Цитата: ДальнийВ от 13.08.2019 10:46:38
Скрытый текст
О последнем дне Луноход-1.
«….Заключительный, 1113-й сеанс по подготовке к очередной лунной ночи начался 14 сентября ровно в 13 ч. Он проходил по уже отработанной ровно десять раз программе. «Луноход-1» был установлен на ровной горизонтальной площадке в таком положении, что уголковый светоотражатель мог обеспечивать многолетнее проведение лазерной локации лунохода с Земли.
В 13 ч 54 мин по команде из Симферополя панель солнечной батареи была закрыта. Как оказалось, это был последний сеанс связи с нашим лунным путешественником. В последний свой лунный день он передал 18 телефотопанорам, прошёл 88 м. Таким образом, суммарный пройденный им путь составил 10 540 м.
С наступлением 12-го лунного дня в 19 ч 16 мин 30 сентября на борт лунохода была выдана, как обычно, первая серия команд для открытия панели солнечной батареи и включения передатчиков, но луноход на связь не вышел…..»
П.С.
Ну а теперь давайте разберёмся кто-же реально ответственен за правильную ориентацию Лунохода и соответственно за направление УО на Землю.
Вот отрывочки из отчёта "Передвижная лаборатория на Луне"
Водитель, получив с борта моноскопическое телевизионное изображение местности определяет возможность
движения по ней и выдает соответствующие команды («Поворот», «Вперед», «Стоп», зад»). Положение и размеры препятствия.
оцениваются с помощью специальной шкалы нанесенной на экран видеоконтрольного устройства (ВКУ).
.
Штурман, используя телеметрические данные, полученные от бортового курсового
гироскопа, гировертикали и датчиков пройденного пути, производит счисление пути и
прокладку маршрута для движения в заданном направлении.
Как видим из отрывков, водитель не в состоянии правильно установить аппарат, это не его задача.
Да и информации для точной установки лунохода у него нет. Вся информация у штурмана. Штурман определяет точное текущее положение (при остановке) с помощью панорамных камер и выдаёт команды водителю для точного позиционирования Лунохода.
.
Ну а теперь, попробуем восстановить алгоритм точной установки Лунохода на местности.
После принятия решения остановки и подготовки к лунной ночи, экипаж начинает искать ровную площадку.
Для экономии времени и простоты это лучше делать сначала с водительского места используя малокадровую телевизионную систему.
После того как площадка была визуально как-бы найдена, включаются камера бокового обзора и астрофотометр. Вообще-то достаточно и снимка только одной камеры астрофотометра, у которого разрешение 500х6000. и охватывает 30х360 градусов. Для одного снимка нужно 25 минут непрерывной работы . Если в поле зрения попала Земля или Солнце (с первого раза- очень хороший результат), вводится поправка, Луноход доворачивает на заданный угол (кратный 5 или 20 градусам), после чего с помощью камеры снова уточняется точная ориентация. Всё это время контролируется показания ОМВ (ОМВ-определитель местной вертикали). После того как все показатели будут в норме, УО Лунохода будет правильно ориентирован на Землю, ОМВ покажет горизонт - задачу точной установки аппарата можно считать выполненной.
.
Вот такую процедуру необходимо провести для точной установки лунохода на местности.
И как видим из примера, от команды стоп до установки прошло как минимум 50 минут, и это при самом удачном раскладе.
И это при всех исправных системах навигации и контроля.
.
Продолжение следует.
Но это при исправных системах навигации и контроля ориентации Лунохода по астропанораме полученных с камер №1 или №3.
Напомним, что среднее время получения одной астропанорамы равно в среднем 26 минут(смотрим отчёт
http://russianspaces…od_2.pdfпо лист.55 табл. 1.10)
Теперь о неисправностях Луноход-2.
О неисправностях навигационной системы Луноход-2.Дадим снова слово Довганю.
https://fileskachat.com/getfil…7db8061506 - Вячеслав Довгань.
"Лунная одиссея отечественной космонавтики. От "Мечты" к луноходам.""
Отрывочки -
234 - "...Наконец, программа очередного сеанса связи с луноходом готова и представлена на утверждение руководителям ГОГУ. Через некоторое время командир по громкой связи объявляется 30-ти минутная готовность к началу 103-го (третий в первом лунном дне) сеанса связи с «Луноходом-2». Его осуществлял расчёт в составе майора Н.М. Ерёменко (командир), старших лейтенантов Г.Г. Латыпова (водитель), В.М. Сапранова (оператор ОНА), майоров К.К. Давидовского (штурман) и Л.Я. Мосензова (бортинженер).
