Цитата: Михаил Бack от 21.09.2015 21:36:19Экий Вы… Да не было в Аполлоне никакого «компьютера» в сегодняшнем понимании. Было сугубо специализированное устройство, обеспечивающее автоматический запуск тех или иных систем КА в соответствии с прошитым в ПЗУ кодом. Как, повторяю, "бортовой компьютер" стиральной машины, только в машине 4-битный микропроцессор, а там было что-то на дискретных элементах. И крайне, крайне сомнительно, что можно было его перепрограммировать, как оно потребовалось в случае с А13.
Вообще-то был именно компьютер. Примитивный, но был.
Штатные корректировки он рассчитывал сам, исходя из вводимых в него астронавтами данных наблюдения за навигационными ориентирами (около 50, в том числе Луна, Земля и Солнце). На выходе всех телодвижений по корректировке траектории КК, в принципе выдаётся команда на включение двигателя в определённый момент времени на определённое время работы. И в штатном режиме великой проблемы не представляет. Всё заранее продумано на Земле, если в контрольной точке имеются отклонения от расчётной траектории, то по результатам измерения этих отклонений экипаж с бортового терминала вводит откорректированные управляющие команды и двигатель запускается в расчётное время на расчётную длительность импульса.
Но при аварии всё изменилось. Изменилось расположение центра масс КК (причём неизвестным образом), изменилась сама масса, изменилась траектория полёта, изменилась ориентация КК относительно навигационных ориентиров (причём опять же неизвестным образом, ибо вокруг КК образовалось светящееся в солнечном свете облако мелких обломков, сделавшее невозможной навигацию по звёздам), изменились возможности использования той или иной бортовой аппаратуры (для корректировки пришлось использовать даже другой двигатель, чего ранее не предполагалось). Учесть все эти изменения для перепрограммирования КК (объём работ, кмк, сравнимый с разработкой заново
всей навигационной части программы полёта на во многом
новом корабле, получившемся из Аполлона13 в результате аварии) в режиме реального времени за считанные часы и минуты... Напомню, что 6,5 часов ушло на оценку масштаба повреждений, на купирование полученного ущерба, на общение с ЦУПом (к тому же связь шла в этот момент с большими помехами от отстыкованной третьей ступени РН, передающей телеметрию на тех же частотах, что и ЛМ), на утверждение сценария спасения, на постановку задачи баллистикам, на постановку задачи программистам, на написание ими программы корректировки,
точно учитывающей все произошедшие изменения, на расчёт ЭВМ по этой программе данных для ввода астронавтами с бортового терминала в память КК, на передачу этих данных на борт КК, на ручной ввод астронавтами команд . Не слишком ли большой объём работ для людей и машин в Хьюстоне (бортовой комп, очевидно, просто не мог быть использован для этого)? Не слишком ли мало времени для этого?