osankin ( Слушатель ) | |
07 ноя 2017 19:53:10 |
ЦитатаМИХАИЛ СВИРИН - СТАЛЬНОЙ КУЛАК СТАЛИНА. ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ТАНКА 1943-1955
3.2. Опять "качество или количество"
Итак, период осень-зима 1943-1944 гг. характеризовался большими потерями материальной части танковых войск. В сентябре 1943 г. в недрах Наркомата обороны возникло опасение, что может наступить кризис, когда промышленность, возможно, не справится с возобновлением потерь и формированием новых танковых частей.
Это опасение во многом привело к отказу от освоения танка Т-43 на заводе № 183, называемом в простонародьи "Вагонка". Здесь в серии остался старый знакомый Т-34, лишь дополненный командирской башенкой, а для увеличения выпуска танков осенью 1943 г. существующий в сборочном цеху № 130 прерывисто движущийся конвейер был модернизирован. У него был максимально повышен ритм сборки, а станки и оборудование были придвинуты к "ленте".
Теперь сборка танка велась по следующему сценарию.
Сначала в первом участке на сварочных стендах шла сборка корпуса, куда устанавливались электропровода и жгуты, топливные баки, трубки питания, подмоторная рама, подвеска. На втором участке на козлах монтировались катки с балансирами, после чего корпус поступал на ленту конвейера, где устанавливались бортовые редукторы, рычаги и тяги управления, КПП, двигатель, масляная и воздушная системы, после чего танк венчался башней, заправлялся маслом, водой и топливом. По окончании сборки танк заводился и уезжал с конвейера своим ходом в цех 150, где велись устранение отмеченных ОТК дефектов, пробеговые испытания и сдача машины заказчику. Если трудоемкость Т-34 выпуска августа 1941 г. взять за 100%, то к началу 1944 г. можно было говорить, что танк был упрощен вдвое (55,2% трудоемкости от харьковской машины).
Увеличению производительности помогли как модернизация конвейера и введение новых сварочных автоматов, так и в немалой степени электрогайковерты, электроотвертки, пневмомашинки снятия заусенцев и зачистки поверхностей и прочий инструмент, полученный по ленд-лизу. Для изготовления механизмов КПП и бортредукторов были получены многорезцовые агрегатные станки и автоматы "Рид", "Фэй", "МТ-30" и "Шпилей". Кроме того, для производства деталей танков в 1943 г. были приспособлены импортные многошпиндельные станки "Буллард" и "Нью бриттен", ранее никогда не применявшиеся в танкостроении. Как бы то ни было, но 5-скоростные КПП, которые прежде завод получал по кооперации с ЧКЗ, теперь выходили из рук рабочих "Вагонки" и качество их вполне соответствовало требованиям заказчика.Все эти меры позволили ликвидировать на заводе второй конвейер, спешно возведенный в мае 1942 г., а на освободившейся площади начать подготовку башенного производства для Т-34-85, которое планировалось начать со 2-го квартала 1944 г. Пока же обработку зубчатого венца башни диаметром вести было нечем. Имеющийся карусельный станок не мог оперировать с деталями диаметром более 1500 мм.
Из предприятий НКТП такие станки имелись лишь на УЗТМ и заводе № 112. Но поскольку "Уралмашзавод" был загружен программой выпуска танка ИС, надеяться на него в плане выпуска Т-34 не приходилось. Новые карусельные станки были заказаны в Великобритании (фирма "Лоудон") и США ("Лодж"), но их прибытие ожидалось только в январе-феврале 1944 г. Таким образом, первым предприятием, которое должно было осваивать Т-34-85, стал горьковский завод № 112.
...
4.4. Т-34-85 вступает в бой
Выполняя решение постановления ГКО "О производстве танков Т-34-85 с 85-мм пушкой на заводе № 112 НКТП", здесь с декабря 1943 г. началась подготовка массового производства танка Т-34, вооруженного 85-мм орудием Д-5Т.
Для этого заводское оборудование было модернизировано. Был усилен инструментальный участок, литейный цех получил новые печи для термообработки башен в сборе.
