АВИАЦИЯ и иные...
13,048,596 33,399
 

  pmg ( Слушатель )
02 апр 2019 00:25:30

Первое фото кабины пилота F-35 Lightning II

новая дискуссия Дискуссия  966

http://avia.pro/news…yandex.com

Как можно понять при внимательном осмотре фотографии, новым в F-35 оказался
единственный жидкокристаллический дисплей PCD (Panoramic Cockpit Display).
Размеры этого широкоформатного сенсорного экрана составляют 50 на 20
сантиметров. Монитор заменяет собой сразу несколько экранов, которые
установлены в кабине F-22 Raptor. Стоит уточнить, что сенсорный дисплей
имеет функцию, позволяющую осуществлять голосовое управление.

Судя по фотографии, кабины пилотов F-35 и F-22 отличаются друг от друга.
Так, на «Рапторе» установлены отдельные мониторы, отображающие данные
работы бортовых систем, навигации, поиска противника и выполняющие
другие функции. У F-35 нет клавиш по периметру монитора. Возможно, все
функции выполняются клавиатурой под экраном.


  • +0.47 / 20
  • АУ
ОТВЕТЫ (47)
 
 
  Салон62 ( Практикант )
02 апр 2019 05:26:00

    Тачскрины там и голосовое управление:
Цитата...the screenshot gives an idea of the Joint Strike Fighter glass cockpit featuring full touch screen, HOTAS, voice activated commands...


   https://theaviationist.com/201…eview-f35/
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
  Danila ( Слушатель )
02 апр 2019 10:20:49

 Где они были все эти годы? Нутро кабины несколько лет как известно.Веселый
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
  Technik ( Практикант )
02 апр 2019 19:16:59

Нормальная современная кабина. На мой взгляд - навсегда испорченный кабинами с несколькими МФИ Подмигивающий   - большой экран перенасыщен символьной информацией, и - опять же на мой взгляд - стоило бы более наглядно разграничить зоны для разнородной информации - состояние самолетных систем, навигация, состояние оружия... Но это, повторяю, на взгляд "кабинщика" старого поколения.

Хорош боковой РУС. Есссно, не забыли  нижний упор для ладони - даже на тех сравнительно небольших (по сравнению, скажем, с МиГ-29) перегрузках, на которые рассчитан F-35, кисть сваливалась бы вниз.

А вот РУД - по-моему, какое-то убожество. Ладонь на РУДе однодвигательного самолета должна лежать полностью, вот как на РУДе CH Throttle фирмы CH Products - для авиасимуляторов. Налетался с ним по самое немогу (привет камраду Cutlass'у Улыбающийся), ни один из симуляторных РУДов и близко рядом с ним не лежит.

Ну, и главная особенность - отсутствие ИЛСа и замена его нашлемной системой индикации. Уже говорил, что очень спорное решение, но им виднее. Я бы на таком продвинутом ероплане наряду с НСЦИ сделал выдвижной ИЛС - который выдвигается вверх, в положение перед летчиком, только тогда, когда это нужно. А, скажем, на посадке, когда летчик "зацепился" глазами за полосу (или за палубу) - он убран... Хорошая идея, но дорого стоит. И технологии до такого пока еще не доросли.
  • +0.48 / 19
  • АУ
 
 
  Luddit ( Слушатель )
03 апр 2019 12:04:59

Один экран. Что будет, если он сдохнет?
  • +0.22 / 8
  • АУ
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
03 апр 2019 12:12:36

Один двигатель. Что будет, если он сдохнет?
И да, летчик там тоже один!!! Представить себе
страшно.
Веселый
На сколько я помню у Пингвина шлем используется
заместо ИЛС. Летчику информации хватит что бы
вернутся и благополучно сесть. Да и на других
самолетах на ИЛС достаточно пилотажной и
навигационной информации что бы накрайняк
пользоваться только ей.
  • +0.05 / 8
  • АУ
 
 
  Leva151278 ( Слушатель )
04 апр 2019 00:21:08

Возможно ракурс фото портит весь вид РУДа, по крайней мере просматривается выемка под большой палец, ну и органы управления под мизинец (не знаю на сколько удобно орудовать мизинцем). В целом просматривается форма схожая с формой игровой "мыши" под ладонь. С другой стороны, "там" очень внимательно относятся к эргономике. Конечно те или иные моменты спорны, но всё же.
  • +0.09 / 2
  • АУ
 
 
 
  Technik ( Практикант )
05 апр 2019 18:23:35


Пока тут бодание за Скайрейдер идет, более спокойный момент посмотрим.



