Обсуждение космических программ

9.8 M 12.1 K 61.7 K
 


Фёдор144
 
Германия
Potsdam
58 лет
Слушатель
Карма: +161.28
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,989
Читатели: 4
Цитата: Труффальдино от 13.05.2017 12:21:06А у меня такой вопрос вдруг возник - а что самое ценное в первых ступенях? Двигатели, не? Никто не заморачивался над тем, чтобы на землю возвращать только двигатели (на парашютах, например), отстреливая пустые баки с топливом.

 
если считать на момент сборки, то самым ценным компонентом является двигательная установка.
 
но на сборку и отладку тоже затрачивается масса ресурсов.
 
т.е. самое ценное все же ступень в сборе.
 
если брать за пример обслуживание шаттла, то двигатели все равно снимали, разбирали, дефектовали, собирали с заменой изношенных компонентов, испытывали и устанавливали на челнок.
 
если будут использованы те же самые двигатели, то все операции нужно проводить как на шаттле и можно спасать только сами двигатели, если это будет существенно дешевле, чем спасать всю ступень.
 
насколько я понимаю, у ребят маска несколько иной подход - они хотят добиться обслуживания по состоянию без разборки ступени (безотносительно насколько это реально на нынешнем уровне техники и технологии).
 
для такого варианта имеет смысл спасать всю ступень и это дает большую гибкость и экономию ресурсов.
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

если твои оппоненты перешли в споре на личные оскорбления, будь уверен - ты победил ...

  • +0.06 / 5
    • 5
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +533.87
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 27,337
Читатели: 23
Цитата: Труффальдино от 13.05.2017 12:21:06А у меня такой вопрос вдруг возник - а что самое ценное в первых ступенях? Двигатели, не? Никто не заморачивался над тем, чтобы на землю возвращать только двигатели (на парашютах, например), отстреливая пустые баки с топливом.

Заморачивались и продолжают заморачиваться.
Но там тоже не всё так просто. "Перерубить"  штатно магистрали подачи компонентов - это та ещё задачка, не говоря уже о прочих "интерфейсах ДУ -ступень".
АТО - Антинародная Террористическая Операция

  • +0.05 / 5
    • 5
перегрев
 
57 лет
Слушатель
Карма: +257.97
Регистрация: 17.04.2009
Сообщений: 6,565
Читатели: 30
Цитата: Труффальдино от 13.05.2017 12:21:06А у меня такой вопрос вдруг возник - а что самое ценное в первых ступенях? Двигатели, не? Никто не заморачивался над тем, чтобы на землю возвращать только двигатели (на парашютах, например), отстреливая пустые баки с топливом.

Все украдено до нас. Знакомьтесь МБР Атлас SM-65

ЦитатаВ январе 1949 года эта фирма, под управлением своего главного инженера Карла Боссарта, предложила полутораступенчатую (условно-пакетную) компоновку ракеты — характерную особенность будущего «Атласа», когда и стартовый и маршевый двигатели включались при нахождении ракеты на земле, а через две минуты полёта, выключались и отбрасывались только стартовые двигатели со своим аэродинамическим обтекателем (а не целая ступень), маршевый же двигатель продолжать работать на протяжении всей активной фазы. Питание стартовых двигателей топливом осуществлялось при этой компоновке от баков основной ступени.

До парашютов сумрачный тевтонский американский гений тогда не додумался, но отделение маршевых двигателей было успешно реализовано. Вообще конечно очень жаль, что у нас совсем не знают великих американских ракетчиков 50-60х годов прошлого века. На том же Атласе реализована емкостная теплозащита боеголовки. 400 кг меди! Да, сейчас это выглядит смешно, но тогда надо было сделать быстро и ведь сделали же!
"Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно."
К.Клаузевиц

  • +0.11 / 9
    • 9
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +533.87
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 27,337
Читатели: 23
Цитата: перегрев от 13.05.2017 16:23:39Все правильно, но вопрос был про возможность спасения двигателей. 20% (условно) из этой задачи было реализовано более полувека назадУлыбающийся

