Обсуждение космических программ

9,253,649 41,522
 

Фильтр
Liss
 
russia
58 лет
Слушатель
Карма: +185.53
Регистрация: 17.01.2011
Сообщений: 4,242
Читатели: 6

Модератор ветки
Цитата: Pristav от 13.09.2012 22:08:47
1) имеются ли у ЕКА аналоги Пионеров, Вояджеров и других АМС?
2) имелись ли у СССР аналоги Пионеров, Вояджеров?
У кого есть (кроме США) хоть что-то напоминающее "Новые Горизонты"?


Термин АМС подразумевает любой КА, уходящий от Земли дальше точек Лагранжа системы Солнце -- Земля. Относительно аппаратов, находящихся вблизи этих точек, нет единой точки зрения, можно ли их считать полноценными АМС. Относительно лунных, впрочем, тоже.
Таким образом, у ЕКА есть АМС, успешно летавшие к комете Галлея (Giotto), к Марсу (Mars Express), к Венере (Venus Express), к Луне (SMART-1) и к комете Чурюмова-Герасименко (Rosetta, находится в полете). Плюс к тому -- спускаемый аппарат на Титан, доставленный американским Cassini и успешно отработавший на поверхности. Кстати сказать, у ЕКА нет *ни одной* аварийной АМС. Более чем достаточно для того, чтобы признать ЕКА полноценной космической державой в области межпланетных исследований.
Американский New Horizons технически не сложнее европейского КА Rosetta, и продолжительность полета аналогичная -- порядка 10 лет.
У нас ничего подобного в металле не было и нет. Две "Веги", лебединая песнь советской межпланетной программы, выполнили свою программу за 15 месяцев.
Нынче Америка уже не та. А ведь в 1969–1972 гг. американцы шесть раз высаживались на Луну!
  • +0.15 / 5
  • АУ
Liss
 
russia
58 лет
Слушатель
Карма: +185.53
Регистрация: 17.01.2011
Сообщений: 4,242
Читатели: 6

Модератор ветки
Цитата: skroznik* от 13.09.2012 20:30:23
Вернусь к теме о Луне

  • ? (08.12.1968) Несостоявшийся пилотируемый облет Луны. 7 декабря 1968 года открывалось очередное окно для запуска корабля к Луне. Поскольку на декабрь был намечен запуск американского корабля Apollo-8, имевший целью первый пилотируемый облет Луны, в СССР разгорелись дебаты о целесообразности полета человека на следующем корабле Л-1. Космонавты, проходившие подготовку для этой миссии (основной Беляев и дублер Быковский) обратились в Политбюро, заявляя что они готовы рисковать, и что вероятность успеха в полете с человеком на борту выше, чем в автоматическом варианте. В результате был принято решение о первом пилотируемом полете корабля "Союз-7К-Л1", который должен был начаться 8 декабря и продлиться 6 дней. После того, как носитель "Протон" с кораблем был установлен на стартовой площадке, возник ряд проблем с ракетой-носителем. Прежде, чем эти проблемы могли были решены, окно для запуска закрылось и американцы на Apollo-8 первыми совершили облет Луны.

  • Нет ни одного достоверного свидетельства о том, что такой полет дошел до стадии испытанного на технической позиции корабля и вывоза ракеты на старт. Ни один человек из числа служивших на Байконуре в описываемый период времени не сообщает о такой подготовке, не говоря уже об официальной истории РКК "Энергия", мемуарах Б.Е.Чертока и дневниках Н.П.Каманина.
    Василий Павлович Мишин, конечно, был техническим авантюристом, допустившим полет Комарова на абсолютно сыром корабле, но самоубийцей он не был. А выходить в Политбюро с предложением о пилотируемом облете после того, как у "Зонда-6" прошел преждевременный отстрел парашюта, и он разбился в лепешку прямо на территории космодрома Байконур, было именно что политическим самоубийством.
    А самое удивительное, что США приняли окончательное решение о выводе "Аполлона-8" на окололунную орбиту во время полета "Зонда-6", но до его потери. Фактически -- пошли на авантюру сами, потому что боялись проиграть.
  • Нынче Америка уже не та. А ведь в 1969–1972 гг. американцы шесть раз высаживались на Луну!
    • +0.14 / 5
    • АУ
    Liss
     
    russia
    58 лет
    Слушатель
    Карма: +185.53
    Регистрация: 17.01.2011
    Сообщений: 4,242
    Читатели: 6