Если прежде все иностранное оборудование, полученное по ленд-лизу, в первую очередь шло головным предприятиям, то осенью 1943-го настало время Горьковского завода. Это сказалось на качестве механических узлов, таких как КПП и бортпередачи. Во-вторых, завод начал получать в необходимых количествах бездефектные дизель-моторы В-2 (1 января 1944 г. 100% входной констроль двигателей был отменен), подходил к концу дефицит алюминия и резины. Так как в 1942 г. многие работники "Красного Сормова" ушли на защиту Сталиграда, то до осени 1943 г. завод испытывал дефицит кадров, особо не хватало технологов. Но зимой 1944 г. заводу были направлены еще до 100 молодых специалистов-танкостроителей, среди которых не менее половины составляли технологи.
Указанные меры позволили уже в феврале 1944 г. дать заказчику танки, оснащенные более мощным 85-мм орудием, нареканий на качество которых не было.
...
Лебединая песня легенды
Против ожидания, с начала 1944 г. и до конца войны танк Т-34-85 претерпел довольно большие изменения, которые, может быть, не так заметны, но существенны. Во-первых, в июле 1944 г. произошла попытка унифицировать отливки башен танков Т-34-85, разработанных на заводах № 183 (для танка Т-43) и № 112. Попытка увенчалась успехом, и в серию на заводе № 183, а позднее и для остальных производителей, была принята башня с литой маской толщиной 90 мм, плавно сбегающей вверху, внизу, справа и слева к толщине 52-мм. Остальные изменения в башню были внесены по типу ранее введенных, на заводе № 112.
В августе 1944 г. для унификации с танком Т-44А в танке Т-34-85 была введена командирская башенка с толщиной стенок 75-мм вместо 52-мм.
Далее, продолжались работы по упрощению конструкции и технологии Т-34 и Т-34-85. Для заводов № 112 и № 174 были приобретены зубодолбежные станки фирмы Феллоу и поточные линии по штамповке мелких деталей. В начале 1945 г. на завод № 183 были поставлены два восьмишпиндельных полуавтомата "Буллард". Начиная с этого момента механический цех на заводе мог сам изготавливать все новые 5-скоростные КПП самостоятельно, а не получать детали для их сборки по кооперации с других предприятий.
Ilya Kaiten ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 10:15:52 |
Цитата: osankin от 07.11.2017 19:53:10
svis ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 14:48:18 |
Ilya Kaiten ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 16:34:52 |
Цитата: svis от 08.11.2017 14:48:18
osankin ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 17:32:11 |
osankin ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 17:51:15 |
Цитата: svis от 08.11.2017 14:48:18
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
08 ноя 2017 18:16:45 |
Цитата: osankin от 08.11.2017 17:51:15
ЦитатаНиже приводятся данные, касающиеся договорного процесса, подписанных относительно ленд-лиза документов.
Здесь можно выделить следующие этапы: «пре-ленд-лиз» — с 22 июня 1941 г. по 30 сентября 1941 г. (оплачен золотом);
Первый протокол — с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. (подписан 2 октября 1941 г.);
Второй протокол — с 1 июля 1942 г. по 30 июня 1943 г. (подписан 6 октября 1942 г.);
Третий протокол — с 1 июля 1943 г. по 30 июня 1944 г. (под- писан 19 октября 1943 г.);
Четвертый про- токол — с 1 июля 1944 г. (подписан 17 апреля 1944 г.).
Формально последний из указанных этапов завершился 12 мая 1945 г., но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией, в которую Советский Союз обязался вступить через 90 дней после окончания войны в Европе. Япония капитулировала 2 сентября 1945 г., и 20 сентября 1945 г. все поставки по ленд-лизу в СССР прекратились.
Поставки, о которых идет речь, представляется необходимым анализировать прежде всего по этим этапам,
т.е. в ра- курсе выполнения последовательно под- писанных протоколов.
Рассуждения же о роли поступления ресурсов в Советский Союз в период Великой Отечественной войны в целом
— без учета специ-фики трагического 1941-го, тяжелейшего 1942-го, переломного 1943-го и наступательных 1944—1945 годов
— адекватной картины дать не могут.
Летние и осенние месяцы 1941 г. стали для СССР самыми тяжелыми за весь период войны.
