Цитата: Bugi от 24.05.2018 14:05:05И какой завод в РИ выпускал сельскохозяйственные трактора собственной разработки? И в каком количестве?
Даже первые советские тракторные заводы строились под американское оборудование и американские модели тракторов. То, что у нас сумели обучить достаточное количество своих инженеров и перевести производство на выпуск техники собственной разработки - уже огромный успех индустриализации.
В 1830 г. в России было лишь 7 машиностроительных (механических) заводов, производивших продукции на 240 тыс. руб., а в 1860 г. — уже 99 заводов, производивших продукции на 8 млн руб. — таким образом, машиностроительное производство за указанный период выросло в 33 раза[44].
По мнению С. Г. Струмилина, именно в период с 1830 по 1860 гг. в России произошел промышленный переворот, аналогичный тому, что происходил в Англии во второй половине XVIII в Так, в начале этого периода в России были лишь единичные экземпляры механических ткацких станков и паровых машин, а к концу периода только в хлопчатобумажной промышленности было почти 16 тысяч механических ткацких станков, на которых производилось около 3/5 всей продукции данной отрасли, и имелось паровых машин (паровозы, пароходы, стационарные установки) общей мощностью порядка 200 тыс. л.с.[45]. В результате интенсивной машинизации производства резко выросла производительность труда, которая ранее либо не менялась, либо даже уменьшалась.
Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге. 1909 год.
В отделение Русско-балтийского вагонного завода в Риге качестве главного конструктора пригласили швейцарца Жульена Поттера, до этого работавшего в том же качестве на автозаводе бельгийской фирмы «Фондю» — старого партнера РБВЗ. На рижском заводе не хватало оборудования, материалов и квалифицированных рабочих. Для сборки первых машин приходилось детали и узлы заказывать за границей. Но в процессе работы инженеры завода смогли наладить производство практически всех узлов в стенах самого завода. Активно велось строительство новых цехов, испытательных лабораторий. 8 июня 1909 года РБВЗ выпустил первый автомобиль собственной конструкции под маркой «Русско-Балтийский» модель С24−30. Своими корнями он восходит к бельгийскому «Фондю» HF24. И уже 27 августа этот автомобиль под управлением Поттера участвовал в ралли Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург и занял 4 место. В 1910 году РБВЗ строит в Санкт-Петербурге «отдел кароссери» (кузовное бюро) во главе с Петром Егоровичем Арсеньевым. На III Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге «Руссо-Балт» представил экспозицию из 5 автомобилей и получил на ней Большую золотую медаль военного министерства. В том же году инспекция управления военных сообщений Генерального штаба, в лице капитана П.И. Секретева в своём отчёте указала, что РБВЗ «все части автомобиля делает самостоятельно, за исключением манометра, радиатора и магнето» и пригоден для выпуска 300 автомобилей в год. В те годы многие известные заводы покупали на стороне комплектующие изделия гораздо более широкой номенклатуры, чем РБВЗ. На шасси всех моделей устанавливались кузова следующих типов: дубль-фаэтон, торпедо, лимузин, ландоле. При этом они изготовлялись как отдельными сериями, так и по индивидуальным заказам: двухместные спортивные, лимузин с внутренним управлением, купе.
Выпускались и легковые и грузовые автомобили.
Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод «Г.А. Лесснер».
Завод, основанный в 1853 году в Санкт-Петербурге, был известен как поставщик типографских машин, прессов, насосов, паровых машин и котлов. С 1877 года завод Г. А.Лесснера начинает выполнять заказы для Морского ведомства по изготовлению мин и минных аппаратов. В 1883 году на заводе была выпущена первая самодвижущаяся мина. В 1889 году завод преобразуется в акционерное общество, включающее в себя «старый Лесснер» и, только что построенный, «новый Лесснер», куда с 1900 года переносятся все невоенные заказы. Однако в 1900—1901 годах убытки «Общества» составляли более 170 тысяч рублей. В этих условиях на должность директора-распорядителя предприятия пригласили инженера Люциана Антоновича Бишлягера, талантливого администратора и изобретателя. Он сумел наладить контакт с рабочими и забастовки, терзавшие предприятие до его прихода, практически прекратились. Завод заработал стабильно. После этого Люциан Антонович обратился к своим старым связям в Морском ведомстве. Там выразили заинтересованность в автомобилях, подобных тем, что недавно были приобретены у «Моторфарцойг унд Моторенфабрик Берлин». Не мудрствуя лукаво, «Лесснер» в 1901 году подписал лицензионное соглашение с фирмой «Даймлер» (Daimler) о производстве лодочных и судовых двигателей внутреннего сгорания, а также тех самых автомобилей, конструкции Луцкого. Уже в 1902 году на Курских манёврах Лесснер демонстрирует несколько грузовиков Луцкого, которые оказываются единственными, способными выполнить все условия испытаний. В 1904 году «Лесснер» выпустил пожарный автомобиль Луцкого. На следующий год было построено 14 почтовых автомобилей конструкции Луцкого для питерского почтамта, который представлял собой двухместный автомобиль с вместительным ящиком для писем; колеса с деревянными спицами; цепная передача и двухцилиндровый мотор.
