Цитата: Amalker от 15.09.2018 17:47:25Плюшки в том, что мы ваш спарринг-партнер для ваших игр в геополитику и в величие. Все союзы (что СГ , что ЕЭС, что ЕАС), которые вы создаете не имеют под собой экономического базиса, что было понятно еще на этапе создания. достаточно посмотреть структуру экспорта/импорта в страновом разрезе на момент создания этих союзов. причем это касается не только торговли РБ-РФ но и РФ-РК и РК-РБ. во всех случаях торговля с внешним миром превышает торговлю между членами союза. Экономического смысла этот союз не имел, тут политика идет впереди экономики. Для вас этот союз исключительно политический инструмент. А для нас - экономический. Отсюда и все противоречия.
Не отсюда противоречия.
Ваш критерий экономической целесообразности торговых союзов не выдерживает критики: в мире просто не найдется пары стран, для которых выполнялось бы придуманное Вами условие. Быть может, Вы просто неудачно выразились? На самом деле Вы хотели сказать, что это условие должно выполняться не в отношении пары стран (РБ-РФ, РФ-РК, РК-РБ), а в отношении пары: страна-член союза – остальные страны союза? Тогда, да будет Вам известно, что, например, в 2002 году, изобретенному Вами критерию не соответствовал ЕС, состоявший тогда уже из 15-ти стран). У Германии, Греции, Италии и Франции торговля с внешним миром превышала торговлю с остальными 14-ю странами ЕС. По-вашему, ЕС в 2002 г. не имел под собой экономического базиса и представлял собой «игру в геополитику и величие»? Очень может быть, но тогда какой смысл вообще противопоставлять «неправильные» экономические союзы, которые выстраивает Россия, «правильным» экономическим союзам (которые выстраиваются в ущерб России) на основании надуманного критерия? Пишите проще: то, что делает Россия – неправильно, по определению.
Вы просто не пытаетесь разобраться в проблемах экономических союзов. Вам проще все объяснить политическими амбициями, игрой в геополитику, величие и прочее.
Ваше утверждение о том, что создаваемые Россией торговые союзы якобы не имеют экономического базиса, потому что «во всех случаях торговля с внешним миром превышает торговлю между членами союза», вероятно, представляет собой где-то услышанное, но непонятное и напрочь перевранное утверждение примерно такого типа:
ЦитатаНо несмотря на наличие политической установки руководства стран ЕАЭС на углубление интеграции, нельзя не учитывать те особенности экономик стран союза, которые усложняют выработку общей интеграционной стратегии.
1. Внутренняя торговля в ЕАЭС значительно меньше торговли с остальным миром. По состоянию на 2015 г. доля торговли стран ЕАЭС друг с другом в общем объеме торговли со всеми странами мира составляет всего 13,5%, и по этому показателю ЕАЭС значительно уступает другим интеграционным объединениям – Европейскому союзу (63,5%), НАФТА (41%), формирующемуся Транстихоокеанскому партнерству (28%), АСЕАН (24%). … [
Ссылка]
Данная цитата – из статьи сотрудников Института Е. Т. Гайдара Александра Кнобеля, Романа Вакульчука «Кому нужны барьеры», опубликованной в «Ведомостях» 30.11.2016.
Смысл этой статьи совершенно иной. В статье ничего не говорится о том, что для образования торгового союза непременно требуется, чтобы внутренняя торговля была больше торговли с внешним миром. Торговые союзы бывают разные. Соглашения могут распространяться как на отдельные виды товаров и услуг, так и быть почти всеобъемлющими (как ЗСТ СНГ). Это все «торговые союзы». Их конкретная форма зависит от конкретного «экономического базиса», выражаясь Вашим языком. Выбор партнеров для торгового союза определяется не только объемами товарооборота, но и условиями, на которых страны готовы заключить торговый союз. У России были достаточно очевидные причины искать торгового союза с Евросоюзом – у него был бы серьезный «экономический базис». Однако конкретные условия, предложенные Евросоюзом, показались неприемлемыми. Поэтому Россия дальше продвинулась в выстраивании торговых союзов с Белоруссией и Казахстаном (ЕАЭС), с Китаем, Ираном и др. Там, может быть, не так хорошо с «экономическим базисом», но лучше синица в руках, чем Евросоюз в партнерах. У торгового союза России с Белоруссией есть свой конкретный экономический базис, торговые отношения России и Белоруссии выстраиваются для решения конкретных вполне экономических проблем. Вы просто их не видете.
Возвращаемся к работе Александра Кнобеля, Романа Вакульчука. Целью ЕАЭС, по их мнению, является «создания единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы». Возражения против цели, самой по себе, есть? Один из основных способов достижения этой цели: «снижение (а в перспективе и полная отмена) различных внутренних барьеров и ограничений. Оно может проявляться в устранении различий в техническом регулировании и санитарных требованиях, в унификации подходов и процедур контроля и надзора, во взаимном признании разрешительных документов для ведения бизнеса, в гармонизации налогового законодательства и т. д.». Есть сомнения, что устранение всех перечисленных барьеров имеет экономический смысл и будет способствовать экономическому благополучию всех участников торгового союза?