Ещё раз напомню, что экипаж управлял транспортом, не имея телеметрических показаний значений ни углов крена и дифферента, ни курса. Поэтому вся ответственность легла на водителей, которые полагались на собственную интуицию, ориентируясь по лунному горизонту. К тому же водитель не мог рассчитывать на срабатывание систем защиты и аварийную остановку лунохода при достижении углов крена и дифферента выше расчётно-допустимых углов...."
.
"...238 - Представитель ВНИИ-100 в своём сообщении напомнил, что блок автоматики шасси (БАШ), включая датчик крена и дифферента (ДКД), на «Луноходе-1» в целом отработали хорошо. Однако в 1972 г. в силу ряда причин изготовление БАШ для «Лунохода-2» было передано в Московский ЦНИИ автоматики и гидравлики. Его специалисты по согласованию с заказчиками приняли решение создавать БАШ с перспективой использования его в разрабатываемых советских луноходах, включая и образцы для лунных пилотируемых экспедиций посещения. А для этого необходимо было перейти от дублирования электрических цепей к троированию. При этом масса и объём БАШ увеличивались, и для частичной компенсации было решено исключить ДКД из состава БАШ. Взамен его было решено сделать специальный датчик местной вертикали (ДМВ). Он должен был выполнять все функции ДКД, но на более высоком техническом уровне. Создание этого датчика, а также датчика курсоуказаний, поручили предприятию, которое специализировалось на разработке гироскопических и иных датчиков и приборов информационно-управляющих систем космических аппаратов. Однако при наземной отработке был выявлен серьезный дефект новой конструкции БАШ, и было решено вновь вернуться к старому БАШ, но с новым интерфейсом для ДМВ. Задача создания БАШ вновь вернулась во ВНИИ-100. Пришлось выполнять эту работу в аварийном режиме, но блок был сделан и установлен на борт «Лунохода-2». Разработчики ДМВ разобрались в природе его отказа: не был учтён фактор его пребывания в невесомости во время перелёта ЛКА по трассе Земля-Луна. Жидкость, применённая в ДМВ, в этих условиях повела себя по иному, чем на Земле, и. естественно, её нельзя было использовать в качестве рабочего тела в конструкции этого прибора.
Таким образом, отсутствие объективных данных о крене, дифференте и курсе «Лунохода-2» существенно увеличило психологическую нагрузку на экипаж. Возросла его ответственность, ведь теперь автоматика не могла предотвратить опасные ситуации....."
.
О
последнем дне Луноход-2.
В «воспоминаниях» Довганя это описано так -
«….Пятый лунный день начался 8 мая в 13 ч московского времени сеансом пробуждения лунохода.
.
На следующий день, 9 мая в День Победы в 21 ч начался сеанс 502. Солнце ещё низкое - 24 градуса. В 21 ч 22 мин началось движение в направлении на юго-восток. Обычные наблюдения, время от времени измерения физико-механических свойств грунта прибором ПрОП. В 22 ч 57 мин движение закончено. Далее была проведена панорамная съёмка. Сеанс закончили в 23 ч 58 мин.
.
Рис. 94. Панорама лунной поверхности, переданная 9.05.1973 г.
Рис. 95. Последняя панорама лунной поверхности, переданная 9.05.1973 г.
.
Следующий сеанс (№503) начался 10 мая в 15 ч 08 мин. Высота Солнца 34 градуса. Задача сеанса: движение в северо-восточном направлении к подножию материкового склона. Но в 15 ч 16 мин поступил доклад бортинженера о повышении температуры в приборном отсеке лунохода до 47 градусов. Ясно, что уже перегреваемся. Экипаж решил найти горизонтальную площадку и выставить луноход в направлении на восток, понимая, что его активная деятельность заканчивается, но надо оставить возможность работы с уголковым отражателем. Развернулись и выключились в 15 ч 22 мин 50 с со слабой надеждой, что в следующем, 504 сеансе луноход на наши сигналы откликнется. Не откликнулся. И это был конец работы…..»
П.С.
Ну а теперь проанализируем данные из книги Довганя и таблицы 1.9 лист. 54 из отчёта по радиотехническому комплексу Луна-21 .
Всего по данным таблицы за 5-й день Луноход-2 сделал две панорамы и одну астропанораму.
