Константи́н Алексе́евич Коро́вин (23 ноября (
5 декабря)
1861 год,
Москва,
Российская империя —
11 сентября 1939,
Париж,
Третья Французская республика) —
русский живописец, театральный
художник,
педагог и
писатель. Академик
Императорской Академии художеств (с 1905). Главный декоратор и художник московских театров (с 1910 г.).
Родился в Москве в
Дурном переулке близ
Таганской площади. Происходил из состоятельной купеческой семьи. Дед — купец первой гильдии
Михаил Емельянович Коровин.
После банкротства отца в отрочестве переехал в
Большие Мытищи, где состоялось его первое знакомство с рисованием.
В тринадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение
Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у
Алексея Саврасова,
Василия Поленова и
Василия Перова.
Для завершения образования Коровин поехал в
Санкт-Петербург и поступил в
Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в методах преподавания.
Коровин вместе с другом, художником
Валентином Серовым, дважды (1894 и 1897) совершил путешествие на Север, посетив Мурман, северную Норвегию, шведскую
Лапландию. Результатом поездки стали
пейзажи «Гавань в Норвегии» (1894, ГТГ), «Ручей святого Трифона в Печенге. Лапландия» (1894, ГТГ), «
Хаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег» (1894, ГТГ), «Архангельский порт на Двине» (1894, Тульский областной художественный музей). В 1895 году Коровин повторил путешествие, но уже с
Н. А. Праховым и художником
Н. В. Досекиным, а в 1898 году — с
Н. А. Клодтом (для подготовки ко
Всемирной выставке в Париже 1900 года)
[6].
Посетил Париж в 1887, 1892 и 1893 годах, где познакомился с
импрессионизмом.
В 1896 году Константин Коровин оформил павильон «Крайний Север», построенный по его проекту на ярмарке в
Нижнем Новгороде[7][8].
Участвовал в оформлении российской экспозиции на
Всемирной выставке в Париже (1900), где выступил как архитектор (спроектировал здание Кустарного отдела) и как автор экспозиции выполнил 31 декоративное панно (хранятся в
ГРМ, Санкт-Петербург). Удостоен двух золотых и семи серебряных медалей выставки и ордена
Почётного легиона.
Значительное место в творчестве Коровина занимал
Париж. Городские пейзажи созданы под сильным влиянием французских
импрессионистов. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинов», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — ГТГ).
Во время
Первой мировой войны Константин Коровин работал консультантом по
маскировке в штабе
русской армии.
На протяжении десятилетий Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений —
передвижников, «
Мира искусства», «Союза 36»,
Союза русских художников.
С 1901 года Константин Коровин и Валентин Серов преподавали в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были известные впоследствии художники:
А. М. Герасимов,
Н. П. Крымов, А. В. Куприн,
И. И. Машков, С. Г. Никифоров,
М. С. Сарьян,
Л. В. Туржанский,
Р. Р. Фальк, сценограф
Сергей Николаев, будущий педагог, писатель и краевед
Сергей Волков.
Значительное место в творчестве Коровина занимает Крым, где в
Гурзуфе художник построил по своему проекту дачу. Двухэтажная вилла была построена на месте бывшей харчевни и своими чёткими геометрическими формами свидетельствовала о наступлении эпохи конструктивизма в архитектуре. На протяжении 1910—1917 годов художник подолгу жил на гурзуфской даче.
После Октябрьской революции в России Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами.
В
1922 году художник по совету
Анатолия Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.
Большое количество работ художника хранится в
Русском музее.
Портрет художника кисти В. Серова
Пейзажи