Дальше начинаются «но». Эти «но» не являются причинами для отказа от торгового союза, это препятствия, которые нужно преодолеть, проблемы, которые нужно решить. Перечисление этих препятствий и проблем авторы начинают с процитированного выше пункта 1 – внутренняя торговля в ЕАЭС значительно меньше торговли с остальным миром. Строго говоря, это даже не препятствие или проблема, а особенность, не позволяющая просто позаимствовать решения, уже применяющиеся странами ЕС, НАФТА и АСЕАН. Препятствия и проблемы начинаются дальше:
Цитата2. Значимость партнеров по ЕАЭС сильно варьирует от страны к стране. Если доля торговли Белоруссии и Киргизии с партнерами по ЕАЭС весьма значительна (~50 и 45% соответственно), для Армении и Казахстана достаточно существенна (~26 и 21% соответственно), то для России она крайне низка (~8%). Это означает, что малые экономики ЕАЭС с экономической точки зрения более заинтересованы во внутренней интеграции, а более крупные (Казахстан и Россия) – в торговле со странами дальнего зарубежья.
3. Разные страны ЕАЭС имеют свои особые интересы. Например, Белоруссия, являясь одним из главных бенефициаров ЕАЭС, больше других заинтересована в сохранении статус-кво в торговых отношениях внутри союза. Для Казахстана одним из основных приоритетов является усиление транзитного потенциала страны наряду с участием в других региональных экономических инициативах, таких как транспортный коридор Западная Европа – Западный Китай, железная дорогая из Казахстана в Иран через Туркмению и др. Киргизия рассматривает участие в ЕАЭС прежде всего как возможность облегчить условия для своих трудовых мигрантов в России и других странах, а также увеличить объем инвестиций в страну. Но она также заинтересована в сохранении тесных торгово-экономических отношений с Китаем, которые начали меняться после вступления Киргизии в ЕАЭС из-за повышения тарифов и принятия условий ведения торговли странами – членами ЕАЭС с третьими государствами. Ресурсная ориентированность экономик Казахстана и России мало способствует процессу взаимодополняемости внутри объединения, как это было, например, при создании ЕС, когда именно фактор ресурсной комплементарности сыграл немаловажную роль.
Если к этому добавить еще и существенно разную отраслевую структуру экономик стран ЕАЭС, станет очевидно, что устранение нетарифных барьеров внутри ЕАЭС сопряжено с определенными трудностями политэкономического характера: у каждого отдельного решения всегда есть как поддержка со стороны определенного круга стейкхолдеров (и на уровне правительств, и на уровне отдельных заинтересованных отраслевых групп), так и оппозиция со стороны других стейкхолдеров с противоположными интересами. Все эти факторы усложняют интеграционный процесс, в том числе процесс устранения нетарифных барьеров внутри объединения.
Вот все и разъяснилось, без всяких игр в «геополитику и величие». Белоруссия является одним из главных бенефициаров ЕАЭС, поэтому она смирилась с тем, что в торговле товарами сохраняется крайне чувствительное для нее изъятие – применение экспортных пошлин на газ, нефть и нефтепродукты. Для России данные конкретные условия торгового союза считались бы вполне приемлемыми, если бы белорусская сторона явочным порядкам не пыталась получить дополнительные выгоды (согласитесь, что, например, экспорт «растворителей» – это просто грязный трюк).
У ЕАЭС есть еще один экономический аспект. В другой статье те же авторы пишут:
ЦитатаРоссия и Казахстан могут на порядок увеличить положительный эффект от снижения нетарифных барьеров, если такое снижение будет сопровождаться гармонизацией норм и стандартов со странами дальнего зарубежья, прежде всего ЕС [
Ссылка 2].
Т. е. для России и Казахстана интеграция в рамках ЕАЭС имеет смысл не сама по себе (не только сама по себе), а как средство интеграции уже в ЕС на более выгодных (чем в одиночку) условиях. Признаться, эту мысль я до конца не понимаю, просто принимаю ее на веру.
Получается, что Вы напрасно сомневаетесь в наличии экономического смысла в выстраивании торгового союза с участием России и Белоруссии, напрасно ищете политическую подоплеку. На экономические отношения России и Белоруссии никак не повлияло то, что Белоруссия не поддержала российскую позицию ни по Абхазии и Ю. Осетией, ни по Крыму. Это ли не свидетельство того, что экономическая интеграция – одна игра, а политические аспекты международных отношений – другая? Я бы сказал, что это Белоруссия пытается придать белорусско-российским экономическим отношениям политический «окрас», это Белоруссия пытается «продать себя» России как политического и военного союзника, это на белорусском YouTube-канале тов. Чалый обосновывает свои требования российских дотаций политическим характером торгового союза. Но пока не заметно, чтобы Россия поддерживала такой подход. Так что я бы рассматривал белорусско-российские экономические отношения: а) как имеющие вполне прочный экономический базис и б) отдельно от иных аспектов белорусско-российских отношений: военного, политического, культурного сотрудничества.
Я бы оценил эти отношения в целом положительно. Я бы сказал, что их омрачают систематические попытки получить преимущества откровенно жульническими способами (дипломатичности ради допущу, что такие попытки предпринимаются с обеих сторон). Но это, вероятно, нужно принять как данность. Повторюсь:
ЦитатаУстранение нетарифных барьеров внутри ЕАЭС сопряжено с определенными трудностями политэкономического характера: у каждого отдельного решения всегда есть как поддержка со стороны определенного круга стейкхолдеров (и на уровне правительств, и на уровне отдельных заинтересованных отраслевых групп), так и оппозиция со стороны других стейкхолдеров с противоположными интересами.
Иными словами: некоторые вещи будут неизбежно сопровождаться публичными политическими скандалами.