Цитата: перегрев
Кошмарная перспектива оказаться в такой ситуации. Просто жуткий выбор, не приведи Господь.
Цитата Видел проект (одно КБ делало) возвращаемой второй ступени. Здоровенное яйцо, с ненесущими баками, а-ля ФАУ-2, посадка на маршевый движок, как ЛМ. Тонн триста посадочный вес.
Цитата: перегрев
А какая разница между военной ПН и гражданской?
Цитата: перегрев
Не забывайте, что в случае ЭРД двигатели работают несколько месяцев. Для обсуждаемого кирогаза еще и несколько месяцев крутятся турбины и генераторы ЯЭУ. Оно нам надо? для ГСО ЭРД имеет смысл если выводить десятки и сотни тонн. Только такой ПН пока не предвидится. И еще для ЭРД нужна очень мощная ЯЭУ и просто грандиозные радиационные теплообменники, десятки тысяч квадратных метров. ЯРД менее продвинутый, но зато и технические риски меньше.
Цитата: ffe от 05.11.2009 07:46:17
Только у военных может возникнуть необходимость срочно доставить тяжёлый груз Х в точку Б.
Цитата: ffe от 05.11.2009 07:46:17
Только у военных может возникнуть необходимость срочно доставить тяжёлый груз Х в точку Б.
Цитата
А у некомбатантов всё идёт по плану. По бизнес-плану.
Цитата
Откуда все эти жуткие цифры? Сдаётся мне что с потолка .
Цитата
В связи с малым ускорением, сообщаемым КА электрическими двигателями, маршевые ДУ с ЭРД должны работать непрерывно в течение нескольких месяцев (например, при переходе КА с низкой орбиты на геосинхронную) или несколько лет (при межпланетных полётах)
Цитата
Ограниченное применение ЭРД связано с необходимостью большого расхода электроэнергии (10—100 квт на 1 н тяги)
Цитата
Тот монстр, которого Вы нарисовали крупными мазками, скорее пригоден чтобы по-бырому (года за полтора) сгонять к Плутону и обратно.
Цитата: НАлЕ от 04.11.2009 01:13:57более насущные задачи, стоящие перед российской космонавтикой (без решения которых и подобный буксир не сделать), а уж потом ...
Цитата: перегрев от 05.11.2009 23:42:24
Что у комбатантов, что у некомбатантов, на ГСО за три дня от команды до старта ничего не выводится. И цикл производственный таких спутников занимает годы. Каждого, что военного, что невоенного. Серийно их пока не делают. И все они единичные, штучные изделия.
Цитата: перегрев от 05.11.2009 23:42:24
Пусть 10 квт на 1 Н, значит 100 кг - 980 Н, и следовательно 9800 кВт или 9,8 мВт электрической мощности.
Цитата: перегрев от 05.11.2009 23:42:24
Температура теплообменника исходя из условий эксплуатации, параметров теплоносителя, возможностей конструкционных материалов до указаных 500 кельвинов не доберется. КПД 70% тоже не будет. Добавим сюда потери на "реальность" и цифра 10-18 тысяч кв. метров площади покажется совсем нестрашной.
Цитата: перегрев от 05.11.2009 23:42:24
хотите верьте, хотите нет
Цитата: TAU от 06.11.2009 08:50:45
Самые насущные задачи - воспитание и обучение нового поколения инженеров и рабочих, способных создавать космические аппараты и носители.
ЦитатаА это невозможно без настоящих, серьезных проектов.
Цитата Чистые исследования без особых затрат, "потом" - так можно вообще в один непрекрасный день без космической промышленности остаться."Чистые" исследования, как и фундаментальная наука нужны всегда, как бы фантастически они не выглядели. Главный вопрос, когда и какие чистые исследования переводитьв практическую плоскость.
Цитата: ffe от 06.11.2009 10:35:08
Тоесть Вы тоже считаете что двухмесячный (трёхмесячный, полугодовой) срок довыведения на ГСО не является неприемлемым? Очень хорошо. И я с Вами полностью согласен.
Цитата
Если ПН "гражданская" то пусть хоть три месяца вытаскивает. Тяга конечно меньше, зато рабочее тело расходует экономичнее. Ну и дополнительный бонус в том что источники энергии могут быть разные, необязательно только реактор. Более универсальная платформа получается.
Цитата
Только у военных может возникнуть необходимость срочно доставить тяжёлый груз Х в точку Б...
Цитата
Бинго! Так и думал что Вы на Плутон нацелились, или на что подальше. ЭРД тягой 100 кг за три месяца непрерывной работы разгонит объект начальной массой 600 тонн до скорости 20 км/сек...
Цитата
что на 10 км/сек быстрее "вояджера-1/2".