Германия оккупировала значительные территории нашего государства,
где остались миллионы советских людей, захватила основные объекты промышленности Европейской части страны.
Началось перебазирование предприятий из прифронтовой зоны на Урал и в Сибирь.
Нехватка стрелкового оружия и тяжелой техники, особенно танков и транспортных средств,
поставила Красную армию и руководство страны в тяжелейшее положение.
Именно в это время стране, как глоток воздуха, была нужна помощь извне.
Что же мы имели фактически? Первая советская заявка от 30 июня 1941 г., рассмотренная на заседании американского кабинета 18 июля, была удовлетворена на 0,5%, причем исключался экспорт оружия; в июле 1941 г. экспорт в СССР из США составил всего 6,5 млн. долларов, а к 1 октября он достиг 30 млн.
Далее до конца 1941 г. — в критический для советского государства период
— страна получила по ленд-лизу из США материалов на сумму 545 тыс. долларов при общей стоимости американских поставок странам антигитлеровской коалиции 741 млн. долларов,
т. е. Советский Союз обрел менее 0,1% американской помощи. Всего в 1941 г. США и Англия передали СССР 750 самолетов (в том числе 5 бомбардировщиков), 501 танк и 8 зенитных орудий. К тому же первые поставки по ленд-лизу зимой 1941—1942 гг. достигли нашей территории очень поздно, и Красная армия, имея весьма низкую оснащенность вооружением, оказывала героическое сопротивление германскому агрессору, не получая какой-либо заметной помощи со стороны Запада.
Аналогичное положение с поставка- ми по ленд-лизу сохранилось и в 1942 г.
svis ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 19:36:42 |
Цитата: osankin от 08.11.2017 18:40:31
svis ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 20:18:08 |
Цитата: osankin от 08.11.2017 19:41:54
osankin ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 20:20:45 |
Цитата: svis от 08.11.2017 20:18:08
svis ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 18:29:37 |
Цитата: osankin от 08.11.2017 17:51:15
osankin ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 18:35:36 |
Цитата: svis от 08.11.2017 18:29:37
Цитата: svis от 08.11.2017 18:29:37
svis ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 19:07:26 |
Цитата: osankin от 08.11.2017 18:35:36
svis ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 20:13:09 |
Цитата: osankin от 08.11.2017 19:35:26
osankin ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 20:39:37 |
Цитата: svis от 08.11.2017 20:13:09
svis ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 23:05:22 |
Цитата: osankin от 08.11.2017 20:39:37
osankin ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 23:32:47 |
Цитата: svis от 08.11.2017 23:05:22
Цитата: svis от 08.11.2017 23:05:22
Цитата.7. Становление легендыВ условиях дефицита дизелейКонечно, то, что полстраны ехало в эвакуацию, неизменно вызывало сбои в поставках двигателей. До сентября 1941 г. дизель-моторы В-2 поступали производителям Т-34 с завода № 75, а с июля, согласно мобплану, начались работы по освоению выпуска дизелей на СТЗ. Первые Т-34 СТЗ с дизелями собственного производства мощностью 480 л.с. были отправлены с завода в конце октября под Москву. Но качество этих моторов было еще плохим. К концу месяца из 65 собранных моторов военная приемка согласилась отправшь заказчику только 25 – остальные были возвращены на доработку. И вообще по плану на IV квартал завод должен был отгрузить заказчику 325 моторов, но смог отгрузить лишь 197. На танки Т-34 шли повсеместно дизель-моторы В-2В (от трактора "Ворошиловец") и В-2К (от танка КВ), вывезенные с завода № 75.Но в октябре 1941 г. в стране остался лишь один производитель танковых дизелей для Т-34 – СТЗ. Здесь с производством своих двигателей еще были проблемы. Одна из главных была в том, что рубашка дизеля и его картер изготавливались из алюминия, которою с августа (с потерей Днепропетровска и Днепрогэс) вдруг стало остро недоставать всем. Вопрос о замене дефицитного алюминия при производстве танковых двигателей был поставлен на совещании у В. Молотова в сентябре 1941 г. Разработку дизеля В-2 с чугунными картером и гильзами СТЗ вел с 1 октября, а в январе 1942 г. такой двигатель был принят в серию. Несмотря на то что его ресурс снизился, увеличился вес двигателя и танка, появились течи при подрывах на минах, это решение в то время было единственно правильным, так как позволило не только не остановить, но и несколько увеличить выпуск В-2. Однако их все равно не хватало.Еще до войны, разрабатывая возможную замену дизеля В-2, по Наркомату среднего машиностроения разрешалось использовать танковый мотор М-17Т или авиационный М-17Ф. Поэтому приказом по НКТП № 15сс от 18 сентября 1941 г. завод № 183 должен был в пятидневный срок отработать установку авиамотора М-17 на танк Т-34 и обеспечить заводы СТЗ и № 112 необходимыми чертежами и техдокументацией. Однако завод № 183 в то время находился "на колесах" и закончить работу во время не смог. 4 октября 1941 г. на заседании ГКО слушался вопрос об установке танковых и авиамоторов М-17Т и М-17Ф на танки Т-34 и КВ взамен дизель-мотора В-2. Тогда же эта замена была одобрена.
