.
Ниже, под спойлером, приведён
фрагмент с одним из ответов Набиуллиной на этой П-К, косвенно оппонирующим недавним заявлениям Мордашёва и Чемезова , а также целой когорты "видных" сетевых экономистов о возможном игнорировании текущей инфляции в России путём снижения ключевой ставки. Собственно, он адресован и кое-кому из наших местных знатоков-конспирологов, уже давно установивших, на чью мельницу батрачит ЦБ под руководством Набиуллиной.
.
31:40 (Тайминг по Рутуб-каналу Банк России)
.
...
Марина Пименова, НТВ-Деловые новости: - Бизнесмены не перестают указывать на то, что ЦБ повышением ключевой ставки тормозит экономику, вот недавно об этом сказал Алексей Мордашов.
Как Вы оцениваете его доводы о том, что инфляция 8...9% была бы не так страшна для экономики, как ключевая ставка 20...21%, и что нужно вернуться к дискуссии о влиянии ставки и инфляции на экономику?.
Набиуллина: - ...
В условиях перегретого спроса высокая ставка гораздо больше влияет на снижение инфляции, чем замедляет темпы экономического роста. И Вы знаете, здесь, наверное, очень важно посмотреть с точки зрения предприятий и с точки зрения макроэкономики. Экономики, в целом. Вот каждое предприятие думает, если мне дадут дешёвых денег, то я своими инвестициями поверну, ну если не всю Землю, то какой-то значимый кусок экономики и отрасли. Повышу производительность труда, экономика будет расти быстрее.
.
Более того, это мнение даже обосновано в той ситуации, когда, например, есть спад, есть свободные мощности, есть свободная рабочая сила. И действительно, мы в этот период и проводим мягкую денежно-кредитную политику для того, чтобы этот эффект был.
.
Но в ситуации, когда экономика находится в перегреве, когда безработица постоянно обновляет исторические минимумы, это не так.
Может ли снижение ключевой ставки помочь таким компаниям увеличить производство? Отдельным компаниям кажется, что может. Но в экономике, в целом, вряд ли.
Почему так?
Я вот здесь остановлюсь подробнее, потому что вот такая логика, она, к сожалению, широко распространена, и я хотела бы объяснить, почему не произойдёт того эффекта, который ожидают, например, отдельные предприятия.
.
Ну, предположим, компания получила более дешёвые деньги. У неё три варианта, на что их потратить, если она не пошла на валютный рынок, да, чего мы не знаем... И если она действительно хочет инвестировать в производительность труда, в расширение производства...
.
Первое. Привлечение дополнительной рабочей силы, если у неё есть производственные мощности, или увеличить количество смен. Но свободных рук в экономике не осталось. И что можно сделать, получив дешёвые кредиты? Попробовать переманить сотрудников с другого предприятия более высокой зарплатой, но мы же говорим, что дешёвый кредит получает вся экономика, то предприятие тоже получило дешёвый кредит, и тоже может платить более высокую зарплату.
И будет, по сути, гонка заработных плат, без никакого роста производительности труда и в целом, в экономике рост не ускорится.
.
Второй вариант. Действительно, повысить производительность, купить для этого оборудование. Возьмём вариант отечественного оборудования. Но для того, чтобы купить отечественное оборудование, его тоже нужно дополнительно произвести, по сравнению с тем, что есть сейчас. А для этого производитель оборудования, который тоже получает дешёвый кредит, должен, соответственно, нанять новых работников. К чему это приведёт, по первому случаю, к тому же самому удорожанию оборудования, удлинению сроков его поставки. В целом, по экономике, станков, машин, сооружений и зданий произведено больше не будет, но заказчикам это влетит в копеечку. Потому что оборудование подорожает, что мы сейчас с Вами и видим. Потому что,
если посмотреть на отчётность компаний и предприятий, у них не столько растут затраты на обслуживание кредита, сколько затраты на материалы, сырьё, фонды оплаты труда..
Третий вариант, который часто предлагают, попробовать купить импортное оборудование, более производительное. Но мы можем купить, только в импорт, только то, что нам дают наши экспортные возможности, количество долларов. Вы можете, конечно купить за это количество долларов, разные компании конкурировать, предлагая больше рублей, что приведёт к ослаблению курса, и к тому проинфляционному эффекту. Но оборудование, стоимость которого измеряется в долларах, ограниченно нашими экспортными возможностями . Поэтому при сильном дефиците физических ресурсов, как сейчас, единственным результатом дешёвого финансирования
будет ещё более острая конкуренция между компаниями за эти ресурсы, рост цен на них, рост цен на конечную продукцию.
.
Это будет инфляционная спираль. Поэтому, конечно, вот
кажущимися с точки зрения отдельного предприятия простыми решениями, они в рамках экономики ведут к обратным результатам. И этого ни в коем случае нельзя добиваться.
.
Конечно,
высокая инфляция, она где-то даже выгодна, делает беспроблемной жизнь компаниям, которые монополисты, и где спрос неэластичен. Вы повышаете цену, но всё равно вашу цену все покупают, и вы можете всё переносить в цены,
и за это будут платить граждане,
это будет просто развитие этих компаний, удержание их прибылей за счёт доходов граждан. Поэтому, на самом деле, есть независимость ЦБ, который отвечает за ценовую стабильность, интересы граждан и бизнеса.
.
Кстати, вот очень интересно,
мы недавно проводили анализ по влиянию процентных платежей на экономику компаний, проанализировали данные 300 000 компаний, коллеги взяли, потому что этот спор, действительно, важный.
.
И что показывают данные,
мы их опубликуем в ближайшее время,
компании, которые производят одну треть себестоимости в стране, у них нет процентных расходов. Они живут за счёт того, что финансируют своё развитие за счёт собственных средств, за счёт эффективности, хорошей отдачи на капитал, и они развиваются. И в этом смысле, это в основном те компании, которыми эффективно управляют. .
И конечно,
в условиях таких структурных изменений большая часть рынка должна доставаться им, а не тем, кто набрали кредиты, не соответствующие их возможностям.