Роль СМП в экономикеУ России есть давние традиции освоения Северного морского пути: еще Петр I рассматривал освоение этого маршрута как государственную задачу. Предшественником СМП историки считают Мангазейский морской ход, связывавший Поморье с Сибирью в XVII веке. На большие перспективы северного морского сообщения обращал внимание и Михаил Ломоносов. Но становление СМП как транспортной магистрали началось уже в советский период: в 1931 году для этих целей было создано Главное управление Севморпути, отвечавшее, в частности, за «северный завоз» — снабжение населения Крайнего Севера и Дальнего Востока.
В советские годы по СМП перевозили цветные металлы и руды, лес, сухие грузы, уголь. Значимая эксплуатация СМП началась только после Великой Отечественной войны (ее пик пришелся на 1970 — начало 1980-х годов). Начиная с 1988 года экономическая активность, а затем и военное присутствие СССР в Арктике стали значительно сокращаться.
Так, если в 1987-м объемы грузоперевозок по СМП составляли 6,5 млн тонн (рекордный показатель за всю историю Советского Союза), то в 1996 году — всего 1,8 млн тонн. Увеличение грузооборота по СМП началось только в конце 2000-х годов, а побить рекорд СССР удалось в 2016 году. В 2017 году показатель продолжил расти, достигнув 10,7 млн тонн. Это рекордная цифра за всю историю существования транспортного водного коридора.
В администрации СМП положительную динамику объясняют завозом строительных материалов для проекта «Ямал-СПГ» (проектная мощность 16,5 млн тонн в год), в рамках которого строятся порт Сабетта и завод по сжижению природного газа, а также наращиванием отгрузки нефтегазовых ресурсов с месторождений Новопортовского (владелец лицензии «Газпром нефть», проектная мощность 8,5 млн тонн в год), Приразломного («Газпром нефть», 6,6 млн тонн), Варандейского («Лукойл» и «Башнефть», 8,5 млн тонн в год) и Мессояхского (Независимая нефтегазовая компания, 3 млн тонн в год).
Арктические ресурсыПо данным Минэнерго, извлекаемые запасы нефти и газа в арктическом регионе страны составляют 260 млрд тонн условного топлива, или 60% всех извлекаемых углеводородных ресурсов в России. Из 15 действующих и перспективных инвестпроектов в Арктике 11 связаны с освоением нефти и газа, четыре — руд и угля.
Принцип двух ключейВ 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства. 24 января 2013 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому были законодательно закреплены границы СМП, ледокольная и лоцманская проводка судов по нему отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Распоряжением правительства РФ от 15 марта 2013 года для управления СМП было создано Федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути», подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта РФ.
В функции Администрации входили выдача разрешений на плавание судов в акватории СМП, мониторинг и предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке на СМП, содействие проведению поисковых и спасательных работ и прочее.
Госкорпорация «Росатом» подготовила предложения в законопроект о присвоении статуса единого инфраструктурного оператора Северного морского пути. Законопроект прошел необходимые экспертизы и находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.
Ранее, осенью 2017 года, Владимир Путин согласился с предложением премьер-министра Дмитрия Медведева передать функции оператора СМП Росатому. Предполагалось, что госкорпорация будет отвечать за судоходство, навигацию, порты и энергоснабжение СМП, а также получит часть активов, подведомственных Минтрансу, в частности портовую инфраструктуру Арктики и ледоколы «Росморпорта». После этого по поручению В. Путина Росатом подготовил поправки в закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» и законодательные акты, предполагающие наделение его функциями куратора СМП. Для получения новых полномочий Росатом разработал отдельный законопроект.
В одном из последних вариантов законопроекта, согласно которому Росатом станет инфраструктурным оператором Севморпути, предлагается принцип «двух ключей» — совместного курирования определенных сфер Росатомом и Минтрансом. О принципах разделения полномочий Росатом и Минтранс договорились на совещании в середине июня у вице-премьера Максима Акимова. За Минтрансом остаются функции нормативного регулирования судоходства и морского транспорта, включая порты, обеспечение транспортной безопасности, выполнение международных обязательств и управление капитанами морских портов, а также выработка госполитики.
ПланыВ рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» запланировано увеличение объема грузоперевозок по Северному морскому пути до 63,7 млн тонн в год, уровня технической оснащенности трасс СМП — до 40,5 %.
В законопроекте сказано, что Росатом, как и предполагалось, получит полномочия по управлению госимуществом (его перечень будет определен правительством), а также станет главным распорядителем и получателем бюджетных средств, в его ведение поступят инфраструктуры портов, обеспечение навигации и круглогодичной проводки по СМП. За Росатомом также закрепляются полномочия администрирования — предоставление информационных услуг в области организации плавания судов, требований к обеспечению его безопасности и осуществления ледокольной проводки, выработка рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и ледоколов на СМП, содействие поисковым и спасательным операциям.
