Цитата: Пурген от 02.08.2021 16:57:22Вы можете пояснить свою мысль? 100 м/с потребовали 1600 кг, или 16 кг на 1 м/с. 11 м/с потребовали 300 кг, или 30 примерно кг на 1 мс. При этом как я понимаю оставалось еще под полтонны горючего. В чем же были проблемы?
Цитата: сапёрный танк от 03.08.2021 23:14:53......Считаете возить воздух лучше?
Цитата: normalized_ от 02.08.2021 13:39:36Как Вчера в 14:54 упоминали такой перерасход можно объяснить тем, что использовались нештатные для этой задачи движки, расположенные под углами (тянувшие наподобие "лебедь-рак-щука")
ЦитатаМаск еще раз подчеркнул, что производство недооценивается, а дизайн переоценивается; разработка производственной системы в 10-100 раз сложнее, чем проектирование продукта, что, по мнению Маска, особенно верно в отношении Raptor. По мере увеличения объема производства количество усилий, затрачиваемых на проектирование, уменьшается до 0.
Например, Маск заявил, что проектирование двигателя с замкнутым циклом легко, но чрезвычайно трудной частью является стоимость тонны тяги менее 1000 долларов. Поскольку каждый Раптор производит 230 тонн тяги, это означает, что каждый двигатель должен стоить менее 230 000 долларов.
ЦитатаМаск отметил, что сухая масса Super Heavy должна быть меньше 200 тонн, хотя сухая масса является движущейся мишенью. Двигатели, включая монтажную массу, составляют 2 тонны; топливный бак и баки с жидким кислородом (LOx) - примерно 80 тонн; а межступенчатая система-около 20 тонн, включая четыре решетчатых ребра, каждое из которых весит примерно 3 тонны. Маск отметил, что он рассчитывает, что сможет сократить массу каждого решетчатого плавника пополам. Он также отметил, что в настоящее время все слишком тяжелое, включая авионику, решетчатые ребра и батареи. В настоящее время решетчатые ребра снабжены электрическим приводом, использующим для их привода модифицированный двигатель Tesla Model 3. Продолжая использовать детали Tesla, батареи в настоящее время оптимизированы по энергии, а не по мощности, так как автомобилю требуется несколько часов энергии, в то время как ребрам сетки требуется всего две или три минуты энергии. Из-за этих причин, отметил Маск, как и большая часть конструкции Звездолета, батареи являются временными, и масса батареи может упасть в 10 раз.
Ракета - носитель рассчитана на перевозку 3600 тонн топлива, из которых ~78% приходится на жидкий кислород. Раптор горит при соотношении смеси 3,5 к 3,7, что является богатым топливом, чтобы гореть холоднее, чем стехиометрическое соотношение, которое расплавило бы двигатель. Остатки топлива Super Heavy (количество топлива, которое не может быть использовано без риска повреждения транспортного средства) составляют порядка 20 тонн, отмечает Маск, что значительно выше, чем 1 тонна остатка топлива Falcon 9. При оптимизации конструкции Маск отметил, что конечная сухая масса Сверхтяжелого должна составлять от 160 до 200 тонн.
ЦитатаМаск кратко описал свой пятиэтапный инженерный процесс, который должен быть завершен для того, чтобы:
- Сделайте требования менее глупыми. Требования, безусловно, глупые; не имеет значения, кто дал их вам. Он отмечает, что особенно опасно, если кто-то умный дает требования, так как есть можно можно недостаточно усомниться в требованиях. - Все ошибаются. Кто бы ты ни был, все иногда ошибаются. Далее он отмечает, что “все конструкции ошибочны, вопрос лишь в том, насколько они ошибочны”.
- Очень старайтесь удалить деталь или процесс. Если детали не добавляются обратно в конструкцию по крайней мере в 10% случаев, то удаляется недостаточно деталей. Маск отметил, что существует сильная тенденция в сторону “давайте добавим эту часть или шаг процесса, может потребоваться”. Кроме того, каждое требование детали или процесса должно исходить от личности, а не от отдела, поскольку отдел не может быть спрошен, почему существует такое требование, но человека спросить можно.
- Упростите и оптимизируйте дизайн. Это третий шаг, поскольку самая распространенная ошибка умного инженера-оптимизировать то, без чего можно обойтись..
- Ускорьте время цикла. Маск заявляет: “Вы двигаетесь слишком медленно, идите быстрее! Но не торопись, пока не поработаешь над остальными тремя вещами.
- Автоматизировать. Важной частью этого является удаление тестирования в процессе после того, как проблемы были диагностированы; если продукт достигает конца производственной линии с высоким уровнем приемки, нет необходимости в тестировании в процессе.
Кроме того, Маск вновь заявил, что, по его мнению, каждый должен быть главным инженером. Инженеры должны понимать систему на высоком уровне, чтобы понять, когда они делают плохую оптимизацию. В качестве примера Маск отметил, что на уменьшение массы двигателя тратится на порядок больше времени, чем на уменьшение остаточного топлива, несмотря на то, что и то, и другое одинаково важно.