Цитата
Брюки превращаются... в элегантные шорты площадью 15 тысяч квадратных метров. Берём реально существующие ЭРД, с их средними 20кВт на 1 ньютон тяги. Считаем, получаем 500-600 квадратных метров. А где же искомые "десятки тысяч"? А вот где: берём ЭРД спроектированные ещё во времена Ивана Грозного и пересчитываем заново. В результате имеем те самые десятки тысяч. Задача решена.
Цитата
Правда так и остался непрояснённым вопрос: кому нафик нужны эти 100 килограмм тяги? Вполне хватило бы и одного-двух.Верю! :)
Цитата
Только у военных может возникнуть необходимость срочно доставить тяжёлый груз Х в точку Б...
Цитата: перегрев от 08.11.2009 14:13:13
Минуточку!
Цитата: перегрев от 08.11.2009 14:13:13
22 км/с, если строго без учета потерь и исходя из озвученного Вами расхода РТ и тяги 100 кг. Кстати такой расход подразумевает удельный импульс = 17640 м/с. Очень немного для ЭРД. С такой удельной о межпланетных пилотируемых полетах можно и не думать
Цитата: перегрев от 08.11.2009 14:13:13
На 5 км/с, опять же если строго или на 3 если по Вашему. Третья космическая скорость 16,6 км/с, однако...
Цитата: перегрев от 08.11.2009 14:13:13
Даже не заморачиваясь с точным подсчетом площади, не учитывая откидные панели тупо умножим длину на ширину пусть 17 м на 7м получим площадь теплообменника = 119 м2. Для 18 кВт. А вы несколько мегаватт решили через 500-600 м2 площади сбросить.
Цитата: ffe от 08.11.2009 20:21:16
Нашёл для МКС. Два радиатора, по 230 квадратов каждый.
Цитата
Итого 460 м2. Вобщем не очень много.
Цитата: перегрев от 08.11.2009 21:58:19
Три радиатора по 230 м2 http://ru.wikipedia.…лемент_МКС) А всего я насчитал шесть радиаторов на модулях (S0, S3\S4, P3\P4-по одному, S1-три). Причем площадь я нашел только для радиаторов установленный на модуле S1. Остальные, надо полагать, то же какие-никакие размеры имеют.
Цитата: перегрев от 08.11.2009 21:58:19
Ну, да. Еще 40 м2 и можно ставить ЭРД с энергопотреблением 10 кВт на Ньютон и ЯЭУ мегаватного класса ;). Кстати 460 м2 - это для батарей с суммарной мощностью до 60 кВт. Отсюда http://www.novosti-k…9/40.shtml
Цитата: ffe от 08.11.2009 23:15:12
Больших я там только два нашёл. И на схеме МКС элементов с названием "радиатор" тоже два.
Цитата
«S1» (англ. S1 Truss, полное название Starboard Side Thermal Radiator Truss) — ферменная конструкция присоединённая к правому борту фермы «S0» 10 октября 2002 года (шаттл «Атлантис», сборочная миссия МКС 9A, миссия шаттла STS-112). На ферме размещены рельсовые пути для тележки «Канадарма-2» и робокара (Crew and Equipment Translation Aid cart), предназначенного для перемещения экипажа и оборудования в ходе внекорабельной деятельности. Кроме этого в конструкции размещены радиаторы и другое оборудование для активной системы температурного контроля ATCS, в контурах охлаждения используется аммиак. Роторная радиаторная стойка поворачивает три радиатора на угол 105°, чтобы обеспечивать их постоянное нахождение в тени, а также подводит к ним электроэнергию и аммиак. На ферме размещены камеры и осветительные приборы, оборудование и антенны для системы связи S-диапазона. Габариты: 13,7 x 4,6 x 1,8 метра (45 x 15 x 6 фута)
Масса: 14124 кг (31137 фунтов)
Цитата
Дык вполне понятно почему на МКС радиаторы имеют сравнительно крупные габариты. Они же не реактор там охлаждают. Температура теплоносителя невысокая, фотоны получаются вялые, летают медленно.
Цитата
А если в вашем.примере температуру взять не 500К, а 1000К? На сколько возрастёт эффективность теплоотвода?
Цитата: перегрев от 09.11.2009 00:27:01
зачем напрягаться уменьшая площадь ТО и делать дико напряженную систему подачи теплоносителя.
Цитата: ffe от 09.11.2009 01:21:05
Затем что четвёртая степень. Значит при увеличении температуры на 80% эффективность радиатора возрастает на порядок, но не факт что на порядок возрастёт и масса. Ну а компромисс эт понятно. Иначе можно было бы не возиться со всякими дряхлыми ЭРД/ЯРД, а сразу бескомпромиссно перейти на фотонную тягу.
