Часть 4:
1. Октябрьская революция. Гражданская война / Большевики (смена парадигмы/вариантов как мин. три)
2. 1929-ВОВ-1953 (ренесанс парадигмы «Святая Русь»: «Здравствуй страна героев, страна мечтателей, страна ученых»-«Мы рождены чтоб сказку сделать былью»
3. «Догоним и перегоним»/Холодная война (смена парадигм ренесанс "Россия(СССР) - Третий Рим": «Мы на горе всем буржуям, мировой пожар раздуем»)
4. И снова «Здравствуйте» (Смена парадигм/ренессанс парадигмы «Россия (Москва) -Третий Рим»-«Стремись продать себя дороже и будь умней своих отцов»
«Черты лица революции никто не видел,
потому что никто не может ей забежать вперед.
Те, кто мчится вместе с нею — ничего не могут сказать о ней.
А те, мимо кого она проносится, тоже не видят:
пыль, мусор и всякий поднятый хлам заслоняют от него свет.
И революция, конечно, существо получеловеческое, полузвериное.
Те, кто не мчится вместе с ней, видят один только огромный,
оставляющий после себя нечистоты, зад зверя.»
(М.М.Пришвин «Дневники – 1917г» запись от 16июля))
Уже расстрелян из артиллерии Кремль и соборы московского кремля ... И опять, вездесущее, «НО»:
В Постановлении СНК от 30июля1918г, за подписью В.И.Ленина, «О постановке памятников великим деятелям социализма, революции и проч.» в разделе «Художники» под номером 1 постановлено, «увековечить память о Андрее Рублеве». И это в то время, когда, гражданская война только-только набирает обороты, кругом нестроения, разруха, голод и тиф? Вот, на таком непредсказуемом, сумеречном общественно-политическом фоне, в Москве художники-реставраторы начинают расчистку иконостаса Благовещенского собора Кремля, во Владимире начинается расчистка фресок и икон Успенского собора. Под руководством художника и искусствоведа И.Э. Грабаря формируется творческая группа по собиранию и реставрации древнерусского наследия. День за днем, год за годом, с 1918 по1921г. (по одним данным) и по 1925г. (по другим) легендарная «Троица» Андрея Рублева возвращается в реальность. ...
Работы не останавливаются даже во время ВОВ. Именно тогда в предвоенное и военное время издается большая часть авторских научных монографий, публицистических трудов по древнерусскому искусству. Работы посвящены не только наследию Андрея Рублева, обретают свое место в истории не менее талантливые, но менее известные иконописцы: Феофан Грек, Даниил Черный, Паисий, Дионисий с сыновьями и т.д. и т.д.
Уже и Великая Отечественная война закончилась, снова идут службы в Троице-Сергиевой Лавре, а в 1945г. только приступают к окончательному восстановлению первоначального вида иконостаса Троицкого собора.
Но это уже лирика....если бы, опять, очередное «НО»:
И.В. Сталин в 1947г подписывает документы о переводе научно-производственной базы реставраторов, расположенной на территории Спасо-Андрониковского монастыря в музей-заповедник им.Андрея Рублева (ныне ЦМиАР). И перевели ....
С середины 1950-х годов одно за другим выходят новые исследования о художнике. В том числе, ставшие классическими, работы засл. деят. искусств РСФСР проф. М. В. Алпатова, проф. В. Н. Лазарева, искусствоведа Н.А.Деминой, историка древнерусской литературы акад. Д. С. Лихачева
И потекли экскурсии наши и иностранные, вплоть до правительственных делегаций. Только одни сплошные восхищенные отзывы, «охи, да ахи». Прозрение «просвещенного» Запада началось….
Тогда как на горизонте уже маячит круглая дата - 600лет со дня рождения Андрея Рублева. Пришло время окончательных точек над «и». Запущенные, с легкой руки Карамзина в 1817г., культурологические споры с просвещенной Европой, подошли к своей финальной черте. По инициативе члена Всемирного совета мира писателя И. Г. Эренбурга, ЮНЕСКО объявляет 1960г. - годом Андрея Рублева. Конференции, выставки, альбомы с полиграфией на уровне лучших мировых образцов. Одним словом, торжества удались в полном объеме.... Пришло время подпрыгивать и мировой интелектуальной общественности. И таки с характерным англосаксонским «вау» - подпрыгнули таки, и ….. быстренько скубатурив интересы в вечнозеленых, вышли на бизнес-охоту за предметами русской старины. Это потом, про эти времена в 1974г. В.С. Высоцкий напишет: «Таскают: кто — иконостас, Кто — крестик, кто — иконку...."
На этом можно было бы поставить и точку, но есть еще одно последнее «НО»:
История была бы неполной, без воспоминания одного несправедливо забытого писателя. В 1960г. в издательстве «Молодая гвардия», к 600-летию со дня рождения иконописца, в серии «ЖЗЛ» выходит книга Прибыткова В.С. «Рублев». Именно эта книга ляжет в основу сценария другого шедевра. Это глазами Прибыткова другой Андрей, Андрей Тарковский увидит своего «Андрея Рублева». Фильм выйдет на мировые экраны в 1967г и заслуженно займет одно из первых мест в мировом кинематографе, а о Прибыткове В.С. вскоре забудут, как о несуществующем. Неудобным оказался он для всех, слишком прямолинеен и несгибаем. Оно и понятно: негласно при жизни попасть в разряд классиков — бремя для простого смертного, практически неподъемное. Прибытков В.С. не пошел по пути Тарковского, предпочтя остаться в этой стране самим собой до конца, фронтовиком-писателем-гражданином Отечества, которому он служил всю свою жизнь.
В 1981 по персональному редакционному заданию, того же издательства «Молодая гвардия», в той же серии, «ЖЗЛ» выходит в свет новая книга «Андрей Рублев» Сергеева В.Н. Именно по этой книге будет составлено житие св.преп. Андрея Рублева. А в 1988г иконописец Андрей Рублев будет канонизирован Поместным собором РПЦ в лике преподобных.
Круг замкнулся. «НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ»