В каком-то смысле это безумная идея. Кто будет платить за электрификацию тысяч километров шоссе?
Избавление от выхлопа грузовых автомобилей – важная часть борьбы с изменением климата и загрязнением воздуха. Дальнобойные грузовики вносят непропорционально большой вклад в выброс парниковых газов и других загрязнений, поскольку очень много времени проводят в дороге.
Однако автопроизводители разделились. Два крупнейших производителя грузовиков в мире, Daimler и Volvo, переводят их на водородные топливные ячейки. Они утверждают, что тяжёлые батареи, обеспечивающие приемлемую дальность поездки, не имеет смысла ставить на грузовики – они отнимают часть полезной нагрузки.
Компания Traton, владеющая производителем грузовиков Scania, MAN и Navistar, утверждает, что водород – слишком дорогое и неэффективное топливо с точки зрения энергозатрат на его производство. Traton, главным акционером которой является Volkswagen, наоборот, ставит на постоянно улучшающие свои характеристики аккумуляторы – и на электрифицированные шоссе.
Traton – одна из компаний, спонсировавших проект eHighway к югу от Франкфурта. Кроме неё в проекте участвуют Siemens и Autobahn GmbH – государственная организация, отвечающая за немецкие шоссе. Небольшие отрезки электрических дорог есть также в землях Германии Шлезвиг-Гольштейн и Баден-Вюртемберг. Также такую технологию испытывали в Швеции, а в 2017 году – в
США рядом с портом Лос-Анджелеса.
Пока что выбор электрифицированных шоссе в Германии небольшой – отрезок длиной порядка 5 км близ Франкфурта, оснащённый проводами в обе стороны. Цель – испытать повседневное использование системы с реальными грузоперевозками реальных товаров. К концу года эту систему будут использовать около 20 грузовиков.
Шмайдер учился водить грузовик, будучи в армии. Он работает на транспортную компанию Schanz Spedition, расположенную в небольшом городке Обер-Рамштадт, находящемся в холмистом и лесистом регионе примерно в 55 км от Франкфурта.
Провода над дорогой, как их видно из кабины грузовикаВидеотрансляция с камеры, смотрящей на токоприёмникЕсли eHighway когда-нибудь начнут развёртывать в крупных масштабах, придётся сделать так, чтобы с ним могли работать компании, подобные Schanz. Это семейная фирма, которой управляют Кристин Хеммель и Керстин Зайберт – сёстры, и правнучки основателя компании. Их отец, Ганс Адам Шанц технически уже на пенсии, однако лично находился за рулём погрузчика, загружавшего паллеты в грузовик, когда Шмайдер готовился отправиться в свою вторую поездку за день для перевозки краски в распределительный центр Франкфурта.
По словам Шмайдера, бизнес процветает, поскольку из-за локдаунов все резко занялись домашним ремонтом, что подстегнуло спрос на краску, производимую на фабрике, расположенной по соседству со штаб-квартирой Schanz.
Шмайдер ездит по одному и тому же маршруту до пяти раз в день. Подобные поездки спонсоры проекта eHighway считают идеальными.
Хассо Грюньес, отвечающий за проект со стороны Siemens, сказал, что логичнее всего будет сначала электрифицировать самые популярные маршруты – к примеру, дорогу из нидерландского порта Роттердам до Дуйсбурга, немецкого промышленного центра. Или это может быть шоссе, соединяющее немецкие порты Гамбург и Любек.
По словам Грюньеса, между этими точками на карте взад и вперёд постоянно курсируют грузовики. Транспортные компании могли бы существенно сэкономить на своей главной статье расходов – горючем, что легко оправдало бы инвестиции в установку токоприёмников на грузовики. В долгосрочной перспективе по расчётам Siemens 4000 км электрифицированных шоссе возьмут на себя 60% всего грузового трафика Германии. Недавно Siemens заявила, что будет сотрудничать с производителем запчастей Continental для массового производства токоприёмников.
Однако задача по прокладке всех этих проводов ляжет на плечи немецкого правительства. Это обойдётся в сумму порядка €2,5 млн на километр.
Министерство окружающей среды Германии, вложившееся в три электрифицированных шоссе, сравнивает результаты их работы с итогами езды грузовиков на водородных топливных ячейках и на аккумуляторах. В министерстве говорят, что через три-четыре года будет принято решение о поддержке той или иной технологии.
По словам представителя министерства, в результате множества исследований было установлено, что несмотря на высокую стоимость возведения инфраструктуры, наиболее эффективным считается решение с проводами над шоссе. Однако при этом аккумуляторы становятся всё дешевле и лучше, а время заряда уменьшается. Как было заявлено, «в итоговом выборе технологии будут учтены общая стоимость инфраструктуры, машин и энергии».
Правительство осторожничает в этом вопросе, поскольку есть риск, что налогоплательщики оплатят электрификацию шоссе, а затем индустрия грузоперевозок откажется от этой технологии, или же она устареет из-за чего-то нового.
По словам Герта де Кока, специалиста по электрификации из брюссельского общественного движения Transport & Environment, «в теории это самая лучшая идея». Но, по его словам, политические препоны – к примеру, согласование технологических стандартов между всеми европейскими правительствами – пока слишком велики.
«Проблема больше в координации, нежели в технологии, — сказал Кок. – Мы её не поддерживаем, потому что считаем, что её не будут реализовывать».
Томас Шмайдер в испытательном грузовикеШмайдер, водитель грузовика, в технологию верит. На работу в Schanz он устроился в 2019 году, когда этот испытательный проект только начинался – специально, чтобы в нём участвовать.
«Мне всегда был интересен электротранспорт и направление его развития», — сказал он, одновременно выруливая на своей Scania через узкую улочку, ведущую от штаб-квартиры Schanz на шоссе А5. Гибридный грузовик, оснащённый дизельным двигателем, электромотором и небольшим аккумулятор, проехал знак, указывающий на замок Франкенштейна – который, как говорят, стал вдохновением для автора известного романа о монстре.
Вскоре Шмайдер уже заезжал по эстакаде на А5, и стали видны столбы, поддерживающие расположенные над дорогой кабели eHighway. В кабине смена питания едва ощущалась, когда Шмайдер активировал токоприёмник, тянущийся к контактным проводам.
С этих же кабелей подзаряжается и аккумулятор грузовика, в котором хранится достаточно энергии, чтобы проехать на небольшое расстояние в городском трафике без вредного выхлопа. Это ещё одно преимущество системы – eHighway может устранить необходимость в станциях подзарядки, что очень важно для индустрии грузоперевозок, в которой время – это деньги.
«Для инфраструктуры требуется много ресурсов, — написал нам Манфред Болтц, профессор Дармштадтского технологического университета, занимающийся анализом и консультациями. – С другой стороны, она обеспечивает очень большую энергоэффективность, а для поездок за пределами кабелей нужны совсем небольшие аккумуляторы».
Шмайдер положил свои руки на руль, пока автономная система вождения подводила грузовик точно под кабели. Он и другие водители таких грузовиков прошли однодневные курсы обучения по работе с этой системой и устранению проблем – таких, к примеру, как загораживающие полосу автомобили. Такие случаи с ним уже бывали. Он просто вырулил из-под кабелей на другую полосу при помощи дизельного двигателя.
Иногда случались и технические неполадки. Пару раз отказывали датчики. «Но больших проблем не было», — сказал Шмайдер.
Почти все согласны с тем, что крупнейшим препятствием к созданию глобальной сети электрических дорог является не технология. «Мы продемонстрировали, что такие дороги можно построить, — сказал Грюньес. – Теперь вопрос в том, как строить их в больших масштабах».