О тракторах Российской Империи: …Проведенные испытания с очевидностью доказали преимущество гусеничных тракторов перед колесными тракторами сельскохозяйственного типа. Тогда же впервые был поднят вопрос об их широком применении для различных целей (в частности, и для перевозки орудий). В результате было принято решение о приобретении в Америке 150 тракторов «Холта». Весной 1913 года на особом совещании с участием представителей Министерства земледелия, Военного министерства, Министерства путей сообщения, Земского и городского союза (Земгор) и Императорского Русского автомобильного общества (ИРАО) впервые в государственном масштабе изучалась возможность организации производства гусеничных тракторов в России. Комиссия постановила, что отечественные гусеничные тракторы крайне необходимы как для сельского хозяйства, так и для общего и военного транспорта. Общая цифра единовременной потребности в тракторах была определена в 20000 шт. с тем, чтобы ежегодно в России изготавливалось не менее 4000 машин. Результатом стало выдача заказа на производство тракторов Холта Сормовскому заводу. Первоначально было изготовлено 150 тракторов из импортных запчастей. Затем завод приступил к их серийному производству и в общей сложности к январю 1915 года было поставлено 373 трактора. Трактор «Холт» 75 HP — постройки Сормовского завода.
Кроме того, мастерская «Я. Мамин и К®» в городе Балаков Самарской губернии в 1912 году изготовила свой первый локомобиль по образцу английской машины «Фоулер», после чего Мамин выпустил несколько тракторов с американскими моторами фирмы «Кейс». В общей сложности было построено 11 тракторов. Трактор Мамина.
С 1910 году в ассортименте завода появились и дорожные паровые тягачи, паровые катки и тракторы, собиравшиеся по образцу английской фирмы «Авелинг и Портер». Всего перед войной в России имелось около 200 паровых тягачей изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе (КМЗ).
Россия всегда славилась своими изобретателями, но далеко не все идеи удавалось реализовать на практике. Еще в XVIII веке агроном И. М. Комов поднял тему механизации земледелия. В середине XIX века В. П. Гурьев, а затем Д. А. Загряжский разрабатывали паровые тягачи для пахоты. В 1888 году Ф. А. Блинов сделал и испытал первый паровой тягач на гусеничном ходу. Однако устройство вышло излишне громоздким. Впрочем, официально годом рождения российского тракторостроения считается 1896-й, когда на Нижегородской ярмарке был публично продемонстрирован первый в мире паровой гусеничный трактор. На пороге XX века конструктор Я. В. Мамин (ученик Блинова) изобрел бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе. Он как никакой другой подходил для использования в колесных гусеничных транспортных средствах. В 1911 году им же был собран первый отечественный трактор с 18-киловаттным мотором внутреннего сгорания, получивший патриотическое название «Русский». После модернизации на нем появился более мощный двигатель — на 33 кВт. Их мелкосерийное производство было налажено на Балаковском заводе — до 1914 года выпущено около ста единиц. Помимо Балаково, штучные трактора выпускались в Брянске, Коломне, Ростове, Харькове, Барвенкове, Кичкассе и ряде других населенных пунктов. Но суммарное производство всех тракторов на отечественных предприятиях было столь небольшим, что практически не влияло на ситуацию в сельском хозяйстве. В 1913 году общее количество этой техники оценивается в 165 экземпляров. Зато активно закупалась иностранная сельхозтехника: к 1917 году в Российскую империю было импортировано 1500 тракторов.
О тракторах СССР.
Это любимый аргумент почитателей СССР. (От деревянной сохи к «железному коню»).
Как гениальные «большевики» наладили масовый выпуск тракторов:
Первый трактор в СССР выпустил Коломенский завод в 1922 году. Руководителем проекта стал основоположник отечественной школы тракторостроения Е. Д. Львов. Колесная машина получила название «Коломенец-1» и символизировала начало новой эпохи на селе. Ленин, несмотря на тяжелую болезнь, лично поздравил конструкторов с успехом. В этом же году в Кичкассе предприятие «Красный прогресс» произвело трактор «Запорожец». Модель была несовершенной.
Пока трактора СССР «наращивали мускулы», а советские конструкторы осваивали новое для себя направление, правительство решило наладить выпуск по лицензии зарубежной техники. В 1923 году на Харьковском заводе пустили в серию гусеничный «Коммунар», являвшийся наследником немецкой модели «Ганомаг Z-50». В основном они использовались в армии для транспортировки артиллерийских орудий вплоть до 1945 года (и позже). В 1924 году ленинградский завод «Красный путиловец» (будущий Кировский) освоил производство дешевого и конструктивно простого «американца» фирмы «Фордзон». Старые трактора СССР этой марки зарекомендовали себя совсем неплохо. Они на голову превосходили по характеристикам и «Запорожец», и «Коломенец». Карбюраторный керосиновый двигатель (14,7 кВт) развивал скорость до 10,8 км/час, мощность на крючке — 6,6 кВт. Коробка передач — трехскоростная. Выпускалась модель до 1932 года. Фактически это было первое крупносерийное производство данной техники.
Отредактировано: Коллекционер мыслей - 01 янв 1970