Наверно сюда тоже нужно выложить ссылку на интервью моего начальника про короткие схемы:
Интервью с Р.Ф. Муртазинымесли выжать суть, то отличие между быстрыми стыковками зари освоения космонавтики и нынешней быстрой стыковкой в сложности задачи.
Как у нас происходит стыковка:
- Ракетой корабль запускаем на орбиту выведения,
- Корабль с орбиты выведения переходит на фазирующую орбиту, на которой за счет разницы орбитальный скоростей (у кораблей на разных высотах разная скорость) уменьшаем фазовый угол МКС-Земля-Корабль.
- Как только фазовый угол убрали, поднимаем высоту орбиты корабля до высоты орбиты МКС
- Оказываемся в окрестности МКС, тут уже работает ближнее сближение (всякие облеты, зависания...)
Раньше фактически оба стыкующихся корабля затачивались на конкретную стыковку. Т.е. изначально орбиты обоих кораблей формировались так, чтобы фазовый угол корабль1-Земля-корабль2 был либо маленький либо совсем нулевой. Думается мне, что орбита лунного модуля была сформирована так, что к моменту возвращения с Луны обеспечивались условия для быстрой стыковки. Как это делалось неважно, главное что условия нужно было создать к заранее известному времени для одного корабля.
В конце интервью ссылка не презентацию есть, где показано, чем меньше время стыковки, тем меньше фазовый угол.
Теперь смотрим МКС и Союзы:
МКС летает давно, и будет летать еще долго
В течении полета необходимо создать условия для стыковок многих кораблей, кроме стыковок есть еще и возвращения экипажей на Землю, для которых тоже нужно создавать определенные условия.
Но для простоты пока рассмотрим только старты. Даты стартов назначаются примерно на год-полтора вперед. К каждой дате старта необходимо обеспечить фазовый угол, позволяющий осуществить стыковку. Для двух суточной схемы сближения этот угол лежит в пределах примерно 300±100°. У вчерашней четырех витковой примерно 30±15°. Сами понимаете, что рассчитать план маневров МКС для второго случая на много сложнее. Причем иногда приходится одной коррекцией орбиты обеспечивать сразу несколько условий, а иногда обеспечиваю условия для одного корабля, портим для другого. Очень сложная задача, я то знаю, последнее время меня как раз привлекли к этой работе
А если захотим стыковаться еще быстрее, придется обеспечивать совсем маленький фазовый угол к заданной дате старта. Задача по планированию усложнится еще больше. Я уж не говорю про неточность прогноза плотности атмосферы, внеплановые маневры по уклонению от мусора, неожиданные переносы самих стартов и посадок - все это только осложняет задачу.
Т.е. еще раз. В древние времена фактически стыковались два корабля, заточенные именно на стыковку друг с другом. Сейчас стыкуется корабль и МКС. причем МКС летает уже, и сложно предсказать как она будет летать через год, к моменту старта корабля. И кроме того корабля есть еще другие, которые тоже хотят стыковаться.
P.S. Т.е. вчерашняя быстрая стыковка состоялась не только благодаря новому алгоритму сближения корабля "Союз", но и благодаря точности планирования полета МКС, что обеспечило к дате старта условия для быстрого сближения
Отредактировано: Кактус - 30 мар 2013 00:53:30