Цитата: ILPetr от 15.10.2015 06:54:32... Было, было. В КМ были аккумуляторы, в ЛМ были аккумуляторы, чтобы их емкости хватило для возвращения были отключены все системы, не влияющие на жизнеобеспечение. Аккумуляторы КМ даже подзарядили от ЛМ. ЕМНИП, чтобы аккумуляторов хватило потребление КМ было ограничено 30 амперами.
Цитата: Вадим Р. от 15.10.2015 07:43:10Чуть выше я приводил цитату из Лоувелла, что не было "правильного алгоритма", не рассчитывался, не отрабатывался.Скрытый текст
Цитата: ЦитатаКак можно из этих показаний подозреваемого сделать вывод, что всё было предусмотрено, просчитано и отработано?
Цитата: ЦитатаА ведь ещё должна была возникнуть проблема с тем, что при осевом расположении сопла двигателя, центр масс корабля уже не лежал на его оси (из-за потери около 300 кг кислорода и обломков с одного борта) Соответственно, корректирующий импульс этой заднеприводной связки должен был разворачивать корабль в пространстве, изменяя и направление вектора тяги, нарушая расчётную траекторию (угол поворота примерно можно рассчитать, зная примерно массу корабля, его габариты и смещение центра масс. Надо?). Тем не менее, после выключения двигателя селенавты с удивлением обнаружили, что не требуется никакого поправочного импульса, всё прошло идеально по расчёту. Чудо святого Йоргена?
Цитата: ILPetr от 15.10.2015 07:07:45А это вопросы не к прграммистам, а к баллистикам. Программы-то уже несколько лет как написаны и отлажены. Появились соображения по нескольким вариантам дальнейшей траектории - по каждому варианту своя группа баллистиков пошла "считать" на свою машину. По отлаженным программ посчитали (там на перфорацию больше времени ушло), сравнили результаты, выбрали итоговый вариант, "посчитали" его подробнее опять несколькими группами параллельно.
Для задачи движения двух тел (использовалась именно эта модель) какой-либо жуткой производительности не надо. Там возникал вопрос компромисса между точностью расчета (длительностью), количеством коррекций и точностью проведения коррекций. Раз сразу шли на четыре-пять коррекций, значит четко себе представляли: а) ограничения на точность коррекций; б) возможность проводить расчеты со значительными погрешностями, т.е. с минимум затрат времени на расчеты.
Цитата: Вадим Р. от 15.10.2015 08:06:20Аккумуляторы КМ были отключены из экономии и подзарядили их в самом конце от АБ ЛМ, благо, в тех осталось немного заряда.
Цитата: ILPetr от 15.10.2015 08:39:371. Цитата Лоуэлла говорит только о том, что этого "алгоритма" не было у самого Лоуэлла - все его рефлексы были "выработаны" на другом аппарате.
2. Не все было предусмотрено, просчитано и отработано, но заложенные алгоритмы и технические решения обеспечивали управляемость системой далеко за рамками нормальных условий планового полета. Например, алгоритму ориентации ЛМ было "безразлично" изменение массы в 6 раз (с 15 тонн после отделения от Аполлона до 2,3 тонн перед стыковкой).
3. Это составило бы существенную проблему если бы двигатели ориентации отрабатывали предварительно рассчитанные импульсы. Тогда неверные/неизвестные параметры массы и ее распределения приводили бы к проблемам с ориентацией - полученный после отработки импульсов результат (положение) не совпадал бы с расчетным. Но работала-то инерциальная навигационная система, выдавая импульсы двигателей для приведения положения корабля к заданному прямо в процессе изменения ориентации. "Крутимся" вокруг оси"Х" и появилось паразитное вращение по оси "У" - даем парирующий импульс поворота по вокруг "У".
Цитата: ILPetr от 15.10.2015 08:52:26Однако, когда произошел "хлопок" в батарейном отсеке ЛМ они включились на отключившуюся шину питания. Собственно, поэтому их потом и пришлось дозаряжать.
Цитата: Вадим Р. от 15.10.2015 08:46:44Допустим, что все программы были "уже несколько лет как написаны и отлажены", хотя и любопытно, с чего Вы это взяли.
Цитата: ЦитатаВот я, например, опираюсь всё на те же мемуары командира, в которых он утверждает, что не был в расчётах предусмотрен такой сценарий. Поясните, пожалуйста, с чего Вы взяли, что расчёты велись параллельно на нескольких машинах? Сколько их было? Почему, имея давно написанную программу, так долго рассчитывали первоначальную траекторию (800 часов)?