Однако по "воспоминаниям" (воспоминания - громко сказано, надо читать по данным которыми пользовался Довгань) мы видим что 2 панорамы были сделаны 9 мая, а движение Л-2 начал 10 мая и в режиме движения находился 8 минут, однако в 15.16 поступил доклад о перегреве. Принято решение о останове и правильной ориентации УО Л2 на Землю.
На всё это по "воспоминаниям" ушло 8 минут.
Что можно сделать за 8 минут с учётом неисправной навигационной системы и полного отсутствия объективных данных по курсу, крену, дифференту?
За 8 минут можно на "глаз" найти "ровную" площадку и полагаясь на интуицию (?!), пользуясь малокадровым телевидением развернуть Луноход в сторону, которая на тот момент казалась верной, но правильно установить Л-2 - НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО!
После этих манипуляций для уточнения положения лунохода необходимо воспользоваться данными астрофотометра, при условии что в поле его зрения попадут или Земля или Солнце.
А в каком техническом состоянии к тому времени находились у нас камеры №1 и №3?
К тому времени у астрокамеры №3 уже наблюдался срыв синхронизации и она могла работать только на пониженной скорости. Следовательно для быстрого определения координат она непригодна.(полное время обзора 100 минут)
Астрокамера №1 после 107 сеанса связи имела низкую чувствительность (лист.59)....
Как говорится - что имеем....
То есть, как видим, у экипажа Луноход-2 уже не было времени чтоб получить объективные данные с астрокамеры.
Даже если предположить что астрокамера была включена сразу, этого времени было явно недостаточно чтоб определить положение Л-2.
Таким образом, кроме горячих и искренних уверений водителя Довганя, мы не имеем ни одного документа объективного контроля о ориентации Л-2.
У нас нет ни последних данных с телевизионной системы водителей, ни последнего изображения с астрокамеры с изображением Земли или Солнца, по которому мы могли-бы определить ориентацию Л-2. Поэтому как расположен Л-2 не знает никто. Рабочие документы - закрыты.
(Интересно, вроде-бы и не секретно и ничего там такого быть не должно...)
Также нет в открытом доступе советской работы по лоцированию УО Л-2. Весьма возможно что такая работа была, но результат её оказался настолько скандальным, что её упрятали куда подальше.
О взглядах и утверждениях одного из экипажа лунохода, водителя Довганя.Книга увидевшая свет в 2015 году очень информативна и содержательна. В ней содержится очень много уникального материала который ещё нигде не публиковался. Автором проведена очень большая и кропотливая работа. В то же время использовались источники информации не предназначенные для общего доступа. Более того О.Г. Ивановский предоставил автору уникальный источник информации по Луноход-2, вместе с фотографиями. И именно по Луноход-2 несколько раз в тексте делался упор на его специальную ориентацию на местности с целью дальнейшей работы с УО. Однако, ни фактов, ни фотографий, ни свидетельств штурмана или других членов экипажа приведено не было. Похоже что все инородные вставки в этой книге предназначены именно для того чтобы рассеять сомнения скептиков, которые сомневались и небезосновательно в том что Луноход-2 не был правильно соориентирован. Книга Довганя, как ответ, вышла после исследования Насенника-
https://vitaly-nasennik.livejournal.com/61318.html Очень похоже что операция прикрытия аполлоновской аферы продолжается.
Если-бы не это, то мы бы не увидели на прилавке такую замечательную книгу.
И что интересно, водитель Довгань вчистую переиграл тех, кто с таким усердием и прилежанием делал проамериканские вставки в его книге, и зачеркнул все эти карликовые потуги одной единственной фразой - "...Экипаж решил найти горизонтальную площадку и
выставить луноход в направлении на восток, понимая, что его активная деятельность заканчивается, но надо оставить возможность работы с уголковым отражателем...."
Так что теперь, после этого небольшого расследования мы знаем что "лоцировали" американцы на местности где должен был находится Луноход-2 .
Дырку от бублика они лоцировали!
П.П.С.
Есть много странностей в панорамах Л-1 и Л-2
Смотреть здесь -
https://www.planetol…ge=russianи здесь -
https://www.planetol…ge=russianВы не найдёте там астропанорам с Землёй или Солнцем.
То есть, кто то уже до нас сделал для нас соответствующий выбор.
Интересно, да?
Единственный кусок астропанорамы с Солнцем можно найти в "передвижной лаборатории..." и у Довганя.
Так-же не удивлюсь, если вдруг окажется что Луноходы могли "видеть" Звёзды. А что- техника позволяла!
Отредактировано: ДальнийВ - 17 авг 2019 11:39:36