Цитата: бульдозер от 04.02.2017 07:10:55Не согласен. С определенной точки зрения - "мафия у власти". Но с другой стороны - официоз тогдашний превратился (только сейчас, а не тогда - в виде соц. реализма) - в одну из частей Мировой Классики.
Для того, чтоб понять что происходило в конце 19-го - начале 20-го веков в искусстве, нужно посмотреть, что тогда происходило вообще в мире. Потому что, те процессы взаимосвязаны и напрямую друг от друга зависят.
Официально считается, что период "Футуризма" или "нового искусства" начался с опубликования манифеста Филиппо Томаззо Маринетти.
Манифест футуризма
1909 г., Италия, Филиппо Маринетти
Из Италии мы провозглашаем всему миру этот наш яростный, разрушительный, зажигающий манифест. Этим манифестом мы учреждаем сегодня Футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров…
Музеи – кладбища!.. Между ними, несомненно, есть сходство в мрачном смешении множества тел, неизвестных друг другу. Музеи – общественные спальни, где одни тела обречены навечно покоиться рядом с другими, ненавистными или неизвестными. Музеи – абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен!…
Но мы не желаем иметь с прошлым ничего общего, мы, молодые и сильные футуристы! Пусть же они придут, веселые поджигатели с испачканными сажей пальцами! Вот они! Вот они!.. Давайте же, поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города!…
Поднимите голову! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам!Этот манифест вобрал в себя "носящиеся в воздухе" идеи о том, что в мире наступила новая эпоха индустриализации и поэтому необходимы новые способы изображения окружающей действительности.Естественно, что сия идея была мгновенно подхвачена и переосмыслена массой других художников и литераторов во всех странах. Повились различные направления, которые мы теперь знаем как дадаизм, акмеизм, конструктивизм, супрематизм и так далее. Многие из этих стилей действительно являются основами сегодняшней визуальной среды. Совершенно справедливо признаются шедеврами и стали классикой. особенно важно то, что значительная часть нынешнего мирового фонда этих произведений была создана либо в России, либо русскими художниками. Кроме Малевича и Кандинского, можно вспомнить Эль Лисицкого, братьев Стенбергов, Родченко, Бродовича и многих других. Но провозглашая новое, "совершенное" искусство, далеко не все из этих художников были готовы сжигать старые шедевры. Потому что, невозможно оторвать новое от старого, невозможно, создавая новый стиль, отказаться от фундамента стилей старых.
Вместе с этим, возникла ещё одна идея: "Если у нас новая эпоха, требующая новое искусство, то старая эпоха должна умереть, и вместе со старым должно быть уничтожено и старое "реакционное" искусство".
Именно эту идею всячески пропагандировали отцы-основатели Пролеткульта и, занимая высшие позиции в советской иерархии, боровшиеся с любым инакомыслием в художественной среде. Богданов, Луначарский, Гастов сотоварищи прямо уничтожали или изгоняли всех, кто не соглашался с их идеями. Лично я считаю, что смерть Гумилёва прямо на совести этих деятелей. А идеи их касались не только и не столько искусства, сколько новой жизни вообще. По их мнению, человек должен был быть напрямую привязан к предприятию и быть его "органической" частью. Эти идеи были опубликованы в пролеткультовских манифестах и высмеяны в "Мы" Замятина. За это роман был в СССР запрещён, а Замятина не уничтожили физически только потому, что без его подписи на проекте в Англии отказывались строить первые советские ледоколы. Но писать Замятин больше не смог и был затравлен.
Пролеткульт - это не просто некий стиль в искусстве, не просто эпоха в советской общественной жизни, это, к великому сожалению, ещё и беспощадный террор тех, кто не был согласен с "единственно верным" учением Богданова-Луначарского. Вот в этом вся проблема. И говорить о том, что в то время выпилили 1-ю неверно, так как всё было иначе: 1-я пыталась уничтожить всех остальных и стать единственной "властительницей дум".
Уничтожение "пролеткульта" - это уничтожение богдановских идей, выпиливание 1-ой и трансформация советского искусства в соцреализм. В котором "единичка" тоже порой задавала тон, куда ж без неё, но до шестидесятых годов особо не высовывалась.
Дополню. Для Баламута.
Искусство создаёт окружающую нас визуальную среду. Управляя этой средой, можно управлять общественным настроением. Такое управление является косвенным, но очень эффективным, а поэтому сия тема весьма актуальна для данной ветки. Девушка рекламирующая с плакатиков кредиты "лохобанка" - это оно самое.
Отредактировано: Bugi - 05 фев 2017 03:57:32
Лишь старый тролль ползёт всё выше в гору,
Чтобы до солнышка
дотронуться
рукой...
_________________________________________________
бугиаарточкару