Цитата: Вадим Р. от 15.10.2015 09:06:27Ссылочку или цитату можно?
Цитата: Вадим Р. от 15.10.2015 09:05:021. Т.е. Вы считаете, что командира корабля не посвятили во все заранее заложенные возможности управления кораблём, не отработали эти навыки на тренажёрах?Скрытый текст
2. Гироплатформа во всех конфигурациях ЛМ находилась близко к его центру масс, а с пристыкованными модулями этот центр масс вышел далеко за пределы ЛМ, увеличив его момент инерции на порядок.
3. Я говорил о смещении центра масс связки модклей относительно оси тягового двигателя в момент его включения для корректировки траектории, а не о двигателях ориентации.Скрытый текст
Цитата: ILPetr от 15.10.2015 09:29:361. Если ситуация не предусматривалась в качестве нештатной, то к ней экипаж и не готовился. Возникшую на А-13 ситуацию не предусматривали.
2. Для определения и управления углами положения сие непринципиально. Сие было бы принципиально при стыковке, т.е. где необходимо получить не только требуемое угловое положение аппарата, но конкретные линейные смещения относительно другого.
3. Поэтому и закладывалось столько коррекций, для компенсации ошибок предыдущей. Одну даже не стали делать. А вот насчет "оценка результата и даётся короткий корректирующий импульс" - это ненаучная фантастика. Сама оценка результата требует траекторных измерений в течении часов, минимальная длительность импульса ограничена клапанной системой, и, самое главное, ограничен ресурс по количеству пусков СУ. Поэтому "коррекция-траекторные_измерения_и_расчет параметров_следующей_коррекции-коррекция". Вот такая "сходимость", без всяких шуток - чистое итерационное вычисление.
Цитата: ILPetr от 15.10.2015 07:09:05А при расширении не в вакуум?
Цитата: Вадим Р. от 15.10.2015 11:04:111. Чуть ранее Вы сказали, что это только командир был не знаком с алгоритмом управления КА с помощью системы ориентации ЛМ. А вообще он был продуман и просчитан. Теперь утверждаете обратное.
2. Я имел ввиду, что при выработке топлива момент инерции ЛМ изменяется в разы, а при неотстыковке от ЛМ и СМ - на порядок.
3. Так обычную процедуру коррекции описал тот, кого к этому готовили. Так что " не научная фантастика" это о его словах. Да там вся экспедиция - не научная фантастика.
Цитата: adolfus от 15.10.2015 11:10:36Если не вакуум, то P > 0 => газ будет совершать работу dA=PdV, на что тратится эквивалентное количество внутренней энергии. Общий баланс будет зависеть от характера теплообмена, т.е. от знака и величины dQ.
Смотрим на первое начало из курса средней школы -- там все разжевано.
Цитата: Эскакдоллар от 15.10.2015 13:32:38Флаг колыхался. Лучи в разные стороны как на киносъемке. Пленки потеряли. Некоторые фото на сайте НАСА признали подделкой (мол шутки ради). Летать туда больше не умеют. Что еще надо, чтобы понять, что их там не было?
Ах, да! Еще они обожают врать, врут очень легко и не сильно переживают, если их хватают red handed соврамши.
Цитата: ILPetr от 15.10.2015 13:38:00Полагаю, Вы обладаете недюженным умением загонять, убивать и разделывать мамонтов. Ну и насколько Ваши умения полезны сегодня?
(На почти все остальное хотелось бы ссылок на заявления официальных лиц.)
Цитата: Эскакдоллар от 15.10.2015 14:00:15Ссылку на заявление официального лица о том, что флаг колыхался? Это кто, Барак Обама должен это заявить? Или Дмитрий Медведев?
А то, что они не умеют туда летать, так они сами заявили, что разве что к 30-и годам найдут потерянную грамоту.
Паниковский не обязан всему верить (с)
А про мамонтов я вас не понял ни разу. Я барашков предпочитаю.
Цитата: ILPetr от 15.10.2015 16:10:13Таки идите, и "употребляйте" тех самых барашков, прямо в моск.
Цитата: Эскакдоллар от 15.10.2015 16:20:57Когда мне понадобится совет клоуна, я к Вам обращусь. Пока не надо.