ИМХО, там решались другие задачи и с другой целью.
Цель была - повысить/обеспечить энергетику ракеты.
Для этого была поставлена задача облегчить ракету в полете, освободив её  как можно раньше от мёртвого груза. В данном случае от части движков, которые были уже избыточны.
И тут я вижу просто блестящий компромисс.
В идеале, надо бы и баки сбрасывать, но тогда  это была бы пакетная схема, с усложнением конструкции ракетты и с усложнением её сборки и эксплуатации. Поэтому оставили единый топливный отсек (да там были потери, что он был несколько перетяжелен, так как нес в себе объемы под топливо для уже сброшенных движков), но зато ушли от пакета, от сложной динамики полета ...
И сбросили только движки.
Даже теперь, спустя десятки лет, такое решение не кажется глупым, а тогда это, может быть, было единственно правильным. хотя и не очевидным.
АТО - Антинародная Террористическая Операция

  • +0.08 / 5
    • 5
mich
 
Германия
Слушатель
Карма: +6.63
Регистрация: 21.04.2010
Сообщений: 2,207
Читатели: 1
Дискуссия Новая
можно я подведу черту?
Собственно. Причина возвращения ступени : удешевление стартов.

собственно, вижу две возможности удешевление старта:
1. Recycling (вторичное использование) ступеней.
2. Удешевление производства.
(есть ещё варианты?)
Грабли:
в случае 1: надо "всё разобрать, просмотреть, собрать"
в случае 2: крупносерийная сборка.
ну а дальше, спорить у кого что толще... Какой подход будет выгоднее покажут десятилетия.

  • 0.00 / 2
    • 1
    • 1
Цитата: Джориан от 13.05.2017 07:41:35Москва. 12 мая. INTERFAX.RU - Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин ждет, что Роскосмос изучит экспертное мнение о целесообразности для России отказаться от дальнейшего участия в проекте Международной космической станции (МКС).

"Вопрос будущего пилотируемых программ надо обсуждать, а не плыть по течению, отвечая лишь за процесс, а не за результат. Ко мнению этого эксперта стоит прислушаться, а не привычно отмахиваться. Ждем от Роскосмоса объективного анализа ситуации и конкретных предложений. Иначе отстанем не только от США, но и других космических держав. Останется лишь только ностальгия по былым временам", - написал Рогозин в фейсбуке.

Ранее ряд СМИ со ссылкой на эксперта сообщили, что России необходимо прекратить участие в проекте МКС и направить свои силы на космическое сотрудничество со странами БРИКС.

Прощай пилотируемая космонавтика, тк летать больше будет некуда
Отредактировано: Dimasik - 01 янв 1970

  • -0.06 / 8
    • 2
    • 6
Асгл
 
Россия
Санкт-Петербург
48 лет
Слушатель
Карма: +34.16
Регистрация: 02.07.2010
Сообщений: 9,945
Читатели: 2
Дискуссия Новая
BE-4
В интернетах пишут что ВЕ-4 неудачно испытали

Эн таро одун, питсотысячачертей

  • +0.04 / 3
    • 3
Barsuk
 
Россия
Слушатель
Карма: +30.64
Регистрация: 14.12.2008
Сообщений: 1,445
Читатели: 0

Бан в ветке до 10.06.2024 12:26
Дискуссия Новая
Inmarsat-5 F4
Что-то за SpaceX никто не радуется, между тем наиболее тяжелый изо всех запущенных ими спутник успешно доставлен на орбиту.



