если звезды зажигают ….
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Так что, в свете текущего бытия – придется поговорить о Звездах. В данном вступлении, собственно, Маяковский говорил отнюдь не о «Небесных телах», но о том, что он Сам в конце концов сообразил, что кто-то должен таки «звезды зажигать» - в том смысле, как это было определено концептом «Множества Миров». В значительной мере Поэты, в частности Серебряного Века, при всех завихах и тараканах в мозгах – люди были весьма не глупые. Тренд Времени – они ловили, но вот Вопрос задал только Маяковский, построив его так, что мы, потомки и читатели – считаем сей Вопрос лирикой.
Однако совсем не лирикой этот Вопрос считали охреневшие от вероятных перспектив «злобные инквизиторы Ватикана» за 400 годов до Маяковского, а сейчас лбы напрягают и у нас –литературные очень лиричные критики, например, из забавных контор на станциях метро Лубянка, Ясенево и Полежаевская – в проТчем, и многих рядом еще подобных, более узко -специализированных. «Звездную динамику», так сказать, изучают и критикуют.
А посему- в меру уже своих пониманий – немного и мы обратимся к Звездам.
Наблюдая за сиянием ярких звезд, я думаю о ключе вселенных и о будущем.
Все связывает безмерное подобие,
Все сферы, выросшие, невыросшие, маленькие, большие, солнца, луны, планеты,
Все расстояния места сколь угодно широки,
Все расстояния времени, все неодушевленные формы,
Все души, все живые тела, хотя они очень разные или в разных мирах,
Все газообразные, водянистые, растительные, минеральные процессы, рыбы, животные,
Все народы, цвета, варварства, цивилизации, языки,
Все идентичности, которые существовали или могут существовать на этом глобусе или любом глобусе,
Все жизни и смерти, все прошлое, настоящее, будущее,
Это безграничное сходство охватывает их, и всегда имело
И будет навеки охватывать их, плотно удерживать и заключать их.
В подлиннике это выглядит вот так:
As I watch the bright stars shining, I think a thought of the clef of the universes and of the future.
A vast similitude interlocks all,
All spheres, grown, ungrown, small, large, suns, moons, planets,
All distances of place however wide,
All distances of time, all inanimate forms,
All souls, all living bodies though they be ever so different, or in different worlds,
All gaseous, watery, vegetable, mineral processes, the fishes, the brutes,
All nations, colors, barbarisms, civilizations, languages,
All identities that have existed or may exist on this globe, or any globe,
All lives and deaths, all of the past, present, future,
This vast similitude spans them, and always has spann’d,
And shall forever span them and compactly hold and enclose them.
Перевод – практически подстрочник Гугловский, потому что написано изначально типа как «топором рубили». Я не знаю, владел ли Маяковский англицкой мовой, но точно знаю то, что друзья – футуристы и «иже к ним рядом» - таковым владели и Маяковского с этим «топорным стихом» ознакомили. В нужном ключе ознакомили. Отсюда –и возникла строфа-вопрос, и никак иначе. Ну а далее – возникло многое чего еще. (не буду о «ранее» - была почва, были корни явления, но об этом –может быть- напишу потом). А сейчас – о «многом чего ещем». Ибо, как добавил Маяковский, для явного озадачивания «Метростроевских Контор»:
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Ну о понятиях «Бог» и «Страх» - тут может судить каждый –малось вдумавшись, однако нам куда более интересно то, к чему, как введение – написаны строчки того, что я даю в переводе.