ЦитатаСледуя пятиэтапному плану Маска, SpaceX решила удалить систему разделения со Старшипа и вместо этого будет полагаться на сохранение углового момента для разделения ступеней. Прямо перед отключением главного двигателя, Super Heavy подвешивает свои двигатели, заставляя носитель вращаться. Защелки между Старшипом и Super Heavy затем отходят, в результате чего носитель и Старшип разойдутся; весь процесс аналогичен тому, как SpaceX развертывает спутники Starlink. Это служит двум целям, так как разделяет этапы при запуске сальто ракеты-носителя, которое необходимо выполнить для возврата.
ЦитатаВ дополнение к этому SpaceX решила удалить специальные двигатели на горячем газе из Super Heavy. Чтобы заменить его, SpaceX будет использовать отработанный газ из баков для управления ориентацией, установив четыре вентиляционных отверстия на расстоянии 90° друг от друга. Проветривая баки через эти вентиляционные отверстия, они смогут контролировать положение ракеты-носителя во время сальто.
Цитата: Liss от 04.08.2021 00:08:19В неправильном расчете.
Неверно, что 300 кг ушли на гашение скорости 11 м/с. Это, во-первых, лучевая скорость, то есть лишь проекция полной скорости на направление МЛМ – МКС, а во-вторых, маневры на этом этапе сложны, выдаваемые импульсы направлены отнюдь не по вектору скорости и т.д.
Считать надо обратную вещь. Удельный импульс двигателей МЛМ известен – для ДКС это 298 секунд, а для ДПС 252 секунды. Если выразить их в метрах в секунду (умножением на g), получится соответственно 2920 и 2470 м/с. Это не только тяга в ньютонах, отнесенная к расходу топлива в килограммах в секуду, но в первом приближении еще и скорость истечения топлива.
Из закона сохранения импульса имеем соотношение M*ΔV = u *Δm, где M – масса МЛМ, ΔV – приращение скорости МЛМ, u – скорость истечения, Δm – расход топлива на маневры. Разумеется, это грубое приближение, но M в ходе полета меняется максимум на 10%, так что ошибка не будет больше этой.
Считаем для ДКС, получаем, что на 100 м/с приращения скорости нужно лишь 710 кг топлива. Сделаем поправку в 10% на ненулевой угол между осями двигателей и осью модуля, будем считать, что в реальности нужно 780 кг. А модуль куда-то истратил 1600 кг...
Считаем для ДПС, получаем 840 кг. Но это опять же без учета угла установки двигателей ДПС, который составляет 60° с направлением полета, так что реальное приращение скорости равно половине расчетного, а реальный потребный расход вдвое выше и составляет 1680 кг.
В действительности истина посередине – первые три коррекции были на ДПС, в сумме около 16 м/с, а все остальные импульсы на ДКС – минимум 72 м/с, а с учетом причаливания несколько больше.
Ну и расход – ДПС съели 2*135 = 270 кг, а ДКС – 1.1*510 = 560 кг. Итого 830 кг по расчету против 1620 кг по факту. Расходом на ориентацию и стабилизацию этого не объяснишь.
Куда делось остальное-то?
Цитата: BALcat от 04.08.2021 11:53:08Имеет ли смысл при создании РОСС забрать функциональные российские сегменты МКС, что бы быстро наростить объём и функциональность новой станции? ...
Цитата: BALcat от 04.08.2021 11:53:08Имеет ли смысл при создании РОСС забрать функциональные российские сегменты МКС, что бы быстро наростить объём и функциональность новой станции?
Цитата: Solomonger от 04.08.2021 13:09:59... Все что пристыкованное к МКС - сгорит.
Цитата: BUR от 04.08.2021 12:24:35Это в принципе невозможно.
орбита РОСС - солнечно-синхронная полярная орбита.
орбита МКС (52°) - существенно ниже по широтам.
Дешевле вывести новые модули, чем настолько "повернуть" орбиту модулей МКС...
Цитата: BALcat от 04.08.2021 15:47:01что выгоднее, делать и запускать новые или потратить несколько месяцев работы ТЭМ.
Цитата: BALcat от 04.08.2021 15:47:01Вот какой смысл в 21-м понимать "Науку" и "Причал" что бы в 25-28-м годах оставить это заклятым "друзьям" или топить?
Цитата: anik от 01.08.2021 13:40:07Вы о пресс-службах когда-нибудь слышали? Это их прямая обязанность рассказывать об этом. А специалисты пусть не отвлекаются и занимаются своим делом.
ЦитатаМОСКВА, 4 авг — РИА Новости. "Роскосмос" назвал отговорки НАСА и Boeing о переносе запуска космического корабля Starliner к МКС якобы из-за нештатной ситуации на российском модуле "Наука" некрасивыми.
"Вчера его перенесли на 4 августа, сегодня отложили на неопределенный срок. В компании сообщают, что это проблема с двигателями корабля или программным обеспечением для их работы", — написал в своем Telegram-канале руководитель пресс-службы госкорпорации Владимир Устименко.