Старт ракеты-носителя был дан в 02.21 мск с космодрома на мысе Канаверал (Флорида). Ракета выводит на орбиту спутник Inmarsat-5 F4. Аппарат весом 6,7 тонны станет четвертым в системе Global Xpress, развертывание которой началось в 2013 году. Спутник будет обеспечивать передачу сигнала, в том числе беспроводную интернет-связь для пассажиров авиалайнеров и морских судов.
Отделение первой ступени ракеты-носителя произошло через три минуты после старта. Все летные параметры в норме, запуск аппарата идет по плану.
После отделения от ракеты-носителя спутник займет свое место на геостационарной орбите на высоте 35,7 тысяч километров над Землей.
Отредактировано: Barsuk - 16 мая 2017 в 13:45
◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘

  • +0.09 / 10
    • 9
    • 1
Foxhound
 
СССР
Москва
38 лет
Слушатель
Карма: +92.72
Регистрация: 18.02.2011
Сообщений: 14,173
Читатели: 7
Цитата: Асгл от 16.05.2017 13:17:23В интернетах пишут что ВЕ-4 неудачно испытали



Распилили последнее.

  • +0.00 / 0
GeorgV
 
Канада
Слушатель
Карма: +40.35
Регистрация: 14.05.2010
Сообщений: 18,947
Читатели: 7
Цитата: mich от 13.05.2017 17:50:44ну а дальше, спорить у кого что толще... Какой подход будет выгоднее покажут десятилетия.

Сдается мне, что через "десятилетия" на орбиту будут летать аэро-космолеты на посконной химтяге. А с орбиты, аппараты на мирном атоме.  
Отредактировано: GeorgV - 17 мая 2017 в 12:01
Дисциплина важна, чтобы добиться успеха, но одной дисциплины недостаточно. Нужна внутренняя мотивация для достижения цели. И конечно, трудолюбие. Это талант заставить себя работать и уметь это делать продуктивно. (ВВП)

  • +0.00 / 0
mich
 
Германия
Слушатель
Карма: +6.63
Регистрация: 21.04.2010
Сообщений: 2,207
Читатели: 1
Дискуссия Новая
ракетный двигатель BE-4
Цитата: mn01 от 16.05.2017 21:51:32

Сообщение об аварии на испытательном стенде нового американского ракетного двигателя BE-4 вряд ли стоит воспринимать как поражение американской инженерной науки. В США давно пытаются создать аналог уникального российского ракетного двигателя РД-180. Известие об аварии можно трактовать как признак того, до какой стадии дошли американские разработчики.


Скрытый текст


Собственно. Тут пробегало мнение, что "чертежи были переданы американцам вместе с двигателем".  Они сделали аналог.
И Когда они будут зарабатывать на этом аналоге.... А нет ли лазейкеи подкапаться юридически, что оне юзают ноу-хау из "российских" чертежей.

  • +0.02 / 2
    • 2
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +533.87
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 27,337
Читатели: 23
Цитата: Анатолий,Севастополь от 17.05.2017 17:54:06Дешевость масковских запусков постулируется чем? Главной его фишкой - возвращаемой первой ступенью. А тут как-то не срослось.

Но гейсподин предпочел о сем забавном факте умолчать, потому как не столь переможно уже получается. Это как зарезать корову, дающую молоко всей семье и пануваты неделю. А потом кричать, шо таки клятомаскали голодом морют.