RAF Fairford, Gloucestershire, UK. 7th July, 2016. F-35 cockpit. 

Воля ваша, может, я не прав -  но это не РУД, а урод. Понятно, что его "эргономичили" вдоль и пОперек - но зуб даю, мой друг Валерий Валентиныч Мигунов его бы забраковал. А он толк в авиа-эргономике понимал.
  • +0.66 / 21
  • АУ
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
05 апр 2019 18:53:21

   Да и боковая РУС, с подпоркой под предплечье - ужас тихий:



Позор
  • +0.50 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
05 апр 2019 18:59:38

Это-то как раз куда ни шло, боковая РУС освоена (вспомните кабины Суперджета и МС-21) и нареканий уже не вызывает.  Ну, а подставка, под предплечье - это, конечно, стиль "Гей, славяне!" - как говорил незабвенный Ося, но тут никуда не деться, без нее вообще невозможно в такой кабине. Если правильно вижу, она еще и по высоте регулируется - подумали и об этом.
  • +0.27 / 21
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
05 апр 2019 19:11:32

   Для истребителя боковая РУС - неудачное решение. Поэтому у нас отказались от неё на Су-57. "Костыль" под правую руку на приведённом фото - тому свидетельство.
  • +0.12 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  D16 ( Слушатель )
05 апр 2019 19:44:57

При перегрузках боковой РУС позволяет пользоваться только кистью. Если настраиваемая опора под предплечье сделана по-человечески, то это очень удобно. Если на Су-57 сделано не так, то это говорит просто о консерватизме, который не всегда полезен. Посмотрите кокпит Рафаля. 
  • -0.18 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
05 апр 2019 19:57:46

   Нет. Боковая РУС отрабатывалась на С-37 (Су-47, "Беркут"), тем не менее от неё отказались. Для пилотажа боковая ручка неудобна, в т.ч. и на больших перегрузках. Недаром, все спортивные самолёты для высшего пилотажа, имеют центральное положение РУС, а ведь у них nуэ = 12 (Су-26). Не стоит кивать на "заграницу", у них хватает ошибочных решений, как Вы можете заметить...
  • +0.38 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  D16 ( Слушатель )
05 апр 2019 20:26:42

Не знаю, как РУС был сделан на беркуте, но на спортивных самолетах нет ЭДСУ. Потому там за ручку иногда лучше держаться двумя руками.Веселый
Пы. сы. Если верить http://airwar.ru/enc/fighter/s37.html, то ручка там была между ног.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ганыка ( Слушатель )
06 апр 2019 04:18:41

Су-30 производится в обеих вариантах, как закажут. Мнение лётчика-испытателя, вдоволь налетавшегося на всех вариантах однозначно - никаких боковых, только центральная. 
  • +0.42 / 20
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
06 апр 2019 05:32:51

Если бы вы знали, сколько раз мне приходилось встречаться с диаметрально противоположными мнениями летчиков-испытателей по тому или иному вопросу... Хорошо, когда к теме подключался пономаренковский ИКМ - тогда ставились соответствующие эксперименты и вопрос решался однозначно. Ну, а в других случаях принималось то решение, к которому были прикреплены более крупные звезды на погонах... Подмигивающий
  • +0.41 / 26
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
06 апр 2019 22:50:33

обоих
  • +0.20 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  shangrila ( Слушатель )
05 апр 2019 20:57:57

Там, по моему РУС и разместить то негде. Скорее вынужденное решение. А консерватизм в авиации, думаю, спас немало жизней.
  • +0.16 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  D16 ( Слушатель )
05 апр 2019 21:17:01

