Цитата: IvanP от 10.06.2017 21:42:42Ваше колхозное детство оно из разряда, давно и прекрасно.
Если ваше отрочество и детство были прекрасны то какого лешего вы рванули в город ?
Тяга к знаниям ?
Согласен.
Но Оно есть у не многих.
В те времена кстати многие из села рвали когти в город не потому что тяга к знаниям, а потому что это есть реальный повод вырваться из СЕЛА.
Ваше верхоглядство и верхоплюйство — удел горожан, кто ни разу в жизни не посмотрел даже "Простой истории".
Для кого все представление о мире сводится к формуле: рожденный в селе там же и должен копошиться в навозе и не сметь думать ни о чем другом.
Кто из тех, кого непременно раздражает то, что у кого-то есть чего хорошего вспомнить о детстве.
Брат мой средний, кстати, так и живет в родительском доме, двое его детей работают на местной птицефабрике, третья в райцентре, а работающая на той же птицефабрике сноха вот-вот осенью станет кандидатом биологических наук. Что называется, не отходя от кормушки бройлеров. Младший брат, правда, живет в Йошкар-Оле, где его жена по окончании пединститута осталась работать в нем же.
Мне довелось не просто застать, а прожить изумительные годы на рубеже 60-х — пору стремительной механизации сельского хозяйства. Когда техника поступала с такой скоростью, что механизаторов выучивать почти не успевали. К середине 60-х деревня стремительно стала трудоизбыточной, так что в 66-м де факто паспортные ограничения рухнули ввиду полной бессмысленности (в том же 66-м ввели и пенсии колхозникам — фантастические 16 р (может и 12, тут я всегда путаюсь)). Хотя "принудительная" паспортизация всех по достижении 16 лет была введена только в 70-х.
Но к своему выпуску в 64-м я знал, что из моей школы в
вузы поступали не менее 40% выпускников. Самыми популярными были Марийский пединститут (в наших школах
все учителя исключительно местные, и многие из наших рассеяны по всей Марий Эл и не только), Поволжский лесотехнический (и сегодня очень приличный институт) и МГУ (Марийский госуниверситет), Чебоксарский сельхоз (своего в Марий Эл не было). Раз в пять-десять лет кто-нибудь прорывался в Тимирязевскую сельхозакадемию — таким был потом наш колхозный агроном.
Высшим пилотажем было поступить в Горьковский политех (это был у нас номер ОДИН, сам о нем мечтал, да сдуру в МФТИ проскочил — в нем экзамены приемные были в июле), Казанский авиационный, Горьковский универ. Медики у нас все местные, после Горьковского и Ижевского меда, в Казанский как-то и не пытались — было известно, что туда не попасть.
По причудам советского распределения очень многие после пединститута и особенно после Горьковского меда распределялись в Коми.
Деревня всё советское время была колодцем, их которого черпали рабочую силу для страны. Так что власть советская клала с толстым пробором на все хотелки Вам подобных не пускать никого из деревни осквернять Ваши города.
Примечательно то, что эти 40% были как бы мировой константой. Если приплюсовать тех, кто ушел в техникумы после 8-го класса, то в техникумы поступали из школьников процентов 20-25%.
Вернусь к Вашему гениальному тезису:
ЦитатаТяга к знаниям ?
Согласен.
Но Оно есть у не многих.
Перейду к банальной арифметике: 40+(20-25) = 60-65%. Это и есть Ваши избранные
немногие?
Если кто запоёт после этого гнусь, что эти все поступали по квотам-разнарядкам — убью! Безжалостно и с особым цинизмом. И выкину труп бродячим собакам.
Примечательно то, что среди моих учителей под половину было с заочным образованием. Отличные учителя! Мои собственные родители свой заочный педвуз закончили в 50-х, мама даже раньше отца. Правда, мама стала учительницей еще в Великую Отечественную: у нее было 9 классов и надо же было кому-то учить детей взамен призванных на фронт.
