Подготовка
До сих пор не установлено однозначно, кто именно инициировал и отдал приказ о начале «Операции Сусанна».
Однако, к лету 1954 г. израильская военная разведка (АМАН) во главе с Биньямином Джибли уже работала над операцией.
Операция ставила перед собой цель проведение серии терактов против американских и английских общественных учреждений в Каире и Александрии, так чтобы подозрения указывали бы на исламистскую группу «Братья-мусульмане».
По мнению организаторов, теракты спровоцировали бы эскалацию конфликта между Египтом и Великобританией, что привело бы к срыву начавшихся интенсивных мирных переговоров.
Для проведения терактов было решено использовать ранее созданную агентуру.
Задолго до этих событий спецслужбы Израиля уже засылали опытных разведчиков в Египет, где они успешно сформировывали подпольную сеть из местных египетских евреев.
Израильский разведчик Аврахам Дар с начала 1950-х гг. работал в Египете, где вербовал египетских евреев и обучал их диверсионной деятельности, в том числе, приготовлению письм-бомб. В основном, членами подпольной сети становились молодые евреи-сионисты.
В начале 1954 г. израильский агент Абрахам Зайденберг под вымышленным именем Пол Френк был отправлен в Египет, чтобы принять на себя командование подпольной сетью из рук Дара.
В ходе подготовки к терактам практически все участники сформированной Зайденбергом группы тайно выезжали в Израиль, где проходили диверсионную школу.
По замыслу организаторов, взрывы планировались устроить в общественных местах: в почтовых отделениях, в американских и британских библиотеках в Каире и Александрии.
Исполнители
В середине 1950-х годов в Египте проживало около 50—55 тысяч евреев и несколько тысяч караимов. Караимом был один из подпольщиков, Моше Мазрук.
Согласно источникам, положение египетских евреев в начале 1950-х гг. не было тяжёлым, оно даже немного улучшилось после свержения монархии. В стране действовали еврейские школы, синагоги, работал еврейский госпиталь.
Операцию проводили с помощью сети из местных евреев.
Впоследствии глава АМАН Биньямин Джибли так охарактеризует участников:
«это были еврейские ребята с каким-то элементом идеологии и с каким-то желанием что-нибудь сделать для Государства Израиль».
У всех из них были родственники, убитые погромщиками, для поимки которых правительство не приложило никаких усилий, либо их семьи разорились в ходе принятого в 1947 г. закона о том, что не менее 75% служащих компаний должны были быть египетскими гражданами, гражданством владело только 20%.
Гораздо больше убитых было в погромах и уличных беспорядках.
Список участников операции:
- Моше Марзук (28 лет) — доктор-хирург Еврейской больницы в Каире, по приговору суда был повешен 31 января 1955 г.
- Шмуэль Азар (26 лет) — профессор инженерии из Александрии, по приговору суда был повешен 31 января 1955 г.
- Филлип Натансон — прямой исполнитель теракта, приговорен к пожизненному заключению.
- Виктор Леви — приговорен к пожизненному заключению.
- Марселле Нинио (Викторин Марселле Нинио (Ниньо)) — уроженка Каира, участница олимпийских игр от Египта, на момент теракта была служащей в одной из британской компании в Египте, приговорена к 15 годам лишения свободы. В июне 1967 г. была освобождена в ходе обмена военнопленными между Израилем и Египтом. В 1974 г. премьер-министр Израиля Голда Меир лично присутствовала на свадьбе Нинио.
- Роберт Дасса — приговорён к 15 годам лишения свободы.
- Меир Мейюхас — провёл 7 лет в заключении и вышел на свободу в 1962 г.
- Меир Заафран — провёл 7 лет в заключении и вышел на свободу в 1962 г.
- Меир (Макс) Беннетт — покончил жизнь самоубийством в ходе суда.
- Йозеф Кармон — покончил жизнь самоубийством в ходе суда.
Теракт и аресты
Первое небольшое взрывное устройство взорвалось 2 июля 1954 г. в почтовом отделении Александрии, что вызвало пожар.
14 июля 1954 г. были приведены в действие легковоспламеняющиеся бомбы в американских библиотеках в Каире и Александрии, которые так же вызвали пожар.
23 июля 1954 г. Филлип Натансон был схвачен по пути в британский кинотеатр «Рио» в Александрии, где он должен был взорвать самодельную бомбу.
Однако, бомба взорвалась чуть раньше, прямо в руках Натансона. Он получил ранение и лежал на земле. Кто-то в толпе крикнул «Осторожно, у него может быть ещё бомба!» Подоспевший египетский полицейский сказал: «Не волнуйтесь, не волнуйтесь! Мы ждали их. Это те, которые подожгли американскую библиотеку».
Натансона отвезли в больницу, где после оказания ему первой помощи он тут же был допрошен египетскими военными контрразведчиками. При обыске у Натансона в футляре для очков нашли взрывчатку.
Дома же произвели обыск и нашли фальшивые документы, самодельные взрывчатые устройства и негативы с изображением военных объектов, мостов и прочих целей для террористических, диверсионных актов.
Натансон настаивал на том, что является «коммунистом, и приказ о проведении диверсий пришел из Москвы». Согласно ряду источников, нужные показания были получены с помощью пыток.
Были арестованы все члены сети Макса Беннета, а через некоторое время и он сам.
Беннета и других агентов пытали в том числе бывшие нацисты, работавшие в египетской контрразведке, в частности бывший командир личной охраны Гитлера и начальник гестапо Варшавы Леопольд Глейм, скрывавшийся в Египте под именем аль-Нахер.
Вслед за тем последовали массовые аресты, фактически покончившие с израильской диверсионной сетью в Египте.
У студента Виктора Леви полицейские нашли миниатюрный радиопередатчик. Второй радиопередатчик обнаружили в багажнике автомашины доктора Марзука. У остальных членов нашли карты с отмеченными целями и даже ротапринт.
5 октября 1954 г. в публичном выступлении министр внутренних дел Египта, Закария Мухиеддин, заявил, что была разоблачена подпольная группа по саботажу, состоящая из 13 египетских евреев.
Следствие и суд
Судебные слушания были открыты 11 декабря 1954 г. и продолжались до 3 января 1955 г.
Во время суда, в своей заключительной речи египетский прокурор Фуад аль-Дигви сказал:
«Египетские евреи живут среди нас и являются сынами Египта. Египет не делает различия между своими сынами, будь они мусульмане, христиане или евреи. Так случилось, что обвиняемые являются евреями живущими в Египте, но судим мы их, потому что они совершили преступление против Египта, хотя они сыны Египта.»
После суда
Двое террористов, покончивших жизнь самоубийством во время суда, и двое повешенных по приговору египетского суда, считаются в Израиле «мучениками», в их честь названы улицы, сады, и кварталы.
Двое были отпущены за недостатком улик, а остальные, просидев много лет в египетской тюрьме, были обменены на египетских военнопленных в 1968 году и переехали в Израиль.
В 2005 г. в знак признания их заслуг в той операции участники теракта получили сертификаты благодарности от президента Израиля Моше Кацава, который назвал их «героями».
Бывшие агенты также проводят широкую кампанию, чтобы рассказ об операции был включен в школьные программы и учебники израильских школ.