Я тут тащусь... ковыряясь в поисках нужных мне материалов в годы Оные... Царская каторга, описанная ее "посетителями" ее в после-революционные годы- как она выглядела глазами самих посетителей. Кровавая и ужастная! Рукопожатая внутрях.
Мучения террористок при чтении книг... Мальцевская женская каторга. (с февраля 1907 года и вплоть до весны 1911 года, Мальцевская тюрьма стала средоточием всех политических каторжанок, отбывавших свой срок в Сибири). "Философией занимались в Мальцевке с большим увлечением довольно значительное количество лиц в одиночку, вдвоем и в кружке под руководством Зины Бронштейн. Занятия по философии и психологии вызывали как-то особенно много споров и страстности. Целый ряд отдельных философских проблем тщательно прорабатывался в тюрьме. Так, помнится, коллективно был проработан вопрос о субъективном начале в древней философии". Радзиловская и Горовиц, выходя "в вольную команду", горевали, что застряли на "монадах Лейбница" и не смогут заниматься дальше... Большим успехом пользовались также занятия по политической экономии и изучение трудов Маркса, запрещенные книги которого поступали, тем не менее, в каторжную тюрьму.
В 1920-х в журнале "Каторга и ссылка", издававшемся Обществом политкаторжан и ссыльнопоселенцев, регулярно печатались воспоминания каторжанок - и фото прилагались...(Примерный список дам: из мемуаров Фанни Радзиловской и Лидии Орестовой (Бабченко) "Мальцевская женская каторга" ("Каторга и ссылка", 1929, № 10):
Биценко Анастасия Алексеевна, из крестьян, учительница, лично застрелила генерала Сахарова.
Измайлович Александра Адольфовна, дворянка, дочь боевого генерала, участника Русско-японской войны; покушалась на жизнь минского губернатора Курлова
Езерская Лидия Павловна, дворянка, зубной врач, устроила в своем медицинском кабинете явку для террористов; ранила могилевского губернатора Клигенберга, участвовала в подготовке убийства министра внутренних дел Плеве.
Фиалка Ревекка Моисеевна, портниха, занималась подготовкой бомб для террористических актов.
Спиридонова Мария Александровна, дворянка, конторская служащая, убила полковника Луженовского.
Школьник Мария Марковна, работница, ранила черниговского губернатора Хвостова.
Беневская Мария Аркадьевна, дворянка, принимала участие в подготовке ряда террористических актов; полиция вышла на ее след, когда она готовила бомбу для убийства генерала Дубасова и случайно произвела взрыв. У Беневской были повреждены кисти рук, пришлось обратиться в больницу за помощью, где ее арестовали.....
В "средоточии всех политических каторжанок" в 1906 году собрали 6 революционерок, через полтора года, летом 1907 их стало 14, еще через год - 33, и только в 1911 году там оказалось 62 политкаторжанки ("жертвы царизма" со всей многомиллионной России).
Чаепитие, однако.... "Выписка продуктов производилась нами 1 раз в 2 недели, - рассказывали мемуаристки. - Выписывали чай, сахар, картошку, иногда кету, изредка рис, яйца". Тратами распоряжалась выбранная староста. Однажды девушки свергли старосту, показавшуюся им слишком экономной в тратах. Дело взяли в свои руки Фиалка и Бронштейн и в камерах появились "зеленые огурцы, ягоды и другие вкусные вещи". Однако, в бюджете коммуны вскоре появилась брешь, и власть снова поменялась. Большим подспорьем были также посылки, приходившие без ограничений, даже из-за границы. "Однажды Маруся Беневская получила из Италии от своих родных прекрасный торт", который поделили на всех. Так всегда делили посылки и особенно сладости из них.
По дороге на жуткую каторгу:
По дороге на каторгу...А кудри-то у б-дей как вьютси! И рожи охраны от жестокости- маслянные... Тута на фото Спиридонова и Мария Школьник ...
Из воспоминаний Бориса Савинкова: "Маня Школьник была хрупкая девушка с бледным лицом. Она говорила с заметным еврейским акцентом и в разговоре сильно жестикулировала. В каждом слове ее и в каждом жесте сквозила фанатическая преданность революции". (эта бля- шка внизу на фото). Гля, как плечиком прижалась то... С жиру и от недотраха бесились дамочки... "Ни на какие работы - не только на лесоповал, но и на тюремную кухню - политкаторжанок не водили. "В Мальцевской тюрьме оставалось много свободного времени для занятий и для личного общения между собой, потому что на физическую работу у нас уходило сравнительно немного времени и энергии", - признавались мемуаристки. То, что они называли "физической работой", заключалось в самообслуживании - прислуги в тюрьме не было (хотя кое-что удавалось переложить на плечи уголовниц). Главной работой было мытье полов в камере раз в неделю и стирка своего белья раз в месяц. Впрочем, поскольку белье дамы меняли часто, накапливалось его за месяц много. К тому же было ежедневное дежурство по камере. В обязанности дежурной входило приготовление утреннего и вечернего чая с последующим мытьем чашек, легкая уборка в камере и вынос параши. Зимой еще надо было топить печь. Только один раз за указанные период в камере был ремонт, и дамам пришлось самим белить стены. "Кончилось тем, что после побелки у большинства руки были до того разъедены, что не только пришлось освободить их от физической работы, но и еще ухаживать за ними, - одевать, раздевать и чуть ли не кормить с ложечки". Что ж, несмотря на такие досадные проблемы, свободного времени у политкаторжанок было достаточно, и они постарались сделать свою жизнь максимально интересной... ".
Отредактировано: бульдозер - 28 сен 2016 08:47:25
«История — это не то, что было. Это то, что может быть, потому что уже было однажды...» Тойнби