Добрый день, сегодня у нас 31 марта и это у нас очередная текстовая трансляция.
Идею данного разговора мне подсказал наш старый знакомый с Форума с ником oldman, он обратил мое внимание на занимательный парадокс – 14 марта этого года сам Владимир Владимирович открыл строительство Высоко-Скоростной Магистрали Москва-Санкт-Петербург.
Магистраль пойдет в параллель с уже существующей «Николаевской железной дорогой»/ЖД Санкт-Петербург-Москва (самая старая железная дорога России - единственная в столице, в которой километры отсчитываются не от Москвы 😉 ). Сейчас по «Николаевской» ходит высокоскоростной «Сапсан», который славится тем, что любит «распугивать» все электрички на дороге целых 4 раза в сутки. Это очень неудобно особенно в вечернее время (я с 1994 по 2014) сам жил поблизости от станции «Ховрино», а так как в те года станция «Петровско-Разумовская» была примерно в получасе (если без пробок) езды от нас на автобусе/маршрутке (те кто знает про пробку на Дмитровке про полчаса без пробок все уже поняли) – электричка «в город» от Ховрино была «наше все». (Сейчас там ради разруливания этой проблемы понастроили станций – сразу от двух веток метро, но я уже «эту пору прекрасную» как вы понимаете не застал.) (Кстати, - первое время я мотался «женихаться» туда от метро «Новослободская», а это опять же «без пробок» - час с фигом. А жили мы тогда на метро «Коньково» - ежели что 😉.)
Иными словами – в те годы сам запуск «Сапсанов» по «Николаевской» ничего хорошего для жителей окрестных районов не означал. Соответственно – появление новой магистрали в параллель с «Николаевкой» - для местного населения (особенно еще не охваченного московским метростроительством) просто счастье. Но еще пару лет назад оно казалось – недостижимым.
Если вы вспомните недавние обсуждения – проект «ВСМ Москва-Санкт-Петербург» и «ВСМ Москва-Казань» был совсем недавно на корню зарублен, - потому что по аналогии с японскими и китайскими аналогами – сообщение этого типа у нас чисто пассажирское, а пассажирские перевозки по России в целом – убыточны и поэтому после долгих расчетов все пришли к выводу, что общего числа пассажиров на линиях Москва-Питер и Москва-Казань не будет хватать для окупаемости этих двух направлений. Казалось бы, - страница закрыта и песенка спета.
И вдруг – откуда ни возьмись с середины 2023 года «проект ВСМ» обрел у нас «второе дыхание» и вот 14 марта 2024 года Владимир Владимирович своим росчерком пера выделил для строительства ВСМ ни много, ни мало – 610 миллиардов рублей из бюджета и дал отмашку для начала строительства. Сказать, что руководство РДЖ от такой «царской милости» было счастливо – значит ничего не сказать. (Без господдержки на всех уровнях – уже собранных средств все равно не хватало: 220 ярдов от РЖД, 290 от «Газфонда» и 905 от Сбера, ВТБ и Газпромбанка помимо государственных.) Но со всей силой оставался/возникал интересный вопрос – как получилось, что в 2020 году было уже решено, что ВСМ никому не нужна, а в 2023 году (посреди СВО) вдруг и деньги нашлись и ресурсы (в том числе и людские – sic!) и готовность всех причастных этому всему соответствовать.
Мало того, - огромный интерес у народа вызвали планы расширения ВСМ. Второй очередью после линии «Москва-Питер» (если все устроит начальство) у нас значится «Москва-Адлер», третьей «Москва – Екатеринбург» и четвертой «Екатеринбург-Челябинск». (Исходная «Москва-Казань» при этом куда-то девалась, но возможно он «спрятана» внутри линии «Москва-Екатеринбург» - в любом случае по слухам народ рыбьими стаями нынче толчется в начальственных кабинетах ради того, чтобы новые линии ВСМ прошли по их городам, а не мимо.) В принципе – все понятно, но все равно возникает вопрос – что бы все это значило?
Для меня он долгое время был без ответа и вот давеча мне объяснили суть дела.
А суть в том, что в мире как известно существует равно как «демократия по-американски» (которая по определению сильных мира сего есть «власть американских демократов») так и «капитализм по-русски» (который капитализм лишь по имени – дабы прочих соседей по шарику сутью данного явления не пугать).
А теперь уважаемые кроты – давайте-ка посчитаем. Сергей Кужегетович официально озвучивал цифру того сколько именно штук снарядов калибром 152 мм страна производит в год. 2 миллиона штук. Каждый снаряд весит… Ну положим 60 кил. В поезде у нас примерно 60 вагонов, каждый из которых тащит на себе 60 тонн. И сколько же поездов нам надо отправить к линии боевого столкновения для того, чтобы всю эту массу снарядов подвезть? (понятно, что груз особый. Там будут особые нормативы на перевозку, особые контейнера – мы сейчас не об этом.)
