Появление эскадры контр-адмирала Фёдора Ушакова и атака турецкого флота были настолько внезапны и стремительны, что уволенная на берег по случаю мусульманского праздника Рамазана часть личного состава османского флота не смогла быстро вернуться на корабли. Турки, сбитые с толку, совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие благодаря манёвру Ушакова ветер, начали поспешно рубить канаты якорей, пытаясь строить линию баталии на левом галсе. В ходе этой суматохи некоторые корабли навалили друг на друга и на одном из них рухнула бизань-мачта, а на другом корабле сорвало бушприт.
Перестроившись в линию баталии на левом галсе, эскадра Фёдора Ушакова продолжала непрерывные атаки по ошеломлённому противнику. Обладая лучшим ходом, передовые турецкие корабли алжирского адмирала Саид-Али-паши, который перед сражением поклялся турецкому султану захватить в плен грозного Ушак-пашу и привезти его в клетке в Стамбул, уклонились несколько влево, имея намерение выйти на ветер. Контр-адмирал Ушаков угадал манёвр неприятеля и на своём флагманском корабле «Рождество Христово» вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и с расстояния около полукабельтова атаковал Саид-Али-пашу. Около 17 часов русскому флоту был дан сигнал «Спуститься на неприятеля» - и бой завязался на самых близких дистанциях.
Получив сильные повреждения в корпусе и рангоуте, корабль Саид-Али спустился под ветер (на корабле были потеряны фор-стеньга, грот-марсель, сбиты паруса). Увлёкшись атакой, корабль контр-адмирала Ушакова оказался в самой гуще турецкого флота – левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта он подвергся атаке 2 кораблей. Некоторое время его положение было весьма опасным, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли – «Александр», «Предтеча» и «Фёдор Стратилат».
Затем Ушаков атаковал другой флагманский корабль, который, получив сильные повреждения, вынужден был отвернуть. Быстрой деморализации эскадры противника способствовали удары Ушакова по флагманским кораблям. Упорное сражение, во время которого корабли турецкой эскадры, особенно флагманские, получили большие повреждения, продолжалось более трёх с половиной часов. Решительная и внезапная атака эскадры контр-адмирала Фёдора Ушакова привела к тому, что турецкие корабли смешались в кучу и беспорядочно стали уходить к Босфору.
Ушаков организовал преследование разбитого турецкого флота. Вследствие наступившей темноты, около 20 часов 30 минут, турецкие корабли начали скрываться из виду. Скоро условия для преследования турок сложились крайне неблагоприятно, так как наступил штиль, затем сменившийся выгодным для противника ветром.
Григорий Александрович Потёмкин, получив известите о новой победе Ушакова, с великим восторгом отписал ему: «С удовольствием получил я рапорт Вашего Превосходительства об одержанной Вами над флотом неприятельским победы, которая, возвышая честь флага российского, служит и к особливой славе Вашей. Я свидетельствую чрез сие мою благодарность Вашему Превосходительству, препоручаю Вам объявить оную и всем соучастникам в знаменитом сём происшествии. Подвиги их не останутся без достойного возмездия».
Победа Ушакова при Калиакрии получила достаточно широкий международный резонанс. Известия о ней долетели как до Лондона, так и до Парижа. Французский поверенный в делах в России Эдмонд Жене писал своему министру: «Ещё одна победа, монсеньер. Её блеск превосходит все предыдущие. Турецкая эскадра полностью разгромлена эскадрой императрицы. Девять оттоманских линейных кораблей были взяты и потоплены, а адмирал Ушаков накануне подписания прелиминариев вызвал страх и неподдельный ужас в Серале Селима тем, что он мог появиться в устье Константинопольского канала».
В сражении при Калиакрии большая часть экипажей турецкого флота погибла, в то время как на российских кораблях потери составили 17 убитых и 28 раненых. В этом сражении Ушаков применил новый тактический приём – атаку со стороны берега. Этот приём явился серьёзным нововведением в теорию морского боя. Впоследствии, через семь лет, аналогичный манёвр совершил английский флотоводец вице-адмирал Горацио Нельсон в сражении при Абукире в 1798 году и Трафальгарском сражении в 1805 году.
Победа русских у Калиакрии заставила турецкого султана пойти на заключение Ясского мирного договора, завершившего русско-турецкую войну 1787-1791 годов. Контр-адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был награждён орденом Святого Александра Невского, 14 офицеров были награждены орденами святого Георгия и Святого Владимира II степени, 8 офицеров получили золотые шпаги «За храбрость».
bbratstvo.com