    Модератор ветки
    Цитата: skroznik* от 13.09.2012 19:16:47
    "Протон" - замечательная ракета... пол-века назад была. Никто в мире не летает сейчас на гептиле, который по своей химической агрессивности сродни химическому оружию.


    Китайцы летают. В том числе и пилотируемые корабли запускают. Хотя и вовсю делают свою китайскую "Ангару" под названием CZ-5.

    ЦитатаА нынче керосиновые движки намного эффективней гептиловых - но мы до сих пор не создали ракеты класса "Протон" на керосиновых движках. Я уж не говорю о том что Запад давно располагает ракетами не уступающими "Протону" - причем на следующем поколении РД - водородных движках. У нас есть хоть одна ракета на водородных двигателях?


    Поясните, пожалуйста, завтра вечером с цифрами, почему керосиновые движки эффективнее гептиловых. Ну и про эффективность водорода на первых ступенях тоже.
    Нынче Америка уже не та. А ведь в 1969–1972 гг. американцы шесть раз высаживались на Луну!
    • +0.09 / 4
    • АУ
    Liss
     
    russia
    58 лет
    Слушатель
    Карма: +185.53
    Регистрация: 17.01.2011
    Сообщений: 4,242
    Читатели: 6

    Модератор ветки
    Цитата: НАлЕ от 13.09.2012 20:23:33
    Ну, если туда включить все Востоки и Восходы (в том числе и пилотируемые), то несколько десятков до полета Комарова, наверное, наберется.  :D


    Да ну что Вы. Не наберется.
    Один 1КП.
    Четыре 1К.
    Восемь штук 3КА, включая шесть пилотируемых.
    Пять "Восходов" типа 3КВ и 3КД, из них два пилотируемых.
    Два беспилотных 7К-ОК.
    И потом Комаров.
    Нынче Америка уже не та. А ведь в 1969–1972 гг. американцы шесть раз высаживались на Луну!
    • +0.17 / 6
    • АУ
    problemsolver
     
    russia
    Мценск-Тула-Москва
    Слушатель
    Карма: +40.86
    Регистрация: 14.03.2008
    Сообщений: 3,780
    Читатели: 0

    Аккаунт заблокирован
    Тред №464227
    Дискуссия   74 0
    Загадочный прыжок "Белого аиста-3"
    Третий японский корабль снабжения "Kounotori-3" ("Белый аиcт-3" ) сразу после расстыковки с МКС 12-го сентября быстро "отпрыгнул" подальше от станции.
    Корабль выполнил маневр аварийного отхода, разработанный, чтобы в случае опасности по команде компьютера быстро увести аппарат.
    Причина инцидента расследуется, пока специалисты не нашли, что "испугало" грузовой корабль.
    Так же, как тринадцатый удар часов ставит под сомнение предыдущие двенадцать,
    так и попытка оболгать меня со стороны так называемого модератора Voyager77 ставит под сомнение его способность модерировать.
    И, да, империя - это мир.
    • +0.08 / 3
    • АУ
    problemsolver
     
    russia
    Мценск-Тула-Москва
    Слушатель
    Карма: +40.86
    Регистрация: 14.03.2008
    Сообщений: 3,780
    Читатели: 0

    Аккаунт заблокирован
    Тред №464238
    Дискуссия   96 0
    Цитата: Pristav
    Видать, призрак "Фобос-грунта" перепугал Аиста )))
    Но, может, и сам Аист захотел к кому-нибудь прилететь, и чего-нибудь принести ))