Это уже не первый перенос запуска. НАСА 29 июля перенесло старт корабля, прокомментировав, что после этого у экипажа МКС будет больше времени разобраться с прилетевшим на МКС модулем "Наука", у которого через несколько часов после стыковки неожиданно включились двигатели. Тогда "Наука" провернула станцию на 540 градусов, сообщили впоследствии в НАСА.
Устименко подчеркнул, что космонавтика подразумевает работу с очень сложной техникой, и проблемы могут возникать у всех.
"Но вот чего понять не получается, так это попыток НАСА и Boeing при наличии серьезных проблем обвинять в переносе российский модуль "Наука". Некрасиво это", — добавил он.
По его словам, на космодроме стояла плохая погода, при этом корабль и ракету вернули обратно в цех вертикальной сборки. Этого не стали бы делать, если бы перенос произошел из-за российского модуля.
https://ria.ru/20210804/roskosmos-1744311275.html
Цитата: Almost от 03.08.2021 18:51:02Очередной перенос, теперь по вине их техники
ЦитатаНАСА и Boeing потратят столько времени, сколько потребуется, чтобы убедиться, что Starliner готов к важному испытанию полета без экипажа на космическую станцию, и будут искать следующую доступную возможность для запуска после решения проблемы.
Цитата: Almost от 04.08.2021 16:25:05Так что и без взбрыков "Науки" им торопиться было некуда
Цитата: Цитата (Яндекс-перевд)После сегодняшнего неудачного запуска космического корабля CST-100 Starliner компания Boeing работает над тем, чтобы понять источник неожиданных показаний положения клапанов в двигательной установке. Проблемы были впервые обнаружены во время проверок после того, как в понедельник над Космическим центром Кеннеди прошли электрические бури.
Инженерные группы в настоящее время проверили клапаны двигательной установки служебного модуля с Starliner и Atlas V на стартовой площадке и исключили ряд потенциальных причин, включая программное обеспечение. Для завершения оценки требуется дополнительное время, и в результате НАСА и Boeing не рассматривают возможность запуска завтрашнего дня.
“Мы собираемся позволить данным руководить нашей работой”, - сказал Джон Волмер, вице-президент и менеджер программ программы коммерческих экипажей Boeing. “Наша команда усердно работала над обеспечением безопасности и успеха этой миссии, и мы не запустим ее до тех пор, пока наш аппарат не будет работать номинально и наши команды не будут уверены, что он готов к полету”.
Команды выключат космический аппарат сегодня вечером, а в среду отправят ракету и космический аппарат обратно на Объект вертикальной интеграции для дальнейшего осмотра и тестирования, чтобы сообщить о следующих шагах.
Цитата: Герасим Лейбович-Барский от 04.08.2021 12:26:23МОСКВА, 4 авг – РИА Новости. Болт,Скрытый текст
Цитатадиректор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалёв.
Что это был за болт? Удалось ли выяснить?
– Я тоже не знаю, что это за болт. Наверное, опять же, специалисты посмотрят. Такие вещи бывают. У нас все-таки механическое устройство, которое обрабатывается на станках. Давно-давно были случаи, когда оставалась какая-то мелкая стружка, которую невозможно убрать. И пока она на Земле, ее и обнаружить-то невозможно, а в невесомости иногда всплывало. С этим научились бороться – модули достаточно детально чистят. Если какой-то болт оказался незакрепленным, вплыл ли он вместе с экипажем, был ли он там? Наверное, по самому болту определим, что это такое. Это опасности никакой не представляет! Станция сделана так, что какие-то посторонние объекты не приводят к тому, что что-то заклинит. Тем не менее, любой мелкий инцидент разбирается в процессе полета.
– То есть, все нужные болты на месте?
– Нужные болты на месте. Видимо, если это был болт, который был в этом модуле, может быть, остался с каких-то сборочных операций.
https://www.vesti.ru/article/2596360
Цитата"Визуально всё было в порядке. Пыли нет. Когда мы открывали люк, то увидели, как оттуда вылетел болт длиной два сантиметра", — сказал Новицкий подмосковному центру управления полётами в эфире трансляции NASA.
Цитата: normalized_ от 04.08.2021 16:58:09Буду благодарен, если кто-нибудь найдет первоисточник, то есть запись трансляции НАСА с этим эпизодом про болт.
Цитата: aspb от 01.08.2021 20:39:29Цитата: Зебулон Сковилл 86-й полетный директор НАСА.Выполнено почти 1,5 оборота в положительном шаге, затем 0,5 оборота для возврата.
https://twitter.com/…2487370753
Цитата: BUR от 04.08.2021 14:52:26В теории, если этим тот-же "нуклон" займется... но займет это всё не один месяц (ресурс модуля?) и вряд-ли модули рассчитаны на столь длительную автономную эксплуатацию... а стоит им по-настоящему вымерзнуть... почитайте про реанимацию Салют-7 (если с номером не ошибаюсь).
В общем к тому времени когда РОСС получит свой первый экипаж... будет разумнее делать новые модули под её задачи.
Цитата: aspb от 04.08.2021 18:05:52Отдельной ссылки на видео нет.