Думаете без РУС летал? http://airwar.ru/ima…/s37-6.jpg  Не буду замахиваться на авиацию, но будучи левшой долго переучивался держать РУС правой рукой в силу того, что праворуких РУД в природе нет. Естественно в симуляторах. Но со временем используя комплекс РУС +РУД почувствовал разницу.Веселый
  • +0.06 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  D16 ( Слушатель )
05 апр 2019 21:31:19

Ааа... Понял. Вы считаете, что в Рафале не нашлось места для РУС между ног у пилота. Потом не нашлось у Ф-35Веселый. Дураки. Не умеют разрабатывать правильные кокпитыВеселый. Может просто набрались смелости и несмотря на консерватизм пилотов воспользовались преимуществами ЭДСУ?
  • -0.10 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  Leva151278 ( Слушатель )
05 апр 2019 22:08:23

Мда, какая-то черепашка получилась, хотя есть один вариант - типа два разных хвата "в работе" и "на расслабоне" и силуэт руки сверху просматривается. Откровенно говоря думал что может ракурс не удачен, а тут вон оно чё. И пожалуй самое главное - всё какое-то ... топорное что ли, как будто это макет какой, да еще это лыбящееся седло с толку сбивает
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
06 апр 2019 01:53:22

Вот та колонна под МФИ - при катапультировании 3.14ец ногам, ИМХО. 
  • +0.26 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
  Пешеход ( Специалист )
06 апр 2019 02:55:25

Да и вообще, общее количество острых углов представляется несколько избыточным.
  • +0.53 / 23
  • АУ
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
06 апр 2019 05:42:45

Вряд ли... Такие ляпсусы даже нынешние американцы не допускают. 

Ну, а кресло на F-35 - это фирма Мартин-Бейкер, они в этом толк знают -
 http://martin-baker.…seat-f-35/

И по крайней мере один пилот уже его испытал - и жив остался, и вроде бы не поломался.
  • +0.08 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
06 апр 2019 09:19:32

Как именно вы оцениваете понятие "толк"? И потом - претензии не к креслу, а к устройству кокпита
  • +0.25 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
06 апр 2019 10:30:01

       Как я понимаю, кресло, в момент катапультирования, обеспечивает притяг конечностей в правильное, относительно кресла, положение. В том числе и выдёргивание ног из-под передней панели и прижим оных к креслу в нужных местах того кресла. Именно это и имел ввиду Техник, когда писал про знание толка.
  • +0.46 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
06 апр 2019 19:10:51

Собственно, меня озадачили два "колодца", из которых кресло будет выдергивать ноги пилота. На мой взгляд, там достаточно узко для того, чтобы создать зоны повышенного травматизма, так сказать. Например, если стопа будет довернута в сторону - кресло притянет ли ее в вертикальное положение?
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  serg__i ( Слушатель )
06 апр 2019 20:43:55

Перед тем как дернуть катапульту, ручки ее между ног что означает что руки заняли правильно положение пилот должен сам подтянуть ноги к креслу. По крайней мере так видел на МиГ23, но пусть уважаемый skralex1 меня поправит.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  skralex1 ( Слушатель )
06 апр 2019 20:57:36

Я не лётчик, это вопрос к Военлёту, он на этих машинах летал.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Goering
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
06 апр 2019 20:53:58

Во времена еще советские на нашу фирму приходили Flight International и Aviation Week. Там время от времени печаталась реклама Мартин Бейкер примерно такого содержания: катапультные кресла нашей фирмы спасли N жизней. Не скажу что N менялось в каждом последующем номере журнала по сравнению с предыдущим - но тенЬденЬция была именно такова. 

И это, по-моему, лучшее свидетельство того, что они таки знают толк в креслах.