    Хорошо, что заглючило только перемещение, а не вместе с определением координат этого перемещения.
    А то ведь это был бы прикол после Фукусимы.
    Так же, как тринадцатый удар часов ставит под сомнение предыдущие двенадцать,
    так и попытка оболгать меня со стороны так называемого модератора Voyager77 ставит под сомнение его способность модерировать.
    И, да, империя - это мир.
    • +0.00 / 0
    • АУ
    Спокойный
     
    russia
    Слушатель
    Карма: +177.07
    Регистрация: 19.10.2008
    Сообщений: 75,734
    Читатели: 0
    Тред №464354
    Дискуссия   74 0
    сообщение Роскосмоса:

    На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к запуску
    ракеты космического назначения - РКН «Союз-2.1а» с разгонным блоком - РБ «Фрегат»
    и европейским метеорологическим космическим аппаратом - КА «МетОп-Б».

    На космодроме прошел вывоз ракеты на стартовый комплекс.
    Транспортировка ракеты космического назначения «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат»
    и европейским метеорологическим космическим аппаратом «МетОп-Б»
    из монтажно-испытательного корпуса площадки 31 космодрома на стартовый комплекс началось в 5.30 мск.
    После доставки ракеты на стартовый комплекс она была установлена в стартовую систему,
    а затем к ней подвели фермы обслуживания.
    В 8.00 мск прошло построение расчетов Роскосмоса, после чего специалисты космической отрасли
    заняли рабочие места и приступили к выполнению работ по графику первого стартового дня.
    Пуск ракеты космического назначения «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат»
    и европейским метеорологическим космическим аппаратом «МетОп-Б» запланирован на 17 сентября.
    • +0.05 / 2
    • АУ
    Mirotvorets
     
    russia
    Слушатель
    Карма: +70.59
    Регистрация: 04.11.2010
    Сообщений: 4,346
    Читатели: 4
    Тред №464428
    Дискуссия   63 1
    Украине передано заключение российских экспертов, проанализировавших техническую и экономическую целесообразность продолжения программы "Днепр" по использованию тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-20 ("Сатана") для запуска космических аппаратов, об этом сообщил в пятницу (14 сентября) военно-дипломатический источник в Москве, передает "Интерфакс-Украина".

    "Специалисты Роскосмоса и Минобороны России в соответствии с поручением руководства страны проанализировали возможность и целесообразность продолжения проекта "Днепр". Их выводы в начале сентября переданы украинской стороне и компании "Космотрас", - сообщил собеседник агентства.

    Он отметил, что в случае с "Днепрами" главная проблема - финансовая. "До сих пор запуск одной ракеты обходился "Космотрасу" в несколько миллионов рублей, в то время как только себестоимость пуска - примерно в 80 раз больше. Разницу оплачивал российский бюджет", - сообщил он.

    "Украинской стороне предложены новые, тем не менее, остающиеся льготными, условия: платить за пуск сумму, близкую к себестоимости. Решение - за ними", - уточнил собеседник агентства. "Заказчикам пусковых услуг "Космотрас" выставлял цену, раза в два превышающую то, что хотела бы получить российская сторона", - заметил он.

    Напомним, Украина, Россия и Казахстан реализуют программу "Днепр" с 1999 года. Украинско-российско-казахстанское ЗАО "Космотрас" осуществляет модернизацию разработанных ГКБ "Южное" (Днепропетровск) межконтинентальных баллистических ракет РС-20 в конверсионную ракету "Днепр". Всего с 1999 года международным космическим консорциумом "Космотрас" осуществлено 17 успешных пусков ракет. Выведены на орбиту 62 космических аппарата, в том числе, Италии, Германии, Малайзии, Великобритании, Таиланда, Саудовской Аравии, Египта, США, Японии, Франции, ОАЭ, Испании, России.

