии ВДВ.
Но нельзя забывать и про существенный недостаток. Он, можно сказать, «генетический», присущий всей военной технике данного профиля как в России, так и во всем мире. Жесткие требования уменьшения веса и габаритов для возможности десантирования с самолета неизбежно приводят к слабости бронезащиты. К тому же два члена экипажа из трех — командир и наводчик орудия — во время боя находятся в башне. Не самое лучшее место с точки зрения безопасности.
/
Владимир Тучков, svpressa.ru/