Вопрос не в том, сколько именно надобно поездов и каково расписание их движения, вопрос в том – как эти колонны поездов поместить в уже имеющееся расписание движения (а оно и до СВО было заполнено под завязку – люди пытавшиеся в недавние годы отдохнуть на югах легко подтвердят какие напряги с билетами на южное направление просто потому что этих самых билетов физически нет, так как нет поездов ибо в расписании эти поезда впихнуть некуда). И второй не менее интересный вопрос – кто за эти сверхлимитные литерные поезда с данным грузом должен платить в кассу тому же РЖД?
Тем не менее – из сводок с той же СВО мы смеем сделать вывод, что данные литерные поезда приходят куда надо штатно и в срок, к работе РЖД тот же Сергей Кужегетович претензий вроде как не имеет, а военные экономисты вроде как не рвут на себе последние волосы от тарифов на железной дороге.
То есть РЖД смогла каким-то там образом перейти на диспетчерское обслуживание усиленного железнодорожного траффика, причем практически на всех направлениях (речь не только о литерных поездах к ЛБС, но и о потоке грузов из того же Китая, - согласно сообщениям с мест скорость доставки товаров с «Алика» в тот же «ОЗОН» за время СВО у нас ускорилась на неделю плюс-минус. И это при том, что у нас объем прихода всяческих китайских товаров по железке вырос так раза в три за эти два года. А нынче все чаще говорят о том, что вот-вот пойдет сильно подросший поток из Ирана. То есть он и так уже вырос, но… и это опять-таки ляжет все на железку.) Из этого очевидного всем факта становится понятнее почему те же хохлоспецслужбы такие усилия тратят на любое приведение в негодность любого оборудования на железной дороге.
Так вот эти вводные были мне понятны уже давно, но лишь на днях я узнал удивительное – РЖД у нас оказывается не стала поднимать тарифы на обслуживание литерного сообщения и сверхлимитных отправлений для СВО. Я удивился – «как так? У нас же капитализм?!» - а мне объяснили, что такие финты раньше были запрещены правилами ВТО, как скрытое финансирование тех же вооруженных сил России, или наших производителей боеприпасов, а нынче раз ВТО больше нет – никто не стесняется возить все что угодно не по правилам Бильдебергского клуба, а по внутренним нормативам времен СССР.
Да, если пересчитывать это все по правилам учета ВВП, принятым «в уважаемом западном обществе», получается что РЖД с усердием «копает себе финансовую пропасть». А если осознать, что у нас госструктуры (а РЖД, равно как ВТБ, Газпром, или Сбер это фактически госструктуры) более не связаны «нормами прибыли» ибо не должны «понравиться кому-то на Западе» - возникает изумительная «новая реальность» (которая у нас в реале всегда была, но мы ее почему-то стеснялись.)
И в этой реальности – важным становится сам факт подачи состава под погрузку и выгрузку причем точно по месту и в указанный срок, равно как сам факт наличия данного состава и нужной железнодорожной инфраструктуры для того, чтобы он прибыл. А самое главное – необходимой управленческой вертикали способной составить и поддержать нужное расписание, проконтролировать состояние путей линейными бригадами, обеспечить охрану всех инфраструктурных объектов и прочее, прочее, прочее… А деньги… Наверху уж – сочтутся. Вот выдал давеча Владимир Владимирович 620 ярдов, а 920 ярдов ВТБ Газпром и Сбер - на расширение бизнеса РЖД (А ВМС это именно и есть резкое «расширение бизнеса» - ибо это и деньги, и кадры и новые заводы для создания российских «синкансенов» и отраслевая наука и до хрена всего прочего), - стало быть там «наверху» понимают, что деньги не пропадут. (а может и посчитали – сколько в реале стоит проводка всех этих «литерных» и сравнили с нормативами СССР – идиотов-то по деньгам у нас «наверху» давно нет).
Невольно приходит на ум, что был у нас такой Феликс Эдмундович, которому поручили одновременно руководить НКВД (Народным Комиссариатом Внутренних Дел) и НКПС (Народным Комиссариатом Путей Сообщения) и выстроил он управляющие иерархии в обоих управляемых им комиссариатах – на один и тот же манер. Опять же приходит на ум скорость, с которой железнодорожники сумели вывезти заводы с Европейской части СССР в начале Великой Отечественной за Урал. Иными словами – «годы идут, а руки-то помнят…»
С чем я вас всех и поздравляю.
Тяпка Футюха
http://wiki.footuh.ru/ - для ознакомления с более-менее упорядоченным материалом.
Номер Яндекс-кошелька 410013110656599
8-916-803-6939
8-921-867-8147