    и-Маш. Ресурс Машиностроения.
    • +0.02 / 1
    • АУ
    НАлЕ
     
    Слушатель
    Карма: +526.87
    Регистрация: 05.12.2008
    Сообщений: 26,658
    Читатели: 22
    Тред №464467
    Дискуссия   49 0
    Цитата: problemsolver
    Разве агентство можно называть державой? Наверное, нет. Россия - космическая держава, а не Роскосмос.
    После этого возникает фраза "Европа - космическая держава". Тоже как-то глуповато звучит. ЕС - космическая держава?
    Не всё здесь понятно.


    Если бы Франция, считала так, как считает Роскосмос, то практически все пуски ЕКА записывались бы за Францией.Подмигивающий
    По принципу: чей космодром, за теми и пуск записываем.Веселый
    АТО - Антинародная Террористическая Операция
    • +0.00 / 0
    • АУ
    НАлЕ
     
    Слушатель
    Карма: +526.87
    Регистрация: 05.12.2008
    Сообщений: 26,658
    Читатели: 22
    Цитата: Mirotvorets от 14.09.2012 17:13:03
    Украине передано заключение российских экспертов, проанализировавших техническую и экономическую целесообразность продолжения программы "Днепр" по использованию тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-20 ("Сатана" ) для запуска космических аппаратов, об этом сообщил в пятницу (14 сентября) военно-дипломатический источник в Москве, передает "Интерфакс-Украина".

    А причем здесь Украина. Днепром занимается Космотрас, вот ему и надо передавать "заключения", а там уж учредители и разберутся.Подмигивающий
    ЦитатаОн отметил, что в случае с "Днепрами" главная проблема - финансовая. "До сих пор запуск одной ракеты обходился "Космотрасу" в несколько миллионов рублей, в то время как только себестоимость пуска - примерно в 80 раз больше. Разницу оплачивал российский бюджет", - сообщил он.

    Космотрас: Международная космическая компания  «Космотрас» (Закрытое акционерное общество) основана в соответствии с российским законодательством в 1997 году. Офис компании расположен в Москве.
    Акционеры МКК «Космотрас» - ведущие  научные организации и производственные предприятия России и Украины, создавшие под руководством МКК «Космотрас» пусковую систему «Днепр» и осуществляющие гарантийный и авторский надзор в процессе её эксплуатации.
    Наверное, и и налоги платит? Никак не на Украине.  ;)
    Цитата"Украинской стороне предложены новые, тем не менее, остающиеся льготными, условия: платить за пуск сумму, близкую к себестоимости. Решение - за ними", - уточнил собеседник агентства. "Заказчикам пусковых услуг "Космотрас" выставлял цену, раза в два превышающую то, что хотела бы получить российская сторона", - заметил он.

    Вот с фирмой, зарегистрированной в России и надо разбираться, причем здесь Украина? ???Подмигивающий
    ЦитатаНапомним, Украина, Россия и Казахстан реализуют программу "Днепр" с 1999 года. Украинско-российско-казахстанское ЗАО "Космотрас"

    А казахи-то когда успели влезть в Космотрас?  ???
    Уж во всяком случае не 1999 году.Строит глазки
    АТО - Антинародная Террористическая Операция
    • +0.00 / 0
    • АУ
    quququ
     
    24 года
    Слушатель
    Карма: +52.52
    Регистрация: 02.03.2012
    Сообщений: 686
    Читатели: 0
    Тред №464651
    Дискуссия   61 0
    На МКС власть переходит от россиянина к американке, второй раз в истории станции экипажем будет командовать женщина

    МОСКВА, 15 сентября. /Корр.ИТАР-ТАСС Елена Зубцова/. На борту Международной космической станции /МКС/ в ночь на воскресенье произойдет смена власти: во второй раз в истории МКС командиром объединенного экипажа станет представительница прекрасного пола.