А называется это нечто так:
БУДУЩИЕ ПУТИ ДЕМОКРАТИИ. DEMOCRATIC VISTAS Америка наполняет современность величайшими делами и задачами. Она радостно приемлет былое.. Но все же, по-моему, ее главное оправдание в будущем. Только в будущем может она уповать на успех (потому что — кто же посмеет теперь говорить об успехе?). И это не напрасная надежда. Уже и теперь, хоть и смутно, хоть и далеко впереди, мы видим новые гигантские побеги, здоровую, обильную поросль. То, что доселе было совершено Новым Светом, кажется мне менее значительным, по сравнению с тем, что ему предстоит совершить... Эти Штаты, одни во всем мире, предприняли труд воплотить в долговечные, конкретные формы, на пространствах, которые могут соперничать по своей широте с деяниями физического космоса,— те нравственно-политические идеалы прошедших веков, которые до сих пор еще не были воплощены никогда. Эти Штаты поставили себе определенной задачей ввести в жизнь демократические республиканские принципы и на опыте оправдать ту теорию, что личность, по своей собственной воле, может развиваться, и расти, полагаясь лишь на себя самое. Какая другая страна, кроме наших Соединенных Штатов, посмела, на всем протяжении истории, принять все это с непоколебимою верою, основываться на этом во всех своих действиях и закрепить это для будущих веков?……………….
Скрытый текст
Грядущее торжество ее торговли, промышленности, ее географического положения и производительных сил обеспечено ей в самых широких размерах. Здесь ждет ее необыкновенное множество самых разнообразных триумфов. В этом отношении она оставит далеко за собою (если еще не оставила) все республики, существовавшие доныне. В этом отношении у нее, во всем мире, не должно быть никаких соперников...Я согласен, все это очень важно и ценно; я верю и в наши политические учреждения, и в право всеобщего голосования (я приветствую недавнее расширение избирательных прав!), но я утверждаю, что есть нечто ценнее и глубже, нечто такое, что одно может создать из Америки, из нашего западного континента, великую, непревзойденную нацию, превосходящую все страны, известные нам до настоящего времени.Конечно, Америке никакой завоеватель не грозит, и такого об'единения ей, к счастью, ожидать не приходится, но все же меня постоянно пугает мысль о наших внутренних распрях, о том, что у нас нет общего скелета, связывающего Штаты воедино. А если его еще нет, ясно, что он нужнее всего, что всем нашим Штатам необходимо в ближайшем же будущем слиться на долгое время в прочном единстве, в единстве нравственном и художественном.Я утверждаю, что в минуты общей опасности, — естественным об'единителем Штатов станет отнюдь не закон (как обычно полагают у нас), не личный интерес каждого, не общность денег и материальных богатств, а горячая, великая идея, легко расплавляющая все своим сокрушительным жаром и сливающая все оттенки различий в одну единственную безграничную, духовную эмоциональную силу.Мне хотелось бы, по мере возможности, разбудить и предостеречь даже политика, даже дельца против того господствующего заблуждения, будто бы политическая свобода, умственная бойкость и ловкость, благоустроенный общий порядок, материальный достаток и промышленность (сколь ни ценны они сами по себе), могут обеспечить успех нашему демократическому делу. В полной мере (или почти в полной мере) владея всеми этими благами, Штаты победоносно вышли из борьбы с самым страшным изо всех врагов, (врагом, пребывающим в их собственных недрах ). И тем не менее, при беспримерном материальном прогрессе, общество в Штатах испорчено, развращено, полно грубых суеверий и гнило. Таковы чиновники, политики, таковы и частные люди. Во всех слоях нашего общества совершенно отсутствует или недоразвит и серьезно ослаблен важнейший элемент всякой личности и всякого государства: совесть.Я полагаю, что настала пора взглянуть на нашу страну и на нашу эпоху испытующим взглядом, как смотрит врач, определяя глубоко скрытую болезнь. Никогда еще сердца не были так опустошены, как теперь, здесь у нас, в Соединенных Штатах. Кажется, истинная вера совершенно покинула нас. Нет веры в основные принципы нашей страны, не смотря на весь лихорадочный пыл и мелодраматические взвизгивания, нет веры даже в человечество.