Лишь на основании отношения НКТП № 562 от 23 января 1942 г. в порядке обмена опытом копии приказов и ведомости изменений танка А-34 в связи с установкой карбюраторного двигателя М-17 были разосланы заводам СТЗ и № 112. Но работа продолжалась, и последние изменения были переданы только 13 марта.
Сталинградская эпопея
В октябре 1941 г. на СТЗ было передано от УС (управление снабжением) РККА и УС ВВС 80 моторов М-17Т и М-17Ф. Львиная доля этих моторов требовала ремонта, и только 15 машин с М-17Т убыли в октябре в войсковые части. В ноябре 1941 г. завод получил уже 120 М-17 всех разновидностей, которыми оснастили еще 85 машин, убывших в войска. В ноябре с завода на фронт убыли также 5 танков с М-17 и устройством питания керосином инженера Я. Воронина. Принцип работы его устройства заключался в том, что бензин применялся для питания М-17 только при запуске и прогреве двигателя, после чего в ход вступал керосин. Это позволяло сократить объем перевозимого бензина не свыше 100 л, керосин же был менее пожароопасен, что считалось достоинством устройства. Однако в условиях холодного времени года завести эти танки оказалось почти невозможно. Двигатель работал на керосине неустойчиво, и потому устройства Я. Воронина с них были демонтированы. Таким образом, распоряжением по наркомату в январе 1942 г. велся выпуск танков Т-34 с двигателем М-17Т без устройства питания тяжелым топливом.
Общее количество Т-34 с мотором М-17, выпущенных СТЗ в 1941-42 гг., составило:
октябрь – 15
ноябрь – 85
декабрь – 97
январь – 134
февраль – 135
март – 95
апрель – 2
Поскольку в марте 1942 г. Сталинградский завод почти полностью удовлетворил собственную потребность в дизелях В-2, 1 апреля 1942 г. было принято решение о прекращении здесь установки моторов М-17 в Т-34, и почти все танки мартовской программы были в начале апреля переоснащены дизелями В-2, а демонтированные карбюраторные двигатели отправлены на завод № 112, где о стабильной поставке дизелей можно еще было только мечтать.
...
Из сормовских верфей
Также большое число изменений по сравнению с эталонной машиной постигло танки Горьковского завода № 112 "Красное Сормово". Во-первых, здесь было выпущено наибольшее число танков Т-34 с двигателем М-17. Установка карбюраторных двигателей в Т-34 здесь осуществлялась с ноября 1941 г., и до конца года заказчику было отгружено 155 танков, а в 1942-м приемка приняла еще 541 танк с двигателем М-17.
Однако даже простое решение по оснащению танков карбюраторным двигателем вовсе не гарантировало того, что они пойдут на фронт. В феврале 1942 г. завод № 112 сетовал, что на территории завода скопилась готовая партия Т-34, которые не могут быть отправлены заказчику по причине отсутствия на заводе и в наркомате свечей зажигания к ним. Свечей не было совсем, так как их производство в СССР временно не велось. Для выполнения плана отгрузки нарком танковой промышленности буквально выпросил у наркома авиапрома необходимые свечи из числа полученных по ленд-лизу для истребителей.