    Как сообщили корр ИТАР-ТАСС в подмосковном Центре управления полетами /ЦУП/, "сегодня в 23:10 мск начнется церемония передачи власти от российского космонавта Геннадия Падалки астронавту НАСА Суните Уильямс". Последней предстоит командовать станцией вплоть до своего возвращения на Землю, намеченного на середину ноября. Вместе с Уильямс поддерживать работоспособность станции до прибытия следующего экипажа будут россиянин Юрий Маленченко и японец Акихико Хосидэ.

    Уильямс станет второй женщиной-командиром экипажа МКС. Первой "космической амазонкой" в октябре 2007 года стала ее соотечественница Пегги Уитсон, однако, в отличие от Уильямс, под ее началом было всего двое мужчин /россиянин и американец/, в то время как Суните предстоит управляться сразу с пятью космонавтами и астронавтами из России, США и Японии.

    Для нынешнего командира МКС-32 Падалки четырехмесячная вахта на орбите заканчивается 17 сентября: на этот день намечено возвращение на Землю корабля "Союз ТМА-04М" с тремя космонавтами на борту. Кроме Падалки, домой вернутся еще один россиянин Сергей Ревин и американец Джозеф Акаба.

    Процесс передачи смены на станции - это формальная церемония подписания соответствующих документов двумя командирами, которая занимает не более 20 минут, напомнили в ЦУП. Одновременно меняется и номер экспедиции - в данном случае с 32 на 33. Передачу командных функций экипаж МКС отмечает тем, что звонит в рынду, расположенную на американском сегменте.

    Но прежде чем подписать официальные документы, космонавты проведут еще одну церемонию: после завтрака возвращающийся на Землю Падалка и остающийся на станции Маленченко подпишут акт о передаче смены по российскому сегменту.

    Для отбывающих на Землю Падалки, Ревина и Акабы сегодня - завершающий рабочий день на орбите. Космонавты укладывают в корабль свой "багаж", возвращаемое оборудование и пеналы с результатами биотехнологических экспериментов, а Ревин еще проводит напоследок контроль санитарно- эпидемиологического состояния станции. Кроме того, в плане россиян - завершающая тренировка в устройстве "Чибис-М", обеспечивающем прилив крови к нижним конечностям, и прием специальных солевых растворов, предотвращающих обезвоживание организма при посадке.

    Отстыковка "Союза ТМА-04М" от МКС запланирована на 03:11 мск 17 сентября, посадка - на 06:53 мск, сообщили в ЦУП.
    • +0.01 / 7
    • АУ
    quququ
     
    24 года
    Слушатель
    Карма: +52.52
    Регистрация: 02.03.2012
    Сообщений: 686
    Читатели: 0
    Цитата: Mirotvorets от 13.09.2012 23:08:28
    Говорят что это комуникационные спутники  ;)Веселый

    Эти спутники (1) принадлежат  NASA, (2) наряду с другими средствами обеспечивают запуск с американских космодромов автоматических межпланетных станций, исследовательских, военных спутников и прочих КА, а также передачу телеметрии, целевой информации с различных КА и управление ими. Без спутников TDRS сложно представить выполнение многих программ NASA.

    Цитата: Mirotvorets от 13.09.2012 23:08:28
    PS Да и все ли действующие?ВеселыйПодмигивающий


    Спутник \ год запуска \ статус

    TDRS-3 1988 действующий
    TDRS-5 1991 действующий
    TDRS-6 1993 действующий
    TDRS-7 1995 действующий
    TDRS-8 2000 действующий
    TDRS-9 2002 действующий
    TDRS-10 2002 действующий

    Еще вопросы?Веселый
    • -0.01 / 5
    • АУ
    skroznik*
     
    russia
    Слушатель
    Карма: -9.99
    Регистрация: 12.09.2012
    Сообщений: 56
    Читатели: 0
    Цитата: Liss от 13.09.2012 23:33:17
    Термин АМС подразумевает любой КА, уходящий от Земли дальше точек Лагранжа системы Солнце -- Земля.

