Цитата: Прокруст от 16.04.2020 09:39:40PS.
Я добавлю свое имхо - большой опыт пилотирования летчика за штурвалом никак не применим к джойстику. Более того, джойстик требует намного более точного позиционирования, что в момент стресса получается далеко не у всех физиологически. В Айробусе эту проблему обошли просто - там по факту всегда работает контроллер, который помогает пилотировать, всегда - они их просто огромное количество в самолет напихали.
Я искал, но так и не смог найти промелькнувший вскоре после катастрофы пост одного из участников обсуждения, явно имеющего отношение к авиации. Всего один раз было объяснено кардинальное отличие пилотирования в Direct Mode от нормального. По памяти, сказано было примерно так.
В "докомпьютерную эпоху" любое воздействие управляющих поверхностей требовало обязательного последующего "парирования" этого воздействия. Если дали крен, то самолет попытается "крутить бочку" и начавшееся вращение надо остановить таким же воздействием "с противоположным знаком" . Если увеличили тангаж, то попытается сделать "мертвую петлю" и это тоже надо "парировать". Основная проблема "насколько и когда" т.к. самолет реагирует с запаздыванием. И что гораздо хуже - величина и задержка парирования зависят еще от кучи факторов - высоты, скорости, загрузки, текущего значения тагажа (и может еще чего). Всем этим занимается сейчас компьютер, т.е. пилот джойстиком (или штурвалом) дает требуемое значение крена или тангажа, а уже начальное и парирующее действие обеспечивает автоматика.
В Direct Mode всё это надо "обсчитать в голове" и парировать самому, как 30..40..50 лет назад. Но, голова не компьютер, и остается полагаться только на опыт полетов в этом режиме. А учитывая, что такое управнение сильно сложнее "нормального", то и опыт нужен очень серьезный.
Я так и не нашел информации, как раболтает управление ИЛ-76, т.е. есть там автоматика занимается "парированием" или таки Direct Mode и мог Емельянов "наработать" тогда опыт управления в Direct или нет. Судя по фактам - нет.
Для меня, такое объяснение произошедшего сложило картинку. Нужных навыков у Емельянова небыло. Косвеным подтверждением служат странные "эволюции" самолета в момент перехода управления в Direct Mode (графики из предварительного отчета МАК). Он непривычен "парировать" каждое свое действие и самолет заваливается то в одну, то в другую сторону.
Дальше могу лишь предположить - оттого у него и паника, он осознает, что "не умеет летать в Direct Mode".
Потому же и "проваливается" под глиссаду не дав вовремя "противодействие" (или дав неверное).
Ну и пресловутый "козёл" - финал всего.
Ситуация. Он:
1. Перегружен
2. Превышение скорости
3. Треть полосы пролетел, а касания нет.
т.е. полосы явно не хватит и нужно срочно касание.
Почему он пытается резко опустить нос и посадить "на 3 точки"?
Да, это считается одной из знаковых ошибок и причин катастрфы - при уменьшении тангажа скорость растет.
Но есть известный факт посадки ИЛ-76 в Антарктиде на полосу всего 600 метров. Там "пилот от Бога" сажал именно на 3 точки, буквально от торца полосы - тогда он сразу может тормозить колесами в дополнение к реверсу (пока носовая стойка не на полосе - не может).
Емельянов похоже пытается повторить именно такой вариант (увы, на нервах забывает, что автомата тяги больше нет и уменьшать тягу надо вручную. Но все мысли у него пока лишь о джойстике - "сколько и когда"). Резко дает джойстик "от себя", но... парировать надо раньше, "до" того, как самолет начал реагировать (знать задержку можно лишь на основании опыта, а опыт надо иметь). В итоге, опускающийся нос останавливает лишь удар стойкой об полосу, нос отскакивает и начинает опять подниматься и тут наконец приходит запоздалое "парирующее" действие еще больше задирая нос. Потому "козел" и получается таким катастрофичным.
Все последущие действия КВС - хаос и паника... логики и разума там уже нет.
Да! Второй круг! Какой "второй" - он до полосы-то с трудом долетел... Ему вообще не надо бы садиться, а кружить, вырабатывать топливо и учиться, учиться и учиться летать в Direct Mode... НО! У него неизвестные проблемы оборудования с вероятностью "запроектных отказов" и вообще полного обесточения. Так, что "садиться полюбому и сразу" на тот момент, вполне объяснимое решение.
Вот такая у меня картинка произошедшего нарисовалсь.
Что скажут "те кто в теме"?