Вы не правы.
В чем фишка Маска? В гибком подходе.
Как сейчас обстоит дело  с "классическими" одноразовыми РН? Практически никогда не бывает так, что заказанный спутник (вес и параметры целевой орбиты)  практически на 100% совпадает с энергетическими возможностями РН. Понятно, что если потребности больше, чем РН может обеспечить, то ищут более мощный РН. Поэтому, чаще всего (практически всегда) РН оказывается "недогруженной". Отсюда поиск попутной нагрузки. Но это весьма серьезный геморрой и в части аналитической интеграции, и в части сроков (одному "пассажиру"  надо как можно скорей раньше, а другой не успевает). Да и требования по интерфейсам у них зачастую противоречат друг другу. Поэтому всё получается сложнее, муторнеё, скандальней и, разумеется, дороже. Классический пример - это Ариан-5. Слишком мощный для вывода самого тяжелого на настоящий момент времени геостационарного спутника, но два однотипных уже не тянет, вот и ищут  "попутчика", а потом мучаются, ублажая сразу двух клиентов. Причем, второй пассажир, прекрасно понимая суть вопроса начинает мочить кони (хотя "второй" практически всегда идет по "льготному тарифу").
Что у Маска? Если попали в 100% энергетики, как вот это последний пуск, то выбирается чисто одноразовый Фэлкон, без всяких прибамбасов, обеспечивающих возвращение ступени. Если есть "недогруз", и "попутчик" быстро не находится, то выбирается Фэлкон с возвратом ступени. Причем тут ещё и два подварианта от степени недогруза:
1. Сильно недогруженный, тогда сажаем на землю, экономя средства на использовании морской платформы, транспортировку и т. д. ...
2. Менее недогруженный, тогда посадка на морскую платформу, с более затратной схемой посадки и возврата.
В итоге:
1. независимость от необходимости искать "попутчиков", что весьма способствует сокращению сроков обеспечения пуска.
2. Практически одна и та же себестоимость: тяжелый спутник - Заказчик оплатил по-полной, полегче - Заказчик оплатил поменьше, но сэкономили на возврате ступени на морскую платформу, совсем легкий - Заказчик  оплатил ещё меньше, но посадили на Землю и сэкономили  больше, чем при посадке на море.
Понятно, что до того момента, как эта схема будет отлажена, ещё нужны годы и десятки пусков. Может-быть, она даже в итоге и не оправдает себя. но время покажет. А пока такое сочетание экономики и технологий многоразовости выглядят весьма интересным и перспективным.
АТО - Антинародная Террористическая Операция

  • +0.31 / 30
    • 29
    • 1
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +533.87
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 27,337
Читатели: 23
Цитата: mich от 17.05.2017 17:55:30Собственно. Тут пробегало мнение, что "чертежи были переданы американцам вместе с двигателем".  Они сделали аналог.
И Когда они будут зарабатывать на этом аналоге.... А нет ли лазейкеи подкапаться юридически, что оне юзают ноу-хау из "российских" чертежей.

1. Двигатель у них метановый, ЕМНИП, а РД-180 керосиновый.
2. "Чертежи" были переданы как раз с правом создания амерами собственного производства на своей территории. То есть продали не только партию движков, но и технологию. Другое дело, что в этих "чертежах" упущен главный пункт в ТТ. Ну, Вы в курсе какой,  я думаю.Подмигивающий
Отредактировано: НАлЕ - 17 мая 2017 в 18:41
АТО - Антинародная Террористическая Операция

  • +0.04 / 6
    • 5
    • 1
Фёдор144
 
Германия
Potsdam
58 лет
Слушатель
Карма: +161.28
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,989
Читатели: 4
Цитата: mich от 17.05.2017 17:55:30Собственно. Тут пробегало мнение, что "чертежи были переданы американцам вместе с двигателем".  Они сделали аналог.
И Когда они будут зарабатывать на этом аналоге.... А нет ли лазейкеи подкапаться юридически, что оне юзают ноу-хау из "российских" чертежей.

 
скажу больше, этот двигатель является аналогом всех остальных ракетных двигателей.
 
для сравнения:
 
                          BE-4     РД-180
Тяга, т                250       390 (195 на камеру)
Давление, бар    130        260
Горючее             СПГ       керосин
 
камера BE-4 существенно больше, чем у РД-180, а ТНА существенно меньше и к тому же под два криогеных компонента.
 
т.е. они сделали не реплику, а свой двигатель.
 
и как вы собираетесь подкапываться? кто вам детальную информацию даст? а без нее все двигатели аналогичны.
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

если твои оппоненты перешли в споре на личные оскорбления, будь уверен - ты победил ...