    Да ну.
    Третья точка Лагранжа находится вообще с противоположной (относительно Земли) стороны от Солнца, на расстоянии от Солнца, практически равном расстоянию от Земли до Солнца.
    Четвертая и пятая точки Лагранжа находятся тоже очень далеко - это уже межпланетные расстояния - на орбите Земли на 60градусов впереди и сзади Земли..
    Скорее всего вы имели в виду первую и вторую точки Лагранжа.

    Отредактировано: skroznik* - 15 сен 2012 15:11:15
    • -0.15 / 7
    • АУ
    skroznik*
     
    russia
    Слушатель
    Карма: -9.99
    Регистрация: 12.09.2012
    Сообщений: 56
    Читатели: 0
    Цитата: Liss от 13.09.2012 23:51:10
    Китайцы летают. В том числе и пилотируемые корабли запускают. Хотя и вовсю делают свою китайскую "Ангару" под названием CZ-5.


    Ах, да... Совсем забыл - законодатели мод в космосе - китайцы - тоже на гептиле летают... Извиняюсь.
    Но вы правильно заметили что китайцы умнеют намного быстрее нас и скоро тоже от гептила откажутся.
    Отредактировано: skroznik* - 15 сен 2012 14:59:52
    • -0.25 / 10
    • АУ
    skroznik*
     
    russia
    Слушатель
    Карма: -9.99
    Регистрация: 12.09.2012
    Сообщений: 56
    Читатели: 0
    Цитата: Liss от 13.09.2012 23:51:10Поясните, пожалуйста, завтра вечером с цифрами, почему керосиновые движки эффективнее гептиловых. Ну и про эффективность водорода на первых ступенях тоже.


    Центральной характеристистикой (конечно же не единственной) всех маршевых двигателей является удельный импульс,

    Возмем один из лучших гептиловых двигателей РД-253 (РН Протон) и даже не доведенный до ума самый мощный из них РД-270.

    РД-253 - 316/285 [c] (вакуум/поверхность)
    РД-270 - 322/301 [c]

    Сравним это с современным керосиновым двигателем РД-170(180)

    РД-170 - 337/310 [c]

    Таким образом по удельному импульсу керосинка заметно выше стоит чем гептилка - ведь известно что каждая единица удельного импульса на учете. Кроме того самые мощные ракетные двигатели работают именно на керосинке. Использование гептила на российских РН объясняется только тем что своего до сих пор ничего не сделали - работаем на советском заделе.

    Что касается водородных двигателей - то рассмотрим их тоже - с "Энергии" и американский водородный движок:

    РД-0120 - 455/353 [c]
    RS-68    - 409/359 [c]

    Таким образом удельный импульс водородных движков даже у поверхности намного превосходит удельный импульс керосинок даже в вакууме.
    Не говоря уже о том что в разреженном пространстве водородный движок вообще вне конкуренции. Тем более что плотная атмосфера для современных РН заканчивается очень быстро (по времени) - и дальше водородный движок выступает во всей красе - никакая керосинка до него и близко не дотянется. Но и в плотных слоях атмосферы водородный движок лучше керосинки.

    Поэтому американские и французские РН намного эффективней наших устаревших носителей - у нас вообще еще нет ни одного РН с водородными движками (два полета "Энергии" вряд ли стоит защитывать). А старые РН - и те гептиловые - от которых Казахстан нам регулярно (хоть и редко) их запуски запрещает.
    Отредактировано: skroznik* - 15 сен 2012 15:15:58
    • -0.25 / 10
    • АУ
    Liss
     
    russia
    58 лет
    Слушатель
    Карма: +185.53
    Регистрация: 17.01.2011
    Сообщений: 4,242
    Читатели: 6

    Модератор ветки
    Цитата: skroznik* от 15.09.2012 14:17:46
    Скорее всего вы имели в виду первую и вторую точки Лагранжа.





