Цитата: AndreyK-AV от 09.12.2024 22:22:35Хм... интересно
ЦитатаАНАГОГИЯ
(от греч. - вести вверх, возводить) - метод православной философии, предполагающий синтетическое (рационально-интуитивное, философско-художественное) познание, ....
+ функция. (понятие чисто рациональное, математическое)
Есть и другая научная терминология, введенная в оборот М.Полани (емнип 1956г), "личностные (
неявные) знания"
(вставка 13.12.24) Как это выглядит (не мое):
Скрытый текст
Не только подражание предкам формирует склад человеческого коллектива. В нем всегда есть люди творческие, генерирующие мифы или научные идеи, рапсодии и музыкальные напевы, фрески, пусть даже в пещерах, узоры на женских платьях, ритуальные пляски и портреты. Изобретатели и художники никогда не бывают героями», ведущими «толпу». Они обычно так поглощены своим делом, что у них не остается сил на общественную деятельность, которая тоже является достоянием профессионалов. Более того, мыслители и поэты воспринимаются современниками как «чудаки», однако их вклад в жизнь коллектива не пропадает бесследно, а придает ему специфический облик, отличающий его от соседних племен, где есть свои «чудаки». Сочетание этих трех координат образует «этнос», характеризующийся оригинальным стереотипом
поведения и неповторимой внутренней структурой.
гл. «Этнос»
…
И, наконец, замечание, относящееся не к теории, а к некрологу. Если ученый изучает предмет бескорыстно, не ставя предвзятой цели, то его открытия могут быть использованы в практической деятельности. Если же он хочет добиться какой-нибудь выгоды для себя, шансы на успех ничтожны. Такова диалектика творчества – один из разделов диалектики природы.
…
гл. «Практическое значение теории»
Л.Н.Гумилев «Этносфера: история людей и история природы»
Попытка растолмачить "что и как" (пмсм) за всем этим скрывается:
Скрытый текст
... здесь и кроется средоточие понимания искусства как явления. Потребность и возможность "творить" совершенно НОВОЕ, чего до времени «Х» на Земле не было вообще - это, ТО, единственное, что отличает нас от животных. Творчество - глубинная антропологическая потребность, заложенная в каждого человека, независимо от цвета кожи, разреза глаз и рода занятий, в добывании «хлеба насущного», другими словами, по своей исконной природе человек -Творец с большой буквы. Ибо «сотворен по образу и подобию» …
И когда имярек посвящает свою жизнь совершенствованию в каком-то занятии, тут с определенного момента и начинают происходить удивительные вещи. Собственно, совершенно без разницы в какой сфере деятельности «хомо сапиенс», как «человек разумный» - разумно, врастает в выбранное ремесло, ибо важно не «что», а «как». Как глубоко и с какой мерой самоотречения, чувственного и осмысленного, упражняющийся погружается в сам ПРОЦЕСС – творения.
Но наступает момент, когда он достигает вершины мастерства, некоей невидимой границы, которую И. Ефремов образно назвал "лезвием бритвы", в православие, же, это именует «искусом» или «искушением (достижение этой "линии", сдерживается определенными церковными ограничениями – «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.» (1Кор. 6:12) - и на это есть веские причины) Сам факт достижения этого рубежа, уже является пиком личностного становления и всей полнотой овладения секретами мастерства - заканчивается последний этап обучения. Ремесленник становится художником, а подмастерье – мастером ... Благом будет, если этот «человек творящий» на этом остановится. Мир увидит совершенные творения, мастер, же, получит заслуженную славу и почет, со всеми вытекающими благами.
Когда совершенствование в мастерстве продолжается и (образно) «творящий» приближается, достигает или даже, встанет на невидимую границу…. «Вот тут как раз и начинается «кино»» (с):
Граница эта весьма небезопасна, ибо с нее открывается "вид" на видимый и на невидимый мир сразу. (примерно, как свойства «зоны» в "Сталкере" А.Тарковского). Тот, кто находит в себе достаточно сил сохраняя здравое сознание, умудряясь балансировать на этой линии, творит совершенные шедевры, которые понятны любому человеку на этой планете. Но при этом, видно и явное качание на этой границе. Особенно это явно и хорошо заметно в русской/французской литературе 19в. (примеров – не счесть) ....
Те же кто дерзает переступить за черту, либо быстро погибают («остановись мгновенье - ты прекрасно»), либо начинают творить - НЕЧТО (понятное только им одним, да еще немногим - духовно близким, (Босх, Ротко….)), либо канонизируются - св. преп. Андрей Рублев.
Только есть еще и другие, те «кто там был, видел и вернулся» …. Эти быв и видев, ЧТО и как «ТАМ», начинают понимать, ЧТО и как "ЗДЕСЬ" - «пишут» только СМЕРТЬ и только о смерти. «Сон разума, рождает чудовищ» - не пустые слова….
Отредактировано: Pavel Saki - 13 дек 2024 18:29:07
Тот, кому по моему приказу рубят голову, тоже мне Друг, и в нем есть согласие со мной, только расчленить человека невозможно.
Друг мне и тот, кто считает, что ненавидит меня, и с удовольствием отрубил бы голову мне. (А. Экзюпери)