Но применение бензомотора на Т-34 было особо неприятным, поскольку бензобаки находились в боевом отделении танка и представляли большую опасность даже в случае, когда броня танка не пробивалась бронебойным снарядом, но от ее тыльной поверхности откалывалась т.н. "окалина" ("вторичные осколки"), могущая вызвать вспышку бензиновых паров.
Цитата: svis от 08.11.2017 23:05:22
Цитата6.2. Новое слово – ленд-лиз
...
Именно кампания 1942 г. была проведена под знаком ленд-лизовской техники. Это немудрено, ведь наши танковые заводы еще работали со сбоями, английские же машины формировались поблизости от театра военных действий и потому шли большей частью на юго-западное направление, пожиравшее танки, как хорошая паровозная топка уголь.
Здесь же на фронт поступили и иные образцы английских и первые американские танки, которые, несмотря на радикально отличавшийся внешний вид, имели одинаковый индекс – М-3. Летом – осенью 1942 г. легкие "Стюарты" и средние "Генерал Ли", вместе с "тетрархами" и "Черчиллями" приняли участие в Сталинградской битве и битве за Кавказ. Но о них все же позднее…
6.3. Броня крепка?
Между тем танкостроение в СССР шло своим чередом, и в начале 1942 г. главной проблемой была нехватка броневой стали.
svis ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 23:53:43 |
Цитата: osankin от 08.11.2017 23:32:47
svis ( Слушатель ) | |
09 ноя 2017 00:09:51 |
Цитата: osankin от 08.11.2017 23:32:47
osankin ( Слушатель ) | |
09 ноя 2017 06:16:08 |
Цитата: svis от 09.11.2017 00:09:51
Цитата: svis от 09.11.2017 00:09:51
Цитата«Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали, но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну, — говорил советский полководец Георгий Жуков после окончания Второй мировой войны. — У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии. Без американских грузовиков нам нечем было бы тягать нашу артиллерию».
Цитата: svis от 09.11.2017 00:09:51
Цитата: svis от 09.11.2017 00:09:51
svis ( Слушатель ) | |
09 ноя 2017 09:34:12 |
Цитата: osankin от 09.11.2017 06:16:08
svis ( Слушатель ) | |
09 ноя 2017 09:37:46 |
Цитата: osankin от 09.11.2017 06:16:08
Удаленный пользователь | |
09 ноя 2017 09:44:33 |
Цитата: osankin от 09.11.2017 06:16:08
svis ( Слушатель ) | |
09 ноя 2017 09:58:58 |
Цитата: osankin от 09.11.2017 06:16:08
svis ( Слушатель ) | |
09 ноя 2017 10:08:56 |
Цитата: osankin от 09.11.2017 06:16:08
Удаленный пользователь | |
09 ноя 2017 10:09:05 |
Цитата: osankin от 09.11.2017 06:16:08
Мандельштамп ( Слушатель ) | |
09 ноя 2017 09:07:28 |
Цитата: svis от 08.11.2017 23:05:22
svis ( Слушатель ) | |
09 ноя 2017 10:02:56 |
SMF ( Слушатель ) | |
09 ноя 2017 10:10:36 |
Удаленный пользователь | |
08 ноя 2017 22:02:39 |
Цитата: svis от 08.11.2017 20:13:09
osankin ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 23:09:35 |
Цитата: Маликар от 08.11.2017 22:02:39
Цитата: Маликар от 08.11.2017 22:02:39
svis ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 23:28:24 |
Цитата: osankin от 08.11.2017 23:09:35
svis ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 23:25:08 |
Цитата: Маликар от 08.11.2017 22:02:39
slavae ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 10:29:36 |
Цитата: osankin от 07.11.2017 19:53:10
ЦитатаМировые запасы кадмия оцениваются геологической службой США в размере 560 тысяч тонн. Самые большие запасы имеются в Китае, Австралии, Перу, Мексике и России. Вместе они составляют около 300 тысяч тонн.
pkdr ( Слушатель ) | |
08 ноя 2017 10:43:12 |
Цитата: osankin от 07.11.2017 19:53:10
Удаленный пользователь | |
08 ноя 2017 16:07:17 |