Кстати, в фирменной спецификации кресла F-35 есть такие слова - Leg restraints: Passive leg restraint system. Можно перевести так - фиксация ног: пассивная система фиксации ног. Т.е. притяга ног каким-то устройством, получается, нет, летчик сам обязан поставить ноги в правильное положение - грубо говоря, поджать их под себя.
  • +0.14 / 18
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
06 апр 2019 22:22:04

К открытым печатным изданиям, извините, веры нет. Только картинки посмотреть. 
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
06 апр 2019 19:16:20

сдается мне, там всеж таки два экрана без рамки, собранных встык.-это, особенно если есть возможность дублирования информации- конечно лучше, чем один цельный, большого размера.
но ,  это тачскрины...кмк, феерическая  дурь, даже для современных молодых летчиков, взращенных на смартфонах/планшетах.
  • +0.14 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  Danila96 ( Слушатель )
06 апр 2019 19:32:36

 
Почему же дурь?
Пилот по идее может настроить интерфейс так как ему удобнее, тут удобная мелочь, там поправил как тебе комфортнее.
По итогу получится что пилоту легче выполнить боевую задачу.
Разве оно не стОит того?
  • -0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
06 апр 2019 19:58:18

1. НЯП, в современной военной авиации персональных машин либо мало , либо их нету. А при пересаживании пилота из машин в машину перенастраивать каждый раз интерфейс-и заколебешься, и обязательно что-нибудь забудешь. А забудешь перенастроить именно то, что понадобится в самый ответственный момент.
2.Личное мнение-перенастройка интерфейса "под себя"-ненужное зло, маркетинговый выпендрежь.
 КМК, при профессиональном использовании, единообразный правильный интерфейс, созданный с помощью профильных институтов по эргономике, гораздо предпочтительный "кастомизированного" и с т.зр. техники безопасности и с т.зр. организации труда .
  • +0.79 / 35
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  rommel.lst ( Практикант )
06 апр 2019 20:23:38

Вы когда в винду логинитесь, у вас загружаются персональные настройки обоев и прочего.. В современном самолете пилот тоже вполне может загрузить кастомизированные настройки. В чем проблема? Следующий просто авторизуется снова и получит свой набор, и никаких персональных машин.

Почему зло? Зрение у всех чуток разное, значит предпочитаемые яркость и цвета имеет смысл настраивать, т.к. уровень комфорта определит падение эффективности при длительной работе. То же самое касается длины рук и ног. Эргономика вполне может быть сделана адаптивной..
  • +0.00 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  ВТБ! ( Слушатель )
06 апр 2019 20:42:20

ПО персонального компьютера загружает его ресурсы ненужными мне задачами до такой степени, что существенно тормозит выполнение задач, нужных мне.
Кастомизация настроек в ПО бортового компьютера неизбежно снизит надёжность решения.
При этом не уверен, что положительный эффект от кастомизации будет значимым при выполнении сложных боевых задач.
Возможное повышение эффективности выполнения учебных задач более вероятно - но само по себе никому не нужно.
  • +0.29 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  rommel.lst ( Практикант )
07 апр 2019 08:00:02

Речь ведь не шла о том, чтоб на месте высотомера поставить счетчик расхода топлива. Однако, в подстройке в разумных пределах смысл, ИМХО, есть.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ВТБ!
  • Загрузить
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
04 апр 2019 04:15:59

а я бы ставил два, а лучше-три универсальных индикатора вместо одного большого.
тут и дублирование(повышение надежности), и проще размещать, и лучшее зонирование/разграничение информации.
минусы, на мой взгляд -приемлемые(невозможность отображения одной большой картинки, немного увеличенная масса, немного увеличенное энергопотребление)
по поводу разумности наличия/отсутствия ИЛС,- тут трудно что-то сказать. Думаю сейчас такая ситуация , когда решающее значение имеет  конкретное техническое воплощение идеи. Но я бы от ИЛС пока не отказывался бы.
  • +0.25 / 9
  • АУ
 
 
 
  Technik ( Практикант )
04 апр 2019 06:41:40


Цитатаа я бы ставил два, а лучше-три универсальных индикатора вместо одного большого.
тут и дублирование(повышение надежности), и проще размещать, и лучшее зонирование/разграничение информации.