    Разумеется, поскольку в остальных трех никто не живетУлыбающийся
    Нынче Америка уже не та. А ведь в 1969–1972 гг. американцы шесть раз высаживались на Луну!
    • +0.04 / 3
    • АУ
    Liss
     
    russia
    58 лет
    Слушатель
    Карма: +185.53
    Регистрация: 17.01.2011
    Сообщений: 4,242
    Читатели: 6

    Модератор ветки
    Цитата: skroznik* от 15.09.2012 14:46:23
    Центральной характеристистикой (конечно же не единственной) всех маршевых двигателей является удельный импульс,

    Возмем один из лучших гептиловых двигателей РД-253 (РН Протон) и даже не доведенный до ума самый мощный из них РД-270.

    РД-253 - 316/285 [c] (вакуум/поверхность)
    РД-270 - 322/301 [c]

    Сравним это с современным керосиновым двигателем РД-170(180)

    РД-170 - 337/310 [c]

    Таким образом по удельному импульсу керосинка заметно выше стоит чем гептилка - ведь известно что каждая единица удельного импульса на учете. Кроме того самые мощные ракетные двигатели работают именно на керосинке. Использование гептила на российских РН объясняется только тем что своего до сих пор ничего не сделали - работаем на советском заделе.

    Что касается водородных двигателей - то рассмотрим их тоже - с "Энергии" и американский водородный движок:

    РД-0120 - 455/353 [c]
    RS-68    - 409/359 [c]

    Таким образом удельный импульс водородных движков даже у поверхности намного превосходит удельный импульс керосинок даже в вакууме.
    Не говоря уже о том что в разреженном пространстве водородный движок вообще вне конкуренции. Тем более что плотная атмосфера для современных РН заканчивается очень быстро (по времени) - и дальше водородный движок выступает во всей красе - никакая керосинка до него и близко не дотянется. Но и в плотных слоях атмосферы водородный движок лучше керосинки.

    Поэтому американские и французские РН намного эффективней наших устаревших носителей - у нас вообще еще нет ни одного РН с водородными движками (два полета "Энергии" вряд ли стоит защитывать). А старые РН - и те гептиловые - от которых Казахстан нам регулярно (хоть и редко) их запуски запрещает.


    Здесь есть куда более подкованные по части ЖРД участники, чем я. Тем не менее отвечу.

    Второй важнейшей характеристикой топливной пары является средняя плотность (при используемом соотношении компонентов). Для пары кислород+водород это 345 кг/м3, для кислород+керосин -- 1036 кг/м3, для НДМГ+АТ -- 1189 кг/м3. Чем ниже средняя плотность, тем больше объем и масса баков, вмещающих нужное Вам количество килограммов. В результате преимущество в удельном импульсе съедается необходимостью тащить более тяжелые баки ступени. В частности, для кислород-водорода на первой ступени съедается напрочь и в минус. Поэтому Вы не найдете носителя с первой кислород-водородной ступенью по схеме "тандем", то есть работающей традиционные 120-130 секунд и расходующей большую часть топлива в атмосфере при низком удельном импульсе. Только толстые и длинные центральные блоки Space Shuttle, "Энергии", Ariane 5, Delta IV, CZ-5, питающие двигатели вплоть до выхода на орбиту или почти до него. То есть водород оправдан на верхних ступенях и с трудом конкурирует с керосином на первой ступени, диктуя полутораступенчатую схему. Именно в силу этой технической, или даже физической причины, а вовсе не из-за тупости советских инженеров и администраторов, у нас нет водорода на первых ступенях.

    По кислород-керосину и гептилу с четырехокисью азота картина аналогичная. Пара НДМГ+АТ проигрывает по удельному импульсу и ядовита, зато умещается в баках меньшего объема, самовоспламеняется и не требует криогенного оборудования для хранения и заправки. В целом баш на баш.