Казалось бы, что демократия в политическом смысле должна подготовлять почву для демократии вообще. И тем не менее у нас найдется мало людей, понимающих смысл фразы, унаследованной нами от Авраама Линкольна: „Управление Народа Народом для Народа". Эта формула с первого взгляда кажется наивной игрой слов, а между тем, в ней остроумно изложены сущность и детали всего учения.Демократия есть также закон — и притом строжайший, всеоб'емлющий. Многие думают (эта ошибка распространена в рядах самой демократии), будто демократия означает ниспровержение законов и бунт,— нет! Она сама есть высший закон не только физической силы, плоти, но и добавленный к нему и заменяющий его закон духа. Закон есть навеки нерушимый порядок вселенной, и самый высший закон, закон всех законов, есть закон постепенности, смены одного несовершенного закона другим, более совершенным.Демократия вынашивает свой собственный идеал не только для искусства и литературы, но и для человеческой личности. Идеал американской женщины (освобожденной от того допотопного и нездорового тумана, который облекает слово лэди), женщины вполне развитой, ставшей сильным работником, равным мужчине не только в работе, но и в решении жизненных и государственных вопросов. И кто знает —может быть, благодаря своему божественному материнству, они станут даже выше мужчин. Материнство — вечный, высочайший, загадочный их аттрибут. Во всяком случае, они могут сравняться с мужчинами, едва только захотят этого, и сумеют отказаться от своих игрушек и иллюзий, чтобы, подобно мужчинам, столкнуться с подлинными реальностями независимой бурной жизни.Лучшая культура — это культура мужественного, смелого инстинкта, культура любви и самоуважения.
На нашем континенте она должна создать людей приверженных д е м о к р а т и з м у. Истое дитя Америки, она принесет ей радость, вернувшись в ее же лоно, и даст мириады потомков. Она создаст миллионы здоровых, неиспорченных, терпимых, набожно верящих в Америку людей с ясным пониманием того, почему и для какой цели Америка возникла, и это будет наиболее обширным, наиболее грозным изо всех порождений истории, гигантскими шагами совершающим свой путь во Времени.
Не подлежит сомнению, что мы должны совершенно отказаться от мужских и женских типов, которые нам завещал восточный, феодальный и экклезиастический мир. Правда, типы эти живописны и мелодраматичны, их, конечно, нужно изучать, но все же они являют собою жалкий вид и кажутся странным анахронизмом на фоне окружающих нас дел и потребностей. Нет никакого сомнения, что вечные их элементы останутся. Задача заключается тоже в том, чтобы с успехом применить их к условиям нашего времени. Это совсем не так невозможно. Я представляю себе у нас теперь же такую общину совершенных людей, которые об'единяются безо всякого шума. Скажем, где-нибудь на Западе, в прелестном поселке или городке — несколько сот лучших мужчин и женщин, ничем не выдающихся по своему положению в свете, не особенно гениальных, не особенно богатых, только честных, неразвращенных, жизнерадостных, трудолюбивых, общительных и верующих, имели бы счастье поселиться вместе. В каждом из тамошних стариков или юношей, в каждой женщине я вижу истинную личность, гармонически и самобытно развитую, в отношении тела, ума и души. ………………………….
Далее – цитировать «выжимки» - не буду, даю ссылку – и каждый может прочитать и выбрать своё.
http://www.agitclub.ru/spezhran/amer/whitm/democraticvistas.htmМоё скромное мнение – у Гитлера и Розенберга слюни текли – после прочтения. И это – написано аж в 1871 году – штатовским поэтом Уолтом Уитменом, как раз после того, как он будучи в штате Прокуратуры США занимался допросами пленных южан. Естественно, слово «литература» в эссе Уитмена нужно, по велению Времени, менять на «Масс –медиа», также произошла «конвертация» партий в США, и то, что было стогда Республиканской –сейчас занимает позицию Демократической.
Так что – в общем и целом – (и это можно раскрыть много подробнее) –это реальная Программа, не изменившаяся в своей Сути ни на йоту до сих пор. Естественно - переводное стихотворение равно принадлежит Уитмену, и - равно-является неким "прологом" к его статье, написанном несколько ранее. Да и сама статья писалась на основании его заметок, созданных в течении нескольких лет, и 1871 год - это дата завершения работы.
Отредактировано: бульдозер - 23 янв 2021 08:55:32
«История — это не то, что было. Это то, что может быть, потому что уже было однажды...» Тойнби