Скрытый текст
обширной монографии Древний железный век Готланда, из которых первая часть опубликована в 1914г. в Стокгольме Оскаром Альмгреном, а вторая часть также в Стокгольме в 1923г. Оскаром Альмгреном и Биргером Нерманом (О. Almgren. Die Аlteге Eisenzeit Gotlands. Stockholm, 1914; О. Almgren und Вirger Nerman. Die Аltеге Eisenzeit Gotlands, ч. II, Stockholm, 1923). В 1955г. в Лунде (Швеция) в совместном издании Бонн (ФРГ) - Лунд (Швеция) Берта Штейернквист в археологической серии трудов Лундского университета опубликовала итоги раскопок свыше 100 погребений могильника у с. Симрис на восточном побережье Скандинавии (в Швеции) (В. Stjernquist. Ук. Соч.). Большинство из этих погребений относится к I-IVвв.
Следует отметить, что все изделия, найденные на Готланде, резко отличаются от черняховских. Формы, пропорции, орнаментация браслетов, пряжек, привесок, даже фибул, пуговиц, железных умбонов, керамики настолько различны, что в этом легко убедиться, сравнив лишь таблицы вещей, изданные Альмгреном, с любым изданием черняховских памятников. Как в готской, так и в черняховской культуре встречаются совершенно различные категории изделий (крючковые застежки пряжек, спиральные браслеты, цепочки и др. готской культуры, которые вообще не встречаются в черняховской культуре) и ряд изделий, характерных только для черняховской культуры (бисер, пряслица с вогнутой нижней поверхностью и т.д.), которых нет на Готланде. В самом массовом материале - в керамике - нет буквально ни одного сосуда, который по форме или орнаментации был бы общим или хотя бы частично совпадающим в черняховской культуре и на Готланде. Единственное, что есть общего между готландской и черняховской керамикой - это черная лощеная поверхность части сосудов. Однако это никак не может быть вкладом готов в черняховскую культуру. Черная лощеная поверхность сосудов в Нижнем Подунавье, в Поднестровье в Попрутье широко известна еще со времен раннего Фракийского гальштата, а в Поднепровье - по крайне мере со скифских времен. В черняховской культуре чернолощеных сосудов встречено немного; большинство из них серолощеные. Даки и геты применяли черную лощеную посуду уже в гальштате; в последние века до нашей эры такой посудой в Средней Европе широко пользовались кельты.
В готландских и в черняховских памятниках встречаются предметы римского экспорта (стеклянные кубки и др.), а также фибулы, хотя и совершенно отличные по стилю и обработке, но близкие по схеме (прнчерноморско-кельтского облика). Однако римские вещи и такие фибулы были в этот период распространены везде, по всей Европе и во многих областях Азии и Африки, и не могут служить для установления какой-либо другой общности этих областей, кроме общности римского влияния. То же относится и к односторонним костяным гребням (иногда с циркульным орнаментом, с железными и бронзовыми заклепками), которые еще со времен латена встречаются по всей Центральной, Юго-Восточной и Северной Европе. Коренным образом отличается и устройство могил с трупоположениями на Готланде и в черняховской культуре. Для готландских могил характерны каменные вымостки под скелетом, каменные оградки, каменные ящики, каменные насыпи, каменные крышки и курганы (О. Аlmgren. Ук. соч., ч. I, с.26, рис.40; с.27, рис.44-46; с.28, рис.47-49; с.29, рис.50; с.45, рис.82-84; с.46, рис.86; с.47, рис.87-90; ч. II, с.89, рис.154-156, с.91, рис.159в; с.92, рис.160-164, с.93, рис.165,166; с.114, рис.201; с.115, рис.202; с.122, рис.212; с.124, рис.216-220; с.129, рис.221,222 и др.), т.е. сложные каменные конструкции. Никакие камни или каменные конструкции в черняховских могильных ямах никогда не встречаются. Исключение составляет локальная нижнеднепровская группа памятников, которая, возможно, является готской.
Можно было бы предположить, что в области распространения черняховской культуры эта конструктивная особенность готских могил не могла быть применена из-за отсутствия камня или трудностей его обработки. Однако это не так. На территории черняховской культуры имеется сколько угодно камня, в том числе и очень легкогo для обработки ракушечника, а также сарматского известняка, гораздо более мягкого, чем булыжник, из которого на Готланде и вообще в Скандинавии часто изготовляли конструктивные детали могил. Черняховцы отлично умели обрабатывать камень. На всех черняховских селищах встречаются в изобилии каменные изделия: точильные бруски, жернова и т.д. Очень широко применялись уплощенные камни или плиты и при строительстве печей, очагов, жилищ, для каменных отросток, вымосток и т.д. (но никогда для устройства могил),
Таким образом, можно установить, что материальная культура Готланда на протяжении всей первой половины I тысячелетия н.э. (как и в предшествующий и последующий периоды) коренным образом отличалась от черняховской культуры и ни один из сколько-нибудь заметных или характерных элементов готской культуры не перешел в черняховскую культуру.
К таким же выводам можно прийти, изучая данные, полученные при раскопках могильника в Симрисе (Швеция). Все основные элементы материальной культуры и конструктивные особенности могил, типичные для Готланда, характерны и для могильника в Симрисе. Здесь также нет ничего общего с черняховской культурой. Каким же был обряд погребений у германских племен, в особенности у готов? Какова эволюция этого обряда погребений и каковы причины, породившие эту эволюцию?
могильники вельбарской и оксывской культур отличаются почти полным отсутствием оружия! И кстати - довольно бедные..
Вещей при захоронениях немного — от одной до восьми, а обычный набор погребального инвентаря состоит из сосуда, бронзовой фибулы и костяного гребня. Довольно часто встречаются пряслица и гораздо реже иглы, бусы, замки. Оружие полностью отсутствует. По количеству найденных вещей урновые погребения несколько богаче ямных, но состав вещей в погребениях этих типов одинаков. И в тех и в других иногда попадаются камни-валуны. Трупосожжения разных типов располагались вперемежку по всей площади могильника. Замечена одна закономерность в расположении разных по устройству погребений — захоронения без остатков погребального костра занимали центральную часть могильника.
А ведь вельбарская культура - типа исходная готская? Так что же это получается тогда?
Керамика -
Целые или фрагментированные глиняные сосуды встречаются почти во всех погребениях, в редких случаях бывает до шести сосудов в одном погребении. На вельбарских памятниках резко преобладает лепная посуда, и лишь при взаимодействии с черняховской культурой распространяется керамика, сделанная при помощи гончарного круга.