Цитата: перегрев от 09.11.2009 20:24:49
температура ТО будет определяться не желанием максимально использовать "четвертую степень", а процессом проектирования системы в целом и комплексным подходом. Если предельно упрощенно: сначала реактор необходимой мощности, система охлаждения такого реактора, выбор температуры и самого теплоносителя, система прокачки такого теплоносителя, с имеющимся теплоносителем и его физико-химическими характеристиками и температурой, если насосы (условно, или уплотнения, или еще чего) под такой хладогент сделать нельзя, снижаем параметры реактора и т.д. Иными словами температура ТО будет последней и определяться она будет результатами проектирования всей системы.
ЦитатаВ процессе работ по космическим ЯЭУ был решен ряд наукоемких проблем, что позволяет сделать вывод о создании в нашей стране научно-технического, материаловедческого и технологического заделов по энергодвигательным блокам и электроракетным транспортным аппаратам, как новому перспективному направлению космической техники. В настоящее время завершена поэлементная отработка узлов агрегатов ЯЭУ, в результате которой разработан основной конструкционный материал (ниобиевый сплав) и освоено производство полуфабрикатов из него; созданы новые проводниковые, изоляционные и магнитные материалы для высокотемпературных электротехнических агрегатов, работающих при температурах 1000-1200 К; проведены необходимые испытания многоэлементных термоэмиссионных ЭГК с плотностью электрической мощности до 15 Вт/см2; экспериментально обоснованы на полномасштабном физическом стенде нейтронно-физические характеристики активной зоны и радиационной защиты ТРП; освоено изготовление из проката ниобиевого сплава системы для циркуляции расплавленного лития при рабочих температурах до 1300 К; освоено серийное производство натриевых тепловых труб холодильника-излучателя длиной от 1 до 8 м и электромагнитных насосов с температурой перекачиваемого лития примерно до 1300 К; а также разработаны бесконденсаторные высокотемпературные преобразователи для согласования параметров тока ЯЭУ и ЭРДУ.
Цитата: ffe от 09.11.2009 21:20:12
Жуть как много загадочных слов. Могли бы сказать проще - создание КА это процесс непрерывного творческого поиска, направленного на оптимально решение задач проектирования и изготовления конструкции КА с заданными характеристиками. :D
Цитата
А зачем нужна тяга в 100кило я так и не понял.
Цитата
зы. Вдогон к вопросу о "зачем напрягаться уменьшая площадь ТО и делать дико напряженную систему подачи теплоносителя". Люди вот зачемто напрягались, делали напряжённую СО, незнаю уж зачем:http://www.buran.ru/htm/gud%2026.htm
Цитата
что позволяет сделать вывод о создании в нашей стране научно-технического, материаловедческого и технологического заделов по энергодвигательным блокам и электроракетным транспортным аппаратам
Цитата: перегрев от 09.11.2009 22:41:51
задел. Каким будет и если будет этот керогаз покажет время. И обратите внимание все это великолепие относится к марсианской экспедиции, а не к межорбитальному буксиру. И речь идет о термоэмиссионной ЯЭУ мощностью 5-10 мВт.
Цитата В 1982 г. во исполнение Постановления Правительства от 05.02.1981 г. НПО "Энергия" по ТЗ Министерства обороны разработало техническое предложение по ядерному межорбитальному буксиру 17Ф11 ("Геркулес") полезной электрической мощностью 550 кВт, выводимому на опорную орбиту высотой 200 км с помощью или орбитального корабля "Буран" или ракеты-носителя "Протон", в качестве универсального электротранспортного средства для решения целевых задач в околоземном пространстве. Межорбитальный буксир имел полезную электрическую мощность ЯЭУ 550 кВт, удельный импульс ЭРДУ 3000 с, тягу ЭРДУ 2,6 кгс, ресурс ЯЭУ и ЭРДУ 16000 ч, ксенон в качестве рабочего тела ЭРДУ и массу (сухую) 15700 кг. Был рассмотрен также двухцелевой вариант этой системы: доставка КА на энергоемкую орбиту при мощности 550 кВт и работа в режиме пониженной мощности на уровне 50-150 кВт в течении 3-5 лет.
ЦитатаЭРТА имеет полезную мощность ЯЭУ 150 кВт в транспортном режиме и 10-40 кВт в режиме длительного энергообеспечения; ресурс до 1,5 лет в транспортном режиме и до 10 лет в режиме длительного энергообеспечения; удельный импульс ЭРДУ 3060-4080 с, суммарную тягу ЭРДУ 0,55 кгс, массу ЭРТА 10-12 т, в том числе массу ЯЭУ 5,0...5,5 т и сухую массу ЯЭРДУ 7...7,5 т.