Именно это я и имею в виду.
  • +0.34 / 15
  • АУ
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
04 апр 2019 07:08:18

Совершенно верно. Большой экран перенасыщен символьной информацией, как дисплей смартфона рекламой. В горячке можно не туда тыкнуть пальцем не заметить, что там высветилось в правом нижнем углу экрана. Это кабина боевого самолёта. В боевой обстановке нужно видеть показания тех индикаторов, которые нужно именно сейчас, а не искать по всему экрану. Индикаторы должны быть разделены по группам, которые находятся на привычном месте, по форме прибора. Именно так поступали старые "кабинщики".
  • +0.18 / 9
  • АУ
 
 
 
  бэст ( Слушатель )
04 апр 2019 09:00:38

В целом совершенно согласен. Хотя, в принципе, ничто не мешает отобразить на общем экране всё так как вы говорите. 
У меня другой вопрос: насколько оправдано вот это увлечение сенсорными экранами? Лично мне в них не хватает тактильных ощущений: не чувствуется граница "кнопок", нет чёткого ощущения границы срабатывания - может сработать просто при близком поднесении пальцев, например, когда вы готовитесь что-то нажать в определённый момент. Наверняка, это всё учитывается при разработке, но всё-таки...Что скажут специалисты?
  • +0.14 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  PPL ( Слушатель )
04 апр 2019 10:22:49

Не спец я по БРЭО и приборам. Но с точки зрения электронщика к большому широкому экрану вместо традиционных есть некоторое мнэээ... любопытство.
[br/]
Тачскрины - они или резистивные (то есть сверху экрана прозрачный гибкий экран, цифровой процессор считывает координаты нажатия, меняющего сопротивление. Или емкостные - прозрачные проводники в слое прозрачного диэлектрика располагаются узорами конденсаторов, изменение заряда на которых считывает цифровой процессор.
[br/]
Простите, не понимаю при полуметровой ширине тачскрина (суть геометрический размер антенны, которой может собраться ЭМ импульс) как по любому из вариантов реализовать защиту от ЭМИ. Прозрачные проводники - проводимости на силы токов, для импульсов которых испытывается ГОСТ РВ техника не потянут. Входные цепи процессоров защитить еще можно, но сам экран размахивая на такую ширину... Ядерное оружие применяться не может, потому что не может. Мы же не японцы, а враги не американцы. 
Ну хз, не знаю.
Дублирующих приборов, минимального набора, магнитный компас-часы-указатель поворота/скольжения, не вижу. Ну да, КИ-13 и АЧС-1 найти и не ожидал, но все равно странненько. 
Дырка в любом месте экрана = разбит экран, всё - сразу катапультироваться? А, волшебный шлем же.
[br/]
Эргономика пользователя, уход от тактильной обратной кнопочной связи - сильно спорно. 
Подтверждение касания, вклчения конкретной функции, срабатывание нажатия, быстрое последовательное нажатие нескольких клавиш - с кнопками все эти действия не требуют переноса внимания, фокусирования взгляда на приборной доске.
Летчик не глядя включает последовательности переключателей, кнопок, здесь - контроль нажатия обязательно должен сопровождаться взглядом. 
То есть в дыму, с недостатком времени взглянуть на экран, с залитыми кровью из рассеченной брови, с неадаптировавшимся от вспышки зрением требуется от единиц до десятков секунд, чтобы включить/выключить что-то, не заведенное на HOTAS?
Ну хз, не знаю.
[br/]
Отсутствие ИЛС?
Если сумели перенести функции ИЛС в шлем - то вариант избавиться от ИЛС вполне логичен.
Другое дело, что лично мне инженерно HDMS не нравится.
Каждый шлем в лаборатории два дня подстраивают под конкретного пилота, и нет, полетать с чужим не выйдет.
Ценник $400к - это без поддержки, настройки, только железо.
Вес 2,5кг (это дохера вообще-то, ЗШ-10 - 1.4кг для сравнения) и форма, которая, по словам пробовавших - не особо дает покрутить головой.
Травмы манекенов шлемами при испытании катапультной системы, которые так и не решены.
Не-модульность конструкции, нельзя отстегнуть ПНВ, потому что его нет - все встроено, вози 2.4кг всегда и везде, качай шею.
Ну хз.. а, я же уже это говорил.
[br/]
Вот моё мнение - экран вместо кнопок и приборов - очень характерен для Ф-35.
Вау-эффект на презентациях и фото, жидкий понос результата, и директивное втюхивание всем, кто может заплатить, и при этом боится отказаться.
  • +0.61 / 22
  • АУ