Правительству предстоит утвердить правила плавания в акватории СМП, в том числе выдачу разрешений на плавание и документов на права ледовой лоцманской проводки. Кроме того, до конца этого года придется разработать правила ледокольной и лоцманской проводки в акватории СМП, а также правила проводки судов по маршрутам СМП и положение о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов. Законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму и в конце июля прошел первое чтение. В целом передача полномочий Росатому позволит повысить эффективность государственного управления в сфере развития и устойчивого функционирования СМП, инфраструктуры его морских портов.
СМП против Суэцкого каналаКлючевой конкурент СМП на мировом рынке — египетский Суэцкий канал, одна из самых загруженных артерий в мире. Главная его проблема — это ограничения на габариты судов. Из-за этого крупные суда перегружают свои грузы на суда Администрации Суэцкого канала, что ведет к дополнительным временным и денежным затратам. Поэтому спрос на услуги канала растет быстрее, чем его пропускная способность. Таким образом появляются теоретические возможности для загрузки СМП.
И СМП, и Суэцкий канал способствуют ускорению перевозок товаров и грузов между АТР и Европой. У обоих есть и преимущества, и недостатки, а также предпосылки для развития.
Теоретически проход судов через СМП быстрее и дешевле. Но это нивелируется рядом факторов: слишком велики риски из-за устаревшей инфраструктуры, низкого качества услуг, вероятности непредоставления ледокольного сопровождения в нужное время и в нужном месте, угрозы ледового сжатия и т. п. Важный сдерживающий фактор — то, что СМП могут пользоваться лишь суда с определенными характеристиками: с усиленными мерами защиты от льдов и торосов. Это удорожает снаряжение судов и отпугивает многих потенциальных желающих воспользоваться услугами СМП.
Решающим моментом в конкуренции Суэцкого канала с Северным морским путем будет возможность прохода крупнотоннажных судов. Несмотря на активную эксплуатацию СМП в период СССР, транзит иностранных судов и кораблей в те годы осуществлялся крайне редко. Это было обусловлено не только сложными климатическими условиями, но и масштабами и направлениями морской логистики. Кроме того, на берегу и островах Северного Ледовитого океана располагалось множество военных объектов (испытательные полигоны, стрельбища, аэродромы, части разведки), а в водах Баренцева моря постоянно находились корабли Северного флота. В целях недопущения утечки гостайны советское руководство негативно относилось к присутствию иностранных судов в этих районах.
А значит, сегодня Россия не восстанавливает отрасль экономической деятельности, утерянную после распада СССР, а создает принципиально новое направление.
СМП: подробностиНа трассе СМП находится свыше 50 портов. Проводку судов по СМП осуществляют четыре компании: «Росморпорт», «Мурманское морское пароходство», «Дальневосточное морское пароходство» и «Лукойл».
В акватории СМП действуют восемь линейных ледоколов: четыре атомных («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») и четыре дизель-электрических («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников», «Капитан Драницын»).
Навигацию без ледокольной проводки по СМП в западном направлении (в восточном — в летние месяцы) осуществляют танкеры-газовозы ледового класса Yamalmax.
Пройти сквозь толщу льдаКоличество транзитных судов, использующих СМП, пока явно недостаточно для того, чтобы он рассматривался как маршрут, имеющий важное значение для мировой логистики. Но это лишь пока по СМП не налажены регулярные перевозки сжиженного природного газа (СПГ) как российского происхождения («Ямал СПГ», «Арктик СПГ»), так и зарубежного.
По словам экспертов, круглогодичная работа СМП возможна только при обеспечении маршрута атомными ледоколами. Серьезные вопросы вызывает состояние ледокольных мощностей. Половина атомоходов близка к тому, чтобы выработать свой ресурс: «Вайгач» должен быть снят с эксплуатации в 2019 году, «Таймыр» — в 2021-м, «Ямал» — в 2022-м. При оптимальном развитии событий эти потери будут восполнены тремя более мощными ледоколами проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал» — и атомным ледоколом мощностью 110 МВт. Скептики полагают, что для обеспечения разрабатываемых месторождений даже этого набора ледокольных мощностей, скорее всего, окажется недостаточно. Для эффективной эксплуатации СМП как транзитной магистрали потребуется не менее 10 атомных ледоколов.
Топливно-энергетические гиганты, заинтересованные в бесперебойном судоходстве по СМП, собираются выходить из положения за счет использования газовозов и танкеров усиленного ледового класса Arc7. В связи с ускоренным вводом в эксплуатацию второй и третьей очередей «Ямала СПГ» (2018 и 2019 годы) НОВАТЭКу требуются дополнительные газовозы. Суда, эксплуатируемые «Газпромом», имеют достаточно высокий ледовый класс (1А — Arc4), позволяющий работать на Северном морском пути в сопровождении ледокола. Тем самым НОВАТЭК решает задачу опережающих поставок на рынок дополнительных объемов газа.
В России СПГ-танкеры никогда не строились, и пока нет верфи, способной выполнить подобный заказ. Строительство суперверфи ведет «Звезда» в Приморском крае. Планируется, что эта верфь — единственная в России — сможет строить средне- и крупнотоннажную морскую технику, а также оборудование для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья.