    Кстати, максимальная тяга на одну камеру для кислородно-керосиновых ЖРД -- около 200 тс (четверть РД-170 и его последующие варианты, причем они капризные и дорогие, как сволочи). Конечно, был в истории F-1 с почти 700 тоннами, но на данный момент его нету. На НДМГ+АТ тяга в 150-200 тс достигается без особых проблем.
    Отредактировано: Liss - 15 сен 2012 16:21:54
    Нынче Америка уже не та. А ведь в 1969–1972 гг. американцы шесть раз высаживались на Луну!
    • +0.19 / 6
    • АУ
    skroznik*
     
    russia
    Слушатель
    Карма: -9.99
    Регистрация: 12.09.2012
    Сообщений: 56
    Читатели: 0
    Цитата: Liss от 15.09.2012 16:09:12
    Здесь есть куда более подкованные по части ЖРД участники, чем я. Тем не менее отвечу.
    Второй важнейшей характеристикой топливной пары является средняя плотность (при используемом соотношении компонентов). Для пары кислород+водород это 345 кг/м3, для кислород+керосин -- 1036 кг/м3, для НДМГ+АТ


    У РД много характеристик разных. То что вы привели  это конечно хорошо, но скорее это технологическая характеристика, на эффективность РН влияющая весьма опосредованно.

    Не думаю что это так уж важно - ибо США и Франция вряд ли перешли бы на водородные движки на своих современных РН, будь это критично.
    • -0.21 / 9
    • АУ
    skroznik*
     
    russia
    Слушатель
    Карма: -9.99
    Регистрация: 12.09.2012
    Сообщений: 56
    Читатели: 0
    Цитата: Liss от 15.09.2012 15:57:34
    Разумеется, поскольку в остальных трех никто не живетУлыбающийся

    В четвертой и пятой точках Лагранжа живет космическая пыль и микрометеориты - что важно учитывать при проектировании трасс космических полетов.
    • -0.06 / 4
    • АУ
    НАлЕ
     
    Слушатель
    Карма: +526.87
    Регистрация: 05.12.2008
    Сообщений: 26,658
    Читатели: 22
    Цитата: Liss от 15.09.2012 16:09:12
    Здесь есть куда более подкованные по части ЖРД участники, чем я. Тем не менее отвечу.
    Второй важнейшей характеристикой топливной пары является средняя плотность (при используемом соотношении компонентов). Для пары кислород+водород это 345 кг/м3, для кислород+керосин -- 1036 кг/м3, для НДМГ+АТ


    Я тоже не претендую на сильную подкованность в части ЖРД, но насчет плотности могу добавить. что если Н2 + О2 использовать на всех ступенях ракеты. то она будет конечно же легче, но объем баков будет где-то в 2 раза больше, чем на ракете с такой же энергетикой, но использующей керосин + О2.
    Отсюда рост габаритов самой ракеты и веса сухой конструкции, что серьезно усложняет всю "наземку", что, в свою очередь, серьезно сказывается на экономических показателях комплекса. Все это просчитывается и в настоящий момент самым оптимальным является:
    - на первой ступени : кислород + О2 (на ракетах легкого класса преимущество этой пары перед АТ + НДМГ сильно нивелируется);
    - на второй ступени: все неоднозначно, может и керосин, а может и водород (надо смотреть в каждом конкретном случае);
    - на разгонниках: с точки зрения энергетики - да, водород, но сточки зрения некоторых задач (когда РБ долго функционирует на переходных орбитах) - криогенные компоненты не есть хорошо.

    Ариан-5, японская Н-2, американская Дельта-4 используют на первой ступени не чистую пару Н2 + О2, а в комплекте с РДТТ. Это вынужденное решение (хотя и неплохо получается), обусловленное тем, что никто из них не имеет ЖРД  для 1-й ступени с большой достаточной тягой. Косвенно. это подтверждается закупкой штатами РД-180.

    Как-то так, не претендуя на истину в последней инстанции.
    Отредактировано: НАлЕ - 15 сен 2012 16:31:36
    АТО - Антинародная Террористическая Операция
    • +0.08 / 5
    • АУ
    Сейчас на ветке: 10, Модераторов: 0, Пользователей: 1, Гостей: 1, Ботов: 8
     
    Deymаn