Оставшиеся 35-40% воспроизводили сельское население и шли по стране на стройки народного хозяйства. Уже из моего выпуска 64-го в Тюмень пошел первый ручеек, а сегодня в нефтяниках из наших толпы — даже наш Аюп-хан с такими сталкивался. Из них остававшиеся в селе в значительной части проходили через училища механизаторов — ручного труда из песни "раззудись плечо, размахнись рука" почти не осталось.
Так как мы на Волге, то немало из наших стали судоводителями и рабочими Козьмодемьянской сплавной конторы. Но когда марийский лес был сильно выбран на восстановление послевоенного хозяйства страны — по Волге 50-х шли плоты с огромными плакатами "Марийский лес — Донбассу!" — , а затем заполнили Чебоксарское водохранилище, то в конце 70-х сплавной конторе пришел конец. А была она из крупнейших в стране, а на Волге с ней фактически нечего было сравнивать.
И уж завершу ответом и на этот вопрос:
ЦитатаЕсли ваше отрочество и детство были прекрасны то какого лешего вы рванули в город ?
Колхозные механизаторы для деревенской детворы были кумирами. В 6-м классе начал бегать в соседнюю деревню за 3 км к одному их них, кого подростком даже без 7-и классов (тогда семилетка не была обязательной) посадили на ХТЗ с шипованными железными колесами. Как он физику не просто освоил, но разобрался в радиотехнике и был в 50-х может единственным на район подписчиком на журнал "Радио" (это тогда было, увы, непросто...)? Потому что он был ГЕНИЙ!
Афиноген Лаврентьевич Веселицкий, светлая ему память, меня и сделал радиолюбителем. И когда семиклассником 12 апреля 61-го сделал я последнюю пайку в двухламповом прямого усиления, подключил питание и крутанул переменный конденсатор (это был огромный спаренный агрегат с воздушной изоляцией), то первые звуки из динамика были "Гагарин в космосе!" Такое меняет твою жизнь.
И через этот же интерес к технике август 60-го проработал на комбайне С-4М (всего-то копнильщиком) и как механизатор заработал 653 р деньгами (не пугайтесь, это 60-й, до хрущевской денежной реформы 61-го) , на ту же сумму зерна и на ту же сумму соломы (а это было, пожалуй, ценнее зерна, так как зерно можно было купить, а соломой на подстилку скоту не разжиться).
И спасибо вечное моему старшему комбайнеру Кокушкину Мисаилу (так в паспорте, вспомним библейского отрока Мисаила, казненного Навуходоноссором ) Григорьевичу, кто на следующий сезон позвал к себе в помощники — пришел новый комбайн СК-3, его старый помощник ушел на него, а нового выучить не успели...
Вот эти двоим механизаторам я обязан в судьбе своей может и больше, чем своим лучшим школьным учителям.
Вот после восьмилетки был большой семейный скандал, так как родители спрятали свидетельство об образовании и не пустили учиться на механизатора. Полгода на них дулся.
Вот и пришлось пойти в МФТИ. Извините, что получилось так без спроса у Вас.
И вдогонку: Знаете, что было самого замечательного в моем детстве? Тебе 12, и ты вечером ужинаешь ломтем хлеба с корочкой (если повезло) и парным молоком, и знаешь, что вот-вот дойдет по деревне до твоего дома бригадир и выдаст тебе назавтра персональный наряд на работу.
Персональный! Ты не просто пацаненок, ты уже личность. А уж ежели возничим, то ты просто взлетаешь. И ты уже умеешь лошадь запрячь, хотя силенок и маловато. Но на водопой с поля на речку ты уже верхом, и стреножишь её на обеденный перерыв сам, и в поле снова верхом. И ты можешь гордо присесть на перекуре рядом с взрослыми. Тебя принимают в люди. Это окрыляло.
И напоследок: все написанное выше совершенно типичное, настолько, что как литературный сюжет никого, с тем временем знакомого, заинтересовать не может.