В рамках XXII Петербургского международного экономического форума АО «Роснефтефлот» («дочка» ПАО «НК «Роснефть»») и ООО «ССК «Звезда»» заключили договор на строительство танкера-челнока Arc6 дедвейтом 69 тыс. тонн. Договор предусматривает опцион на строительство второго аналогичного судна. Одновременно между ПАО «НК «Роснефть»» и АО «Роснефтефлот» подписан договор фрахтования танкера сроком на 20 лет. Танкер будет использоваться для безопасного экспорта нефти и нефтепродуктов с месторождений им. Р. Требса и А. Титова.
Согласно утвержденной правительством госпрограмме по развитию Арктики до 2025 года, на реализацию проектов, включая мероприятия по линии Минобороны, из бюджета будет выделено 144 млрд руб. в 2021-2025 годах. Но для такого масштабного проекта, как развитие Арктики, этих средств недостаточно, считает руководитель InfraONE Research Александра Галактионова. Только для строительства десяти ледоколов, включая «Лидер», о необходимости которых заявляет Росатом, понадобится 300-350 млрд руб., а с учетом инфраструктуры (в том числе расширения проливов и установки систем навигации) сумма может вырасти до 450-500 млрд руб., оценивает эксперт. Это достаточно консервативная оценка, но даже такую сумму вряд ли найдут в бюджете, поэтому, скорее всего, Росатому придется привлекать средства инвесторов, добавляет А. Галактионова. Например, ледоколы могут строиться на условиях концессий.
А до тех пор СМП будет использоваться для каботажных перевозок, вывоза добываемых в Арктике ресурсов. При оптимистичном сценарии, когда увеличится число атомных ледоколов, ситуация может измениться в лучшую сторону, и транзит по «Холодному Шелковому пути» станет реальностью.
Работа Северного морского пути станет экономически эффективной в случае значительного роста объема грузоперевозок. Однако для решения этой задачи в России необходимо проделать огромную дополнительную работу по инфраструктурному развитию СМП, который в итоге должен стать центром обновленной арктической транспортной системы. Она включит новые и реконструированные железные и автомобильные дороги, примыкающие к СМП, речные и авиационные маршруты, а также современную береговую и прочую инфраструктуру.
По мнению экспертов, эта транспортная система должна обеспечить решение любых задач, связанных с обслуживанием Арктической зоны России: от создания достойных социальных и культурных условий жизни народам Севера и вовлечения в народнохозяйственный оборот страны природных ресурсов арктических месторождений до укрепления экономической безопасности и обороноспособности.
Комментарий экспертаАнтон Зубков, руководитель проекта Блока по развитию и международному бизнесу госкорпорации «Росатом»: — Реализация проекта развития Северного морского пути и обеспечения круглогодичной навигации, в свете поручений Президента Российской Федерации, — амбициозная задача не только для Росатома, но и для всей страны. Совместно с заинтересованными ФОИВ мы проделали огромную работу по оценке и анализу потенциала Арктического региона, грузопотоков, необходимости строительства дополнительных ледокольных мощностей для обеспечения перевозок формируемых объемов грузов; подготовлены предложения в нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность по развитию Арктической зоны Российской Федерации.
Но это только начало пути. Предстоит сделать еще очень многое и реализовать подготовленные предложения. В том числе завершить строительство 1−3 УАЛ, обеспечить строительство 4−5 УАЛ и атомных ледоколов нового типа «Лидер», которые должны обеспечить безопасную круглогодичную навигацию в акватории Арктики.
При этом стоит учитывать, что полноценно СМП заработает лишь после того, как будут модернизированы порты и береговая инфраструктура, а также налажены сервисные услуги и созданы ремонтные базы вдоль СМП для грузовых судов и судов обеспечения.
Кроме того, нельзя рассматривать проект развития СМП в отрыве от материковой части. Соответственно, потребуются разработка и развитие разветвленной сети транспортно-логистических маршрутов, ведущих вглубь материковой части и связывающих порты с автомобильными и железнодорожными сообщениями.
Росатом не случайно претендует на роль единого оператора СМП. Сегодня это единственная корпорация, которая сумела обеспечить управление проектами на полном жизненном цикле, приумножить опыт, накопленный в советскую эпоху, обеспечить развитие территорий присутствия атомной отрасли, войти в другие регионы с масштабными инфраструктурными проектами, соединить атомные технологии, цифровые решения, композитные материалы и другие высокотехнологичные направления.
Арктическая территория может рассматриваться как полигон для освоения новых технических решений, изучения свойств материалов и апробации новых подходов в проектной и конструкторской деятельности. Девиз: «То, что работает в Арктике, работает везде», — становится актуальным как никогда.
Смело можно сказать, что реализация проекта развития Северного морского пути станет самым масштабным событием после эпохи индустриализации. Конечно, будет много вызовов, но их решение позволит вывести Российскую Федерацию на принципиально новый путь экономического развития и позицию безусловного лидера в мировой геополитической обстановке.
Источник:
Атомный Эксперт