  • +0.04 / 5
    • 4
    • 1
Фёдор144
 
Германия
Potsdam
58 лет
Слушатель
Карма: +161.28
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,989
Читатели: 4
Цитата: mr_ttt от 18.05.2017 07:39:14Сорри за вопрос  - если так выгоднее, тогда чего все время на землю не сажать?

топлива не хватит
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

если твои оппоненты перешли в споре на личные оскорбления, будь уверен - ты победил ...

  • +0.01 / 1
    • 1
Горец
 
Слушатель
Карма: +32.97
Регистрация: 16.09.2009
Сообщений: 5,488
Читатели: 0
Цитата: НАлЕ от 17.05.2017 18:32:161. Двигатель у них метановый, ЕМНИП, а РД-180 керосиновый.
2. "Чертежи" были переданы как раз с правом создания амерами собственного производства на своей территории. То есть продали не только партию движков, но и технологию. Другое дело, что в этих "чертежах" упущен главный пункт в ТТ. Ну, Вы в курсе какой,  я думаю.Подмигивающий

Я тоже был в этом уверен. Разуверил меня генерал Гривс (с Российского IP не пускает): 

Пункт выше (о том, что текущий уровень развития металлургии и машиностроения в США не позволяет сделать такой двигатель) не менее забавный...Улыбающийся Прочие аргументы тут

  • +0.10 / 8
    • 8
Barsuk
 
Россия
Слушатель
Карма: +30.64
Регистрация: 14.12.2008
Сообщений: 1,445
Читатели: 0

Бан в ветке до 10.06.2024 12:26
Дискуссия Новая
День Победы на МКС
Может быть, не совсем по теме, но...

◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘

  • +0.18 / 16
    • 16
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +533.87
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 27,337
Читатели: 23
Цитата: mr_ttt от 18.05.2017 07:39:14Сорри за вопрос  - если так выгоднее, тогда чего все время на землю не сажать?

На землю  - больше затраты топлива для возврата и посадки.  Поэтому, при пусках самых легких спутников есть такая возможность, а если спутники потяжелее, то на море. 
АТО - Антинародная Террористическая Операция

  • +0.03 / 3
    • 3
adolfus
 
Слушатель
Карма: +18.32
Регистрация: 12.02.2010
Сообщений: 12,751
Читатели: 3
Цитата: НАлЕ от 18.05.2017 17:59:52Re: ракетный двигатель BE-4

Цитата: Горец от 18.05.2017 12:36:47
Я тоже был в этом уверен. Разуверил меня генерал Гривс (с Российского IP не пускает):

Зашел посмотреть, что за генерал, увидел, что нигра ржет, словно ее щекочат, и вспомнил анекдот:
Армянскому радио задают вопрос – почему у нигры нос плоский?
Армянское радио отвечает – у нигры нос плоский потому, что когда она рождается, ей отрывают хвост. В процессе этого гиюра нигромогель ногой прижимает голову нигренка к земле -- вот тут его носовые хрящи и раздавливаются.
Отредактировано: adolfus - 18 мая 2017 в 22:20

  • -0.02 / 6
    • 2
    • 4
Михаил Бack
 
Россия
Кемерово
Слушатель
Карма: +3.14
Регистрация: 30.09.2014
Сообщений: 1,244
Читатели: 0
Цитата: Горец от 18.05.2017 19:14:26В том, что США принадлежит лицензия на производство РД-180. Прямым текстом сказано - нет, не принадлежит.

РИА Новости (почти год назад): Действующее лицензионное соглашение на передачу в США технологии производства российских двигателей РД-180 завершается в 2030 году, после чего предусмотрено уничтожение проектной документации, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор химкинского НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов.
Т.е.кто-то врёт. Не будем огорчать фанатов американской космонавтики уточнением, кто именно.

  • +0.04 / 3
    • 3
Сейчас на ветке: 12, Модераторов: 0, Пользователей: 2, Гостей: 3, Ботов: 7
Vist , tremr
×

Подписка на ветку

В избранном у 56 пользователей

Календарь

<ПредСлед>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031