Цитата: nekto_mamomot от 21.03.2017 20:33:38Хамло!
Этот текст неприлично долго рождался. Хватит, «дольше думать – хуже придумать». Что получилось – то получилось.
Мой отныне и навсегда (пока не попьет водички и не успокоится
) кровный враг Мамомот написал:
«Вы тут делаете все, чтобы уверить нас,"не специалистов", что современное вооружение не способно поразить такую мишень ( не маневрирующую и самую удобную), как Боинг, скрытно ракетой "воздух-воздух",постоянно нам доказвая здесь, что эти самые современные вооружения настолько не дальнобойны и малоприцельны, что я поражаюсь: как это в войне корейской и вьетнамской нашим и "вьетнамо-корейским" летчикам что-то удавалось сбить?
короче: Ваши посты таковы: "Не нужно даже думать о ракете "воздух-воздух", только БУК!" Как обычно, начну с конца. В ходе корейской войны нашим летчикам удавалось «что-то» сбивать по той причине и только тогда, когда они выходили на дальность эффективного (вот есть такое словечко…) применения бортовых пушек. Благо другого оружия у них не было.
Во вьетнамской - в части пушек аналогично, в части ракет – когда не только выходили на разрешенную дальность пуска ракет, но еще при этом и выдерживали довольно жесткие условия их пуска - это были ракеты Р-3С (К-13), по нынешним временам убогий примитив: перегрузка истребителя при пуске ракеты не выше 2-3-х «же», примерно такая же у цели – т.е. отсутствие мало-мальски динамичного маневра цели.
Что я хотел этим сказать? Да только то, что у самого совершенного оружия есть вполне определенные ограничения. И его применение требует учета этих ограничений – иначе будете мазать.
Теперь простенький, опуская множество деталей,
разбор атаки в ЗПС – т.е. для простоты картины в хвост цели из телесного угла относительно Боинга в 90 градусов. Все дальности – ориентировочные, исходя из доступных мне источников и собственного опыта.
1. Рассматривается атака только ракетой Р-27. Почему:
– на доступных фото Боинга слишком много отверстий от поражающих элементов и, по некоторым данным, только она может иметь осколочную (а не стержневую) БЧ;
– Р-73 – из рассмотрения исключаю, БЧ стержневая, следы поражения были бы совершенно иные. Р-60(М) – слишком маленькая, и тоже стержневая. Рассматривать «Питон» лично мне мешает Оккам. Сразу машет своей бритвой слишком близко к моим яйцам.
2. Прежде всего. Пуск Р-27 по такой цели, как Боинг (высота 10000 метров, скорость 900 в час), при атаке в ЗПС возможен, в зависимости от текущих условий полета истребителя, на дальности порядка 15 – 30 км. Об этом будет ниже.
3. Применение Р-27 с тепловой ГСН возможно таким образом:
- при сопровождении цели бортовой РЛС истребителя, (при этом средства наблюдения могут зафиксировать факт работы РЛС. А могут и проворонить, хотя это, с учетом того, что 17 июля отслеживалась работа радиосредств укроБуков, крайне маловероятно);
- при сопровождении цели ОЛСом (в пассивном режиме, по тепловому излучению цели);
- наведением ГСН самой ракеты на визуально видимую цель.
4. О визуальном обнаружении. Человек с нормальным зрением различает две точки, если угловое расстояние между ними – 1 минута. С учетом неполной прозрачности фонаря кабины, светофильтра шлема, неидеальности атмосферы, сравнительно малого контраста на фоне неба - примем, что Боинг обнаруживается, если виден как объект с угловым размером 30 минут (вот если ваши глаза на расстоянии 50 см от монитора – такой угловой размер будет у черточки длиной 2,2 мм). С учетом размаха крыльев Боинга в 61 метр, расстояние его визуального обнаружения будет равно 7 км (практически еще меньше, но пусть будет так).
