Россия прекратила своё участие в разработке лайнера CR929
новая дискуссия
Новость
1.234
На 54-м Международном авиационно-космическом салоне Paris Air Show 2023, который проходит в пригороде Парижа Ле Бурже с 19 по 25 июня, китайская авиастроительная корпорация COMAC показала большую фотографию широкофюзеляжного лайнера CR929, на борту которого отсутствует логотип Объединённой авиастроительной корпорации.
CR929 разрабатывался совместным предприятием CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation), созданным COMAC и ОАК весной 2017 года. Буква R в наименовании лайнера как раз обозначала участие в его разработке России. В планах 2019 года испытания лайнера должны были пройти в период с 2023 по 2025 год, а поставки – в 2027 году. В 2018 году COMAC сообщала, что первый самолёт может быть поставлен заказчику в 2025 году.
Однако с усилением давления на российскую гражданскую авиацию и включение ОАК и корпорации «Иркут» в американские и европейские санкционные списки, проект начал пробуксовывать. В команде разработчиков возникли трения по вопросам выбора поставщиков. Китайские партнёры настаивали на широком привлечении в проект западных известных компаний, которые уже поставляют КНР оборудование для среднемагистрального самолёта С919, российские – убеждали, что необходимо максимально использовать комплектующие, производимые в Китае и России, в том числе, предлагались двигатели ПД-35.
В 2020 году издание Asia Times писало, что работе над проектом CR929 Пекину и Москве мешают серьёзные конфликты. Проект сталкивается с турбулентностью, возникающей из-за споров по поводу конструкции и спецификаций лайнера. Пекин стремится использовать технический опыт Москвы и активно импортирует технологии, а российские конструкторские бюро и оборонные подрядчики видят в Китае новые источники доходов. Проект ШФДМС откладывается, поскольку китайские и российские участники спорят о технических характеристиках, говорилось в одной из публикаций газеты.
После 24 февраля 2022 года проект столкнулся с реальной перспективой полной остановки. Глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил летом прошлого года, что из-за санкций против российской гражданской авиации и по тем ограничениям, которые есть в части кооперации COMAC с привлечением западных производителей, проект в течение второй половины 2022 года будет переформатирован на привлечение только российских и китайских производителей.
Автосервис скидка 20% на ремонт рулевой рейки Хабаровск
Тогда же вице-премьер Юрий Борисов заявил в рамках пленарной сессии форума «Инженеры будущего», что Россию не устраивает ход разработки CR929, и её доля участия в проекте сокращается.
Из заявлений чиновников следовало, что проект лайнера ожидает серьёзная перестройка. А осенью главный научный сотрудник COMAC У Гуанхуэй заявил на конференции World Design Capital 2022 в Шанхае, что разработка самолёта CR929 началась практически заново. «В настоящее время определён общий технический облик самолёта, выбраны поставщики секций фюзеляжа и хвостовой части и мы официально перешли к эскизному проектированию», – заявил У Гуанхуэй.
Но на этап эскизного проектирования конструкторы вышли ещё в 2017-2018 годах. Откровения китайского чиновника косвенно доказывают заморозку работ после 2018 года и их возобновление в 2022 году практически с нуля. При этом на 2023 год Правительство РФ выделило на разработку самолёта почти 900 млн рублей, на последующие годы финансирование ШФДМС CR929 из российского бюджета не предусматривается.
Демонстрация в Ле Бурже фотографии лайнера без логотипа ОАК говорит о том, что Россия фактически вышла из проекта CR929, но кооперация с COMAC в плане разработки, испытаний, изготовления и поставок композитного крыла для этого самолёта продолжится. О том, что ОАК может перейти из со-разработчика в статус поставщика комплектующих говорил Денис Мантуров в конце декабря 2022 года. Он тогда сообщил, что в первом квартале 2023 года пройдут очередные переговоры с COMAC, по результатам которых будет принято решение о дальнейшем участии в проекте. Теперь понятно, что дальше разработка самолёта будет вестись только китайской стороной.
Коммерческий успех современного пассажирского лайнера кроется в трёх важнейших составляющих его конструкции – это крыло, двигатели и авионика. Двигатели для CR929 будет поставлять Rolls-Royce (Trent 7000) или General Electric (GEnx). Поставками БРЭО, как и других агрегатов и комплектующих, займутся те же компании, которые сейчас работают с COMAC по проекту С919. Композитный фюзеляж COMAC спроектирует и изготовит самостоятельно. Но изготовить композитное крыло, чтобы оно обладало высоким аэродинамическим качеством, китайские конструкторы пока не могут, иначе бы они уже спроектировали его для С919.
Единственным предприятием в мировой авиастроительной отрасли, обладающим компетенциями и всей технологической цепочкой изготовления композитного крыла, в котором используются крупногабаритные интегральные силовые конструкции, является ульяновское ЗАО «АэроКомпозит». И чтобы будущий самолёт мог на равных конкурировать с B787 и A350, он должен обладать крылом, превосходящим эти ВС по аэродинамическому качеству, иначе все преимущества высокотехнологичных двигателей будут потеряны, а экономика самолёта станет непривлекательной для перевозчиков.
Исходя из всего вышесказанного, перспективы лайнера CR929 выглядят примерно следующим образом. Самолёт, как коммерческий продукт, появится в 2028-2030 годах. В первую очередь лайнер будет ориентирован на китайских авиаперевозчиков. Учитывая, что потребность в широкофюзеляжных самолётах на мировом рынке гражданской авиации существенно ниже потребности узкофюзеляжных с большой дальностью полёта, доля рынка, которую займёт CR929 составит не более 10-15 процентов. Россия этот самолёт покупать не станет, т.к. при его эксплуатации возникнут проблемы с поставками запасных частей и поддержанием лётной годности – санкции против нашей страны продлятся очень долго.
Что касается названия лайнера, то обращает на себя внимание, что сейчас ему дали обезличенное COMAC wide-body. Видимо это решение временное, пока не будет придумано новое или не вернут первоначальное С929.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»