5. Пуск Р-27Т возможен, ТОЛЬКО ЕСЛИ ГСН ракеты захватила цель. Для такой цели, как Боинг на 10000 метров, это возможно на дальности порядка 15-20 км.
Т.е. если Боинг визуально обнаружен, даже в виде точки, ГСН его гарантированно захватит. И если наземное наведение подтвердит, что это ЗАДАННАЯ цель – то можно пускать ракету.
Однако эта ракета чисто тепловая, она будет наводиться на двигатель (точнее, на некую точку впереди двигателя). Поражение ею именно кабины, да еще и такое мощное (имею в виду множество пробоин), как имело место на Боинге, крайне маловероятно – взрыватель ракеты сначала «зацепит» элементы планера, и БЧ сработает задолго до того, как ракета подойдет к кабине.
Кроме того – что очень важно. 17 июля имела место достаточно сильная облачность. Поэтому для любого варианта применения Р-27 с тепловой ГСН необходимо было подняться выше облаков (иначе при наличии облачности между целью и ГСН захвата цели не будет, или, при появлении облака, произойдет срыв захвата). В этом случае носитель должен был «засветиться» на первичке «Утеса». Однако никаких посторонних отметок вблизи от Боинга - на дальности пуска Р-27 - там нет. Отсюда применение Р-27 с тепловой ГСН крайне маловероятно.
6. Применение Р-27 с полуактивной радиоГСН возможно ТОЛЬКО при сопровождении цели бортовой РЛС. С вышеуказанными особенностями по фиксации работы РЛС. При этом пуск ракеты, как правило, производится по условию разрешенной дальности пуска – это рассчитываемая с учетом ряда текущих параметров (высот и скоростей полета истребителя и цели, ракурса цели, предположительной маневренности цели и т.д.) величина. Прикидочно можно считать, что для обычной (не «энергетической») Р-27 при пуске с истребителя, находящегося на высоте Боинга (10000 метров) и летящего со скоростью (относительно земли) порядка 1000 км/час (т.е. небольшой сверхзвук), разрешенная дальность пуска в ЗПС составит примерно 30 км.
7. Почему так немного при заявленной дальности пуска Р-27 не менее 60 км?
Пусть высота цели и носителя – 10000 метров, скорость цели – 900 км/час, разрешенная дальность пуска – 30 км, ракета стартует на этой дальности, средняя скорость ракеты на траектории 3,5 Маха, т.е. 1000 м/сек (при максимальной для этой ракеты по некоторым данным 4,5 М). Мах на высоте 10000 метров – это 300 м/сек.
Тогда несложный расчет показывает, что чтобы догнать цель, ракета должна пролететь 40 км. Что при заявленной дальности пуска в 60 вполне нормально – ракета должна подойти в цели не на излете, а с определенным запасом энергии. Для справки: время работы двигателя Р-27 – не более 10 секунд, т.е. с работающим двигателем ракета пролетит не более 13,5 км (даже считая, что скорость полета в течение этих 10 секунд максимальная, 4,5 Маха, на 10 тысячах это 1350 м/сек).
Расчет, как сказано, приведен для случая, когда ракета и цель – на одной высоте.
Но что важно. В течение всего времени полета ракеты до поражения цели истребитель должен лететь примерно в направлении цели (с учетом возможных углов разворота антенны РЛС) , чтобы обеспечить подсвет цели излучением РЛС – иначе произойдет срыв наведения, ракета промажет. Поэтому при атаке цели истребителем, находящимся на высоте цели, он должен, как и в случае Р-27Т, «засветиться» на первичке «Утеса» сравнительно близко от Боинга. Чего не наблюдалось.
8. «Скрытная» атака. Истребитель, находясь на малой высоте (менее теоретического радиогоризонта «Утеса», пусть это будет 1500 метров) атакует Боинг. В этом случае ему не надо подниматься на высоту цели – потому что РЛС обеспечивает необходимый угол места для обнаружения, захвата и сопровождения Боинга. В этом случае существенно, примерно на 30-40%, уменьшается разрешенная дальность пуска – поскольку существенная доля энергии ракеты будет потрачена на подъем на высоту цели.
Т.е. в принципе такая атака возможна без появления отметки цели на первичке «Утеса» - но, во-первых, район катастрофы просматривается другими радиосредствами, во-вторых, значительная часть полета будет проходить над территорией ополчения – т.е. под угрозой для истребителя быть сбитым даже из ПЗРК.
9. Важно и то, что при всех вариантах подхода ракеты в заднюю полусферу цели, БЧ ракеты сработает задолго до подхода к кабине. Даже если взрыватель ракеты настроен на «большую» цель, т.е. от первого приема взрывателем отраженного от цели сигнала до его инициирования БЧ установлена максимальная задержка, все равно будет поражен разве что центроплан. В то время как район кабины Боинга достаточно серьезно изрешечен. Т.е. атака Боинга и из задней полусферы – крайне маловероятна.
10. Как вариант, можно рассмотреть атаку под ракурсом 4/4, в переводе на человеческий язык – под углом примерно 90 (плюс-минус 20) градусов к траектории Боинга. При этом атака теоретически возможна как с северного направления, так и с южного. Т.е. ракета подходит к Боингу сбоку (слева или справа). В этом случае и поражение Боинга в районе кабины теоретически вполне возможно – ракета наводится в упрежденную точку по направлению полета Боинга, погрешность наведения в десяток метров приведет к тому, что подрыв БЧ произойдет в носовой части Боинга.
Но в первом случае (с севера) трудно объяснить столь ранний подрыв БЧ. Т.е. взрыватель ракеты еще не «увидел» цель – а уже произошел подрыв.
Второй же вариант (справа) выглядит более предпочтительным - выставленная заранее задержка взрывателя приведет к тому, что ракета, подойдя справа, как бы пролетит «за» кабину – т.е. в ту точку, где, как считается, и произошел подрыв.
Однако с этим вариантом все тоже очень непросто. В случае полета истребителя на высотах, недоступным ПВО ополчения, т.е. заведомо выше радиогоризонта «Утеса», он был бы неминуемо им обнаружен. Чего опять же на первичке не наблюдается.
В случае же «скрытной» (маловысотной ) атаки играют роль и близость границы с Россией (а, значит, к ее средствам наблюдения, которые посовершеннее «Утеса»), и необходимость сравнительно длительного (минуты) полета над контролируемой ополчением территории (риск быть сбитым), и дефицит времени на обнаружение Боинга. Т.е. такая атака вырождается в атаку опять-таки в заднюю полусферу – с поражением задней или центральной части Боинга, а не кабины.
Оценить, насколько точно должна быть построена такая атака, и насколько она была вероятна в случае уничтожения Боинга (даже с учетом того, что «Утес» не видел истребитель) - предоставляю вам, уважаемые коллеги. Чисто прикидочный расчет показывает следующее.
Атака из положения истребителя «дежурство в воздухе» где-нибудь над Мариуполем, т.е. на расстоянии примерно 60 км от трассы Боинга и на высоте 1500 метров с выходом в район пуска ракеты где-то над Зарощенским займет до выхода из атаки примерно 3-4 минуты. Остаться в течение этой атаки даже при сравнительно маловысотном полете незамеченным российскими средствами наблюдения нереально. И такая атака без наземного наведения невозможна – т.е. и переговоры будут перехвачены.
11. Мой вывод. Поражение Боинга ракетой «воздух-воздух» из рассмотрения не исключается. Стоит продолжать более глубокие исследования, настаивая на всех уровнях на проведении в том числе хим- и металлографических анализов. Но выдвигать эту версию как основную на основе имеющейся в настоящее время информации, в том числе и по причине неполной достоверности